по результатам рассмотрения жалобы ООО "Юника" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
08.08.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
"..."
рассмотрев жалобу ООО "Юника" от 01.08.2019 N 1257 на действия (бездействие) заказчика АО "РЖДстрой" при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договоров на выполнение комплекса строительно-монтажных работ на объектах Калининградской железной дороги (извещение N 31908050873) (по лоту N 2), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступили жалоба ООО "Юника" (далее - Заявитель) от 01.08.2019 N 1257 на действия (бездействие) заказчика АО "РЖДстрой" (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договоров на выполнение комплекса строительно-монтажных работ на объектах Калининградской железной дороги (извещение N 31908050873) (по лоту N 2) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО "РЖДстрой", утвержденным приказом АО "РЖДстрой" (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Конкурса, Конкурсная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 28.06.2019;
Дата окончания подачи заявок - 18.07.2019;
Дата рассмотрения 1 частей заявок - 18.07.2019;
Дата рассмотрения 2 частей заявок - 19.07.2019;
Дата подведения итогов Конкурса - 22.07.2019;
На участие в Конкурсе по лоту N 2 подано 4 заявки, из них 3 заявки признаны соответствующими требованиям Документации;
В ходе заседания 07.08.2019 Комиссией ФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя объявлен перерыв до 08.08.2019.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса по лоту N 2 Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
Рассмотрев представленные материалы и документы, выслушав представителей Заказчика, Заявителя Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно протоколу подведения итогов от 26.07.2019 N 686/2 в допуске к участию в Конкурсе по лоту N 2 отказано участнику N 4 (Заявителю) "на основании пункта 3.1.2 документации в связи с непредставлением сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства или декларации о соответствии критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" на ООО "Транс Менеджмент Центр" предусмотренные пунктами 3.1.1, 3.2.2 документации о закупке".
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил документы, сведения и пояснил, что согласно требованиям действующей Документации, Заявителем документы в составе заявки представлены в полном объеме. При этом, Заказчиком предъявлены требования, выразившиеся в необходимости предоставления декларации или выписки из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, не предусмотрены действующей Документацией.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявку Заявителя и пояснил, что Заявителем в составе заявки не представлена декларация или выписка из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении одного из участников консорциума, а именно ООО "Транс Менеджмент Центр".
Согласно сведениям из ЕИС, Заказчиком 09.07.2019 внесены изменения в Документацию.
Кроме того, Заказчиком не размещен в действующей редакции файл Документации "порядок организации проведения закупки" в ЕИС, на основании пунктов которого отклоняется заявка Заявителя.
Вместе с тем, Комиссией ФАС России установлено, что в действующей Документации не установлено требований к составу заявки на участие в Конкурсе, в том числе требования о предоставлении участниками закупки в составе заявки на участие в Конкурсе декларации или выписки из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Изучив заявку Заявителя, Комиссией ФАС России установлено, что заявка соответствует требованиям действующей Документации, что подтверждено пояснениями Заказчика.
Учитывая изложенное, Заказчиком надлежащим образом не размещена действующая Документация в ЕИС, что не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Конкурсе, что в свою очередь повлекло на отказ в допуске Заявителю на участие в Конкурсе.
Таким образом, действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя, ограничивает количество участников закупки и нарушает часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дополнительно сообщаем, что текст Жалобы не содержит ссылку на пункт 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Юника" (ИНН: 7708587205; ОГРН: 106746082546) от 01.08.2019 N 1257 на действия (бездействие) заказчика АО "РЖДстрой" (ИНН: 9715281363; ОГРН: 5467746307427) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договоров на выполнение комплекса строительно-монтажных работ на объектах Калининградской железной дороги (извещение N 31908050873) (по лоту N 2) обоснованной.
Признать АО "РЖДстрой" нарушившим часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать АО "РЖДстрой" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 08.08.2019 N 223-ФЗ-826/19.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 08.08.2019 N 223-ФЗ-826/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 августа 2019 г. N 223-ФЗ-826/19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.08.2019