Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии - специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Шарутина С.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Савичева К.А.,
с участием:
от заявителя - ООО "Статус Групп" - <...> (по доверенности N 2 от 29.07.2019, ордеру N 413 от 30.07.2019);
от организатора торгов - АО "Ярославское автотранспортное предприятие" - <...> (по доверенности N 26 от 29.07.2019), <...> (по доверенности N 27 от 29.07.2019),
рассмотрев жалобу ООО "Статус Групп" на действия организатора торгов - АО "Ярославское автотранспортное предприятие" (ИНН 7603072167, ОГРН 1197627011295),
в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО "Статус Групп" (вх. N 6856 от 22.07.2019) на действия (бездействие) организатора (заказчика) торгов - АО "Ярославское автотранспортное предприятие" при проведении запроса предложений в электронной форме N 31908064159 на право заключения договора поставки моторного дизельного топлива ЕВРО К-5 наливом для АО "Ярославское АТП".
Обжалуемые действия (бездействие) - осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Федерального закона "О закупках отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ, выразившегося в необоснованном отклонении заявки. Заявитель поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Организатор закупки не признал нарушений, представил на заседание Комиссии документы и материалы, запрошенные уведомлением о поступлении жалобы от 24.07.2019 N 5615/06-07.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы, в числе прочих на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
04 июля 2019 года на сайте www.zakupki.gov.ru организатором торгов размещены извещение и документация о проведении запроса предложений в электронной форме N 31908064159.
В соответствии с извещением о закупке датой окончания подачи заявок является 14 июля 2019 года, датой рассмотрения заявок и подведения итогов - 15 июля 2019 года.
В период действия срока приема заявок организатору поступило 3 заявки на участие в запросе предложений от ООО "Статус Групп", АО "ГК "ЕКС", ООО "ЯТК".
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений N 949281 от 16.07.2019 заявка ООО "Статус Групп" признана несоответствующей требованиям документации, заявки АО "ГК "ЕКС", ООО "ЯТК" признаны соответствующими требованиям документации.
В соответствии с протоколом подведения итогов запроса предложений N 949281 от 16.07.2019 победителем признано АО "ГК "ЕКС".
Довод заявителя о неправомерном отклонении заявки ООО "Статус Групп" признан обоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:
а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.
В нарушение указанной нормы протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений N 949281 от 16.07.2019, в соответствии с которым была отклонена заявка ООО "Статус Групп", не содержит указаний на положения документации, которым не соответствует такая заявка.
Из письменных пояснений организатора торгов следует, что заявка ООО "Статус-Групп" была отклонена на основании следующего.
В соответствии с пунктом 4 раздела 1 Документации участник закупки должен предоставить в составе заявки в том числе следующие документы:
- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника закупки без доверенности (далее - руководитель). В случае, если от имени участника закупки действует иное лицо, заявка на участие в закупке должна содержать также доверенность (оформленная в свободной форме) на осуществление действий от имени участника закупки, заверенную печатью участника закупки и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в запросе котировок должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица (пп. в);
- копии учредительных документов участника закупки, копии свидетельств: Устав (все страницы), свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на налоговый учёт (для юридического лица); копия документа, удостоверяющего личность (ксерокопию паспорта), свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица (для физических лиц), копия документа, удостоверяющего личность (ксерокопию паспорта), свидетельство о постановке на учет в налоговом органе индивидуального предпринимателя, свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (для индивидуального предпринимателя) (пп. д);
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица, и если для Претендента стоимость закупки или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения договора являются крупной сделкой. Если данная сделка не является крупной в соответствии с действующим законодательством и /или уставными документами, - предоставляется справка в свободной форме за подписью руководителя предприятия и главного бухгалтера, декларирующая, что данная сделка не является для организации крупной сделкой (пп. е).
В этом же пункте Документации указано, что копии документов, предоставляемые участником запроса предложений, должны быть представлены в полном объеме, в том числе содержать все страницы и не иметь нечитаемых фрагментов (не воспроизводящих или воспроизводящих не в полной мере информацию подлинника) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.8-2013 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения". В соответствии с указанным ГОСТ под копией документа понимается экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа.
В нарушение указанных требований, по мнению АО "Ярославское автотранспортное предприятие", ООО "Статус Групп" не представлены в составе заявки:
- Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки.
В составе заявки участником представлены документы в формате PDF, документы подписаны рукописной подписью генерального директора Мамедова С.В., его полномочия подтверждены. Заявка участника на ЭТП подана и подписана электронной подписью от имени Леонович А.А. Однако, доверенность от имени Мамедова С.В., лицу, осуществляющему действия от имени участника закупки в лице Леонович А.А. не представлена. В составе заявки представлена доверенность N 22/10/2018, в соответствии с которой ООО "Статус Групп", в лице Генерального директора Леонович Наталии Анатольевны, уполномочивает Леоновича А.А. осуществлять предусмотренные в ней полномочия, доверенность выдана сроком на 1 год.
- Решение об одобрении или о совершении крупной сделки.
