Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Удмуртского УФАС России, Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии: <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Удмуртского УФАС России; <_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок Удмуртского УФАС России, кворум соблюден,
в присутствии:
представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение): <_> (доверенность N12-юр от 23.04.2019), <_> (доверенность N13-юр от 09.07.2019);
в отсутствие:
представителя заявителя ООО "Геосфера" (далее - Заявитель): уведомлен надлежащим образом (уведомление исх. NАА 01-17-05/4927э от 12.07.2019),
представителя заказчика - КУ УР "Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики" (далее - Заказчик);
рассмотрев жалобу ООО "Геосфера" на положения конкурсной документации N зз-21566-19 выполнение работ по диагностике и оценке технического состояния автомобильных дорог, разработка проекта организации дорожного движения (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0813500000119006452, далее - Конкурс), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
10.07.2019 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения конкурсной документации (вх. N5341э). По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно установил в Конкурсной документации порядок оценки по показателю "деловая репутация участника закупки", определяемый индексом деловой репутации в соответствии с ГОСТ Р 66.1.02-2015 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих инженерные изыскания", что является нарушением пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе. Также, по мнению Заявителя, такую оценку могут проводить только две аккредитованные компании, что может привести к необоснованному ограничению количества участников закупки.
Представитель Уполномоченного учреждения возражал против доводов жалобы. Заказчик направил в материалы дела письменные возражения (вх. N5482).
Рассмотрев жалобу, устные и письменные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, информацию, находящуюся в открытом доступе в единой информационной системе в сфере закупок, осуществив в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
19.06.2019 Уполномоченным учреждением в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении Конкурса и Конкурсная документация. Начальная (максимальная) цена контрактов установлена в размере 95 508 217,19 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок: 11.07.2019, 09:00. Дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок: 11.07.2019, 23:59. Дата подачи окончательных предложений: 15.07.2019. Дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок: 18.07.2019, 23:59.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Рассмотрев довод жалобы Заявителя, Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт его необоснованным в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Законом.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает стоимостные и нестоимостные критерии, в том числе: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила).
Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
Согласно пункту 13 Правил не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящими Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости. Не допускается использование заказчиком критериев оценки или их величин значимости, не указанных в документации о закупке.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно пункту 28 Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
В пункте 10 Конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе:
"Цена контракта: наименьшая цена контракта - 60 %.
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Квалификация участников закупки): 40 %, в том числе:
Критерий состоит из следующих показателей:
1 показатель - Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема: значимость показателя - 80 %; коэффициент значимости показателя КЗ1 = 0,8;
2 показатель - Деловая репутация участника закупки: значимость показателя - 20 %; коэффициент значимости показателя КЗ2 = 0,2.
КЗк = 0,4"
В пункте 10.4.5.2 Конкурсной документации Заказчик определил порядок оценки заявок по показателю "Деловая репутация участника закупки":
"Для получения рейтинга заявки по критерию "Квалификация участников закупки" количество баллов, присуждаемых i-й заявке по указанному критерию, умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Деловая репутация участника закупки определяется индексом деловой репутации в соответствии с ГОСТ Р 66.1.02-2015 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих инженерные изыскания".
При оценке заявки участника закупки по показателю учитывается значение индекса деловой репутации, указанное в сертификате соответствия и оценивается в соответствии со шкалой:
Значение индекса деловой репутации |
Количество баллов по показателю деловая репутация участника закупки (НЦБi2) |
от 80 и выше |
100 |
от 70 менее 80 |
50 |
от 60 менее 70 |
25 |
от 50 менее 60 |
12,5 |
ниже 50 (либо отсутствие сертификата) |
0 |
Для подтверждения сведений о значении индекса деловой репутации участник предоставляет копию сертификата соответствия, со всеми приложениями, выданного в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.1.02-2015. На момент подачи заявки сертификат соответствия должен быть действительным. Индекс деловой репутации должен быть актуальным на дату подачи заявок на участие в конкурсе.
