по результатам рассмотрения жалобы N 060/01/18.1-83/2019
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров
Резолютивная часть решения оглашена 05 августа 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 08 августа 2019 года. г. Псков
Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 27.06.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее - Комиссия Псковского УФАС России) в составе:
Зам. Председателя Комиссии - заместителя руководителя - начальника отдела Псковского УФАС России "_",
членов Комиссии: главного государственного инспектора отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России "_", ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России "_",
в присутствии директора ООО "О" "_",
в присутствии представителя Заказчика - "_" по доверенности от 23.01.2018,
рассмотрев жалобу на действия заказчика - Федерального государственного унитарного предприятия "Р" при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право оказания услуг по ремонту технического здания филиала "Псковский", расположенного по адресу: г. Псков, ул. Печорская, дом 2 (извещение ЕИС N 31908094687),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области поступили Общества с ограниченной ответственностью "О" (Вх. N 684з от 26.07.2019) (далее - Заявитель) на действия заказчика - Федерального государственного унитарного предприятия "Р" при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право оказания услуг по ремонту технического здания филиала "Псковский", расположенного по адресу: г. Псков, ул. Печорская, дом 2 (извещение ЕИС N 31908094687).
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Жалоба подана в срок, установленный частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, подготовлена в соответствии с требованиями статьи 18.1 данного Закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению Псковским УФАС России.
Псковское УФАС России, рассмотрев представленную жалобу и документы, в соответствии с частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, признало их достаточными для принятия жалобы к рассмотрению.
В связи с рассмотрением жалобы, Псковским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Заказчику было направлено уведомление от 30.07.2019 (Исх. N 2749/ДТ) о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.
Информация о поступлении жалобы размещена на официальном сайте Псковского УФАС России: http://pskov.fas.gov.ru/ 30.07.2019.
Заявитель обжалует следующее действие:
- неверное начисление баллов по оценочным критериям, что привело к необоснованному выбору ООО "Г" победителем.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неверном начислении баллов по критериям, а именно: по критерию "цена договора" разница между двумя участниками составляет всего 2256,50 коп. или менее 0,1 % от начальной максимальной цены. Указанная разница может указывать на возможный сбой при подаче ценовых предложений, а, следовательно, и неверно подсчитанный балл. По критерию "квалификация" согласно ПТС, приложенных к заявке, ООО "О" имеют большую остаточную стоимