Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (Тамбовского УФАС России) Гречишникова Елена Анатольевна, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N 068/04/14.3-9/2019, возбужденного в отношении ИП <_> по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
в присутствии ИП <_>, которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛА:
С ноября 2018 года вдоль дороги близ магазина по адресу: Тамбовская обл., г. Рассказово, ул. 8 Марта, д. 12 А, размещается рекламный выносной штендер с информацией следующего содержания: "Обувь N 1. Унты. Детские, женские, мужские, термосапоги, ботинки, галоши".
Исходя из статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая реклама адресована неопределенному кругу лиц, направлена на продвижение реализуемой продукции и привлечение клиентов, и указанное в рекламе словосочетание воспринимается не просто как информация о торговой точке, а именно как реклама, поскольку формирует положительный образ указанного магазина, а также всех имеющихся в нем товаров и услуг, и способствуют возникновению желания обратиться именно к данному продавцу.
В соответствии со статьей 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
В указанной рекламе обувного магазина содержится утверждение "N 1", однако указание конкретного критерия, по которому осуществлено сравнение отсутствует.
Для утверждения о статусе производителя "N 1" перед другими производителями необходимо наличие оснований, позволяющих судить о данном превосходстве. Отсутствие в рекламе критерия, по которому использовано данное утверждение "N 1", означает возможность проведения сравнения, по любому критерию.
Указанная реклама создает впечатление, что производитель со статусом "N 1" является "первым", "лучшим", обладает более высокими достоинствами и преимуществами по отношению к другим производителям. Таким образом, рекламируемая продукция представляется потребителю наиболее качественной и востребованной по сравнению с другими производителями.
В материалы дела не представлены документы, подтверждающие, что магазин соответствует указанному в рекламе показателю и что, по сравнению с конкурентами, в данном месте предлагают лучший ассортимент товаров.
С учетом изложенного, указанная реклама в силу пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе является недостоверной.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе является ненадлежащей.
Статьей 38 Закона о рекламе установлено, что за нарушение требований части 3 статьи 5 Закона о рекламе ответственность несет рекламодатель.
17.01.2019 на рассмотрении дела ИП <_> указал, что самостоятельно разработал макет рекламы, изготовил штендер в рекламном агентстве и впоследствии разместил его перед входом в магазин обуви. О нарушении рекламного законодательства предприниматель не предполагал. Реклама размещается с ноября 2018 года.
Таким образом, ИП <_> является рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы.
Нарушение устранено по предписанию антимонопольного органа. В настоящее время реклама обувного магазина с указанием на преимущественную характеристику магазина "N 1" не распространяется.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона о рекламе, нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, ИП <_> совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Уведомлением исх. от 31.01.2019 N 58-3-06/363 ИП <_> вызван на составление и подписание протокола об административном правонарушении на 05.03.2019 года в 15 часов 00 минут.
На составление и подписание протокола об административном правонарушении ИП <_> явился лично. Копия протокола вручена индивидуальному предпринимателю.
ИП <_> заявлено ходатайство от 05.03.2019 (вх. N1209) о рассмотрении дела об административном правонарушении в день составления протокола 05.03.2019. Ходатайство удовлетворено.
На рассмотрении дела ИП <_> указал, что признает нарушение, впредь обязался подобных нарушений не допускать.
Дело об административном правонарушении N 068/04/14.3-9/2019 рассматривалось с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения лица, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, в соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Вина ИП <_> состоит в том, что он нарушил требования законодательства Российской Федерации о рекламе, и не предпринял всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных законом требований, при рассмотрении дела не установлены.
Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, не установлено.
Правонарушение продолжалось в период с ноября 2018 по 5 марта 2019 года, прекращено по предписанию антимонопольного органа.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрена замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением лицам являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 4.1.1. КоАП РФ установлено, что административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ указано, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В рассматриваемом случае нарушение, совершено ИП <_> впервые, не причинило вред, не привело к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствует имущественный ущерб, также установлено, что ИП <_> является субъектом малого предпринимательства.
Рассмотрев дело об административном правонарушении N 068/04/14.3-9/2019, руководствуясь статьями 23.48, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛА:
Привлечь ИП <_> к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде предупреждения.
Согласно части 1 и части 3 статьи 30.1 и части 1 статьи 30.3 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Руководитель |
Е.А. Гречишникова |
исп. Мясникова А.Н., (4752) 72-93-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 5 марта 2019 г. N 068/04/14.3-9/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.03.2019