Сертификат соответствия должен быть выдан лицом, аккредитованным Федеральной службой по аккредитации на право проведения оценки соответствия по требованиям ГОСТ Р 66.1.02-2015.
Сертификат должен быть выдан в результате оценки деловой репутации участника закупки по следующему виду деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред.2):
- 71.12.46 "Землеустройство".
Действительность сертификата соответствия и актуальность индекса деловой репутации должна быть подтверждена сведениями реестра выданных сертификатов соответствия, расположенных на официальном сайте аккредитованного лица.
При отсутствии у участника закупки деловой репутации, выраженной в индексе деловой репутации организации, рассчитанной в соответствии с ГОСТ Р 66.1.02-2015, заявке участника закупки по данному показателю присваивается 0 баллов.
В случае несоответствия данных, указанных в составе заявке, в том числе в копии прилагаемых участником закупки документов, такой заявке участника закупки по данному показателю присваивается 0 баллов.
В случае если участником закупки приложены документы, выданные лицом не допущенным в указанную систему сертификации с правом выдачи сертификата соответствия по требованиям ГОСТ Р 66.1.02-2015 заявке такого участника закупки присваивается 0 баллов.
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника, не является основанием для отклонения заявки участника".
Согласно требованиям ГОСТ Р 66.1.02-2015 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих инженерные изыскания" данный стандарт устанавливает специальные требования, модель и критерии оценки деловой репутации лиц, осуществляющих инженерные изыскания. Стандарт позволяет обеспечить единый и объективный подход при ранжировании и выборе лица, осуществляющего инженерные изыскания при проведении тендеров, конкурсов, а также оценки его репутационного потенциала и финансовой успешности. Стандарт входит в национальную систему стандартов "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности" в соответствии с классификатором видов экономической деятельности [1], относящихся к классу 71 раздела М "Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализа".
В отношении объекта закупки в извещении о проведении Конкурса Заказчиком присвоен код позиции по КТРУ 71.20.19.190, что соответствует классу 71 "Услуги в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследований и анализа" подкатегории 71.20.19.190 "Услуги по техническим испытаниям и анализу прочие, не включенные в другие группировки", указанных в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
Проанализировав положения Конкурсной документации в отношении установленных нестоимостных критериев оценки заявок участников и сопоставив их с требованиями пунктов 10, 11, 13, 27, 28 Правил, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик исходя из своих нужд и потребностей, а также объекта закупки правомерно установил с целью оценки показателя "деловая репутация участника закупки" требование о предоставлении сертификатов, выданных в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.1.02-2015 и направлено на определение наиболее квалифицированного исполнителя по заключаемому контракту, поскольку содержит объективные требования с учетом объекта закупки.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что порядок оценки заявок по показателю "Деловая репутация участника закупки", установленный в Конкурсной документации соотносится с объектом закупки и не противоречит требованиям Правил и Закону о контрактной системе. Содержание показателя "деловая репутация участника закупки" по нестоимостному критерию "квалификация участников закупки" и порядок его оценки Заказчиком в Конкурсной документации полностью раскрыты.
Отсутствие у участников закупки сертификата соответствия не является основанием для отклонения заявки от участия в Конкурсе, в связи с чем довод Заявителя о возможном ограничении количества участников закупки является необоснованным. Доказательств того, что аккредитованные организации каким-либо образом препятствуют в выдаче сертификата соответствия заинтересованным лицам Заявителем в материалы дела не представлено.
Комиссией Удмуртского УФАС России при проведении внеплановой проверки по доводам жалобы в действиях субъектов проверки нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 105, 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Геосфера" на положения конкурсной документации N зз-21566-19 выполнение работ по диагностике и оценке технического состояния автомобильных дорог, разработка проекта организации дорожного движения (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0813500000119006452) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии ________ <_>
Члены Комиссии: _________ <_>
_________ <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 17 июля 2019 г. N 018/06/106-582/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.07.2019