по результатам рассмотрения жалобы ООО "ДАРС - Строительство" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
09.08.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
рассмотрев жалобу ООО "ДАРС - Строительство" от 02.08.2019 б/н на действия (бездействие) заказчика ООО "Седьмой Ветропарк ФРВ" при проведении запроса оферт на право заключения договора на выполнение работ EPC BoP "под ключ" по проекту строительства "ВЭС - Казачья" (извещение N 2563036, размещенное на сайте https://www.fabrikant.ru/), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "ДАРС - Строительство" (далее - Заявитель) от 02.08.2019 б/н на действия (бездействие) заказчика ООО "Седьмой ветропарк ФРВ" (далее - Заказчик) при проведении запроса оферт на право заключения договора на выполнение работ EPC BoP "под ключ" по проекту строительства "ВЭС - Казачья" (извещение N 2563036, размещенное на сайте https://www.fabrikant.ru) (далее - Запрос оферт, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО "Седьмой ветропарк ФРВ" (далее - Положение о закупке).
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Запроса оферт, документация о проведении Запроса оферт (далее - Извещение, Документация) размещены на сайте Оператора Фабрикант.ру (https://www.fabrikant.ru/) - 14.06.2019;
начальная (максимальная) цена договора - 1 772 000 000 рублей;
дата окончания подачи заявок - 22.07.2019;
на участие в Запросе оферт подано - 4 заявки;
дата рассмотрения заявок - 05.08.2019;
дата подведения итогов Запроса оферт - 19.08.2019.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Запроса оферт Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком неправомерно не размещена информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке в единой информационной системе в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), а также протоколы, составленные в ходе проведения Запроса оферт, что не соответствует законодательству и препятствует надлежащему участию в торгах.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Запроса оферт Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положения о закупке, Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.
Таким образом, исключения составляют только закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентные закупки, осуществляемые закрытым способом.
В соответствии с частью 15 статьи 4 Закона о закупках не подлежат размещению в ЕИС сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении договоров, составляющие государственную тайну, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи. Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе следующие сведения:
1) о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей;
2) о закупке услуг по привлечению во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций, получению кредитов и займов, доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом, выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, открытию и ведению счетов, включая аккредитивы, о закупке брокерских услуг, услуг депозитариев;
о закупке, связанной с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества.
Таким образом, исключения составляют только закупки, связанные с наличием государственной тайны, закупки определенные Правительством Российской Федерации и случаи перечисленные в части 15 статьи 4 Закона о закупках.
На основании изложенного, неконкурентная закупка проведенная посредством способа Запрос оферт подлежит опубликованию в ЕИС.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил документы и пояснил, что Заказчиком неправомерно не размещена информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке в единой информационной системе в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), а также протоколы составленные в ходе проведения Запроса оферт, в связи с чем Заказчиком нарушены требования Закона о закупках.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что на момент рассмотрения Жалобы Заказчиком протоколы не составлялись.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, не разместившего закупку в ЕИС нарушают требования частей 5, 15 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, учитывая, что в результате публикации закупки на сайте оператора на участие в Запросе оферт подано 4 заявки от участников закупки, Комиссия ФАС России приходит к выводу об отсутствии влияния данного нарушения на результат закупки.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ДАРС - Строительство" (ИНН: 7327031144, ОГРН: 1047301324817) от 02.08.2019 б/н на действия (бездействие) заказчика ООО "Седьмой ветропарк ФРВ" (ИНН: 7703474039, ОГРН: 1197746242385) при проведении запроса оферт на право заключения договора на выполнение работ EPC BoP "под ключ" по проекту строительства "ВЭС - Казачья" (извещение N 2563036, размещенное на сайте https://www.fabrikant.ru) обоснованной.
Признать в действиях ООО "Седьмой ветропарк ФРВ" нарушения частей 5, 15 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 09.08.2019 N 223-ФЗ-821/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на проведение закупки.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 августа 2019 г. N 223-ФЗ-821/19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.08.2019