В составе заявки представлено решение N 8/18 внеочередного общего собрания участников ООО "Статус Групп" от 25.05.2018 г. Пунктом 3.1 данного решения определено: "Одобрить совершение крупных сделок в соответствии с положениями статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", заключаемых по результатам участия ООО "Статус групп" в торгах, проводимых в том числе в форме: конкурсов, аукционов, открытых аукционов в электронной форме, максимальная сумма одной сделки не должна превышать 1 000 000 000 (один миллиард) рублей". Из содержания данного документа следует, что перечень способов закупки по результатам которых, возможно совершение крупных сделок, ограничен. Указанное право не распространяется на торги в форме запроса предложений в электронной форме. Кроме того, учитывая дату внеочередного собрания участник не относит к торгам такой способ закупки как запрос предложений в электронной форме, поскольку Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено вступление в действие поправок в статью 3 с 01.07.2018 года.
- Участником закупки представлена копия Устава, которая имеет нечитаемые и плохо воспроизводимые фрагменты текста на листах N 14-17.
Антимонопольный орган, проанализировав доводы сторон, пришел к следующему выводу.
Согласно пункту 1 статьи 53 Гражданского кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее - ГК РФ) юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.
Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами (пункт 4 статьи 185.1 ГК РФ).
То есть при выдаче доверенности от имени юридического лица доверителем является сама организация, а не ее руководитель. Последний выступает лишь в качестве органа юридического лица.
Обстоятельства, при наступлении которых действие доверенности прекращается, перечислены в статье 188 ГК РФ. Смена руководителя организации к ним не отнесена.
Таким образом, при назначении нового руководителя учреждения выданные прежним руководителем доверенности продолжают действовать до наступления перечисленных в статье 188 ГК РФ обстоятельств, а лица, которым такие доверенности были выданы, вправе осуществлять предусмотренные в них полномочия и после назначения нового руководителя.
Кроме того, в составе заявки ООО "Сервис Групп" приложен протокол N 01/04-19 внеочередного учредительного собрания ООО "Статус Групп" от 22.04.2019, в соответствии с которым принято решение о досрочном прекращении полномочий генерального директора Общества Леонович Наталии Анатольевны, что свидетельствует о полномочиях Леонович Н.А. на выдачу от имени Общества доверенностей на момент исполнения ей обязанностей генерального директора.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Ярославского УФАС России считает, что в составе заявки ООО "Статус Групп" содержится документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, регулирующим закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, запрос предложений в электронной форме является торгами, соответственно в составе заявки ООО "Статус Групп" содержится решение об одобрении крупной сделки.
По вопросу нечитаемых и плохо воспроизводимых фрагментов текста в представленной в составе заявки копии Устава ООО "Статус Групп" антимонопольный орган поясняет следующее.
Данная копия содержит плохо воспроизведенные фрагменты в нумерации нескольких пунктов, при этом сам текст устава читаем и позволяет определить определить его содержание. Данный недостаток является незначительным и не позволяет признать устав несоответствующим подлиннику.
В соответствии с пунктом 6 Документации участник закупки, подавший заявку, не допускается Закупочной комиссией к участию в закупке в случае:
- несоответствия участника процедуры закупки обязательным требованиям, установленным документацией о закупке;
- несоответствия участника закупки и (или) его заявки иным требованиям документации о закупке (извещению о проведении запроса котировок) или настоящего Положения;
- непредставления обязательных документов или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, если требование обеспечения таких заявок указано в документации о закупке;
- в случае непредставления обязательных документов, либо наличие в таких документах или заявке недостоверных сведений об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;
- в случае, выявления в документах, представленных участником в составе заявки, противоречивых сведений, предполагающих двоякое толкование; не соответствие действительности;
- в случае, несоответствия заявки требованиям документации о закупке, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора, превышающего установленную начальную (максимальную) цену договора, предложение о цене единичных расценок по договору;
- наличия в составе заявки недостоверной информации, в том числе в отношении его квалификационных данных.
Учитывая данные обстоятельства, оснований, перечисленных в пункте 6 Документации для отклонения заявки ООО "Статус Групп" не имелось.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Ярославского УФАС России считает, что организатором торгов неправомерно отклонена заявка ООО "Статус Групп".
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Статус Групп" (вх. N 6856 от 22.07.2019) на действия (бездействие) организатора (заказчика) торгов - АО "Ярославское автотранспортное предприятие" (ИНН 7603072167, ОГРН 1197627011295) при проведении запроса предложений в электронной форме N 31908064159 на право заключения договора поставки моторного дизельного топлива ЕВРО К-5 наливом для АО "Ярославское АТП" обоснованной.
2. Установить в действиях АО "Ярославское автотранспортное предприятие" при проведении запроса предложений в электронной форме N 31908064159 на право заключения договора поставки моторного дизельного топлива ЕВРО К-5 наливом для АО "Ярославское АТП" нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, части 13 статьи 3.2 Закона о закупках, пункта 6 Документации о закупке.
3. Выдать АО "Ярославское автотранспортное предприятие" предписание об отмене протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений N 949281 от 16.07.2019, протокола подведения итогов запроса предложений N 949281 от 16.07.2019 и повторном рассмотрении заявок на участие в запросе предложений в электронной форме N 31908064159 на право заключения договора поставки моторного дизельного топлива ЕВРО К-5 наливом для АО "Ярославское АТП".
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич
Члены Комиссии С.А. Шарутина
К.А. Савичева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 30 июля 2019 г. N 076/07/3-358/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 01.08.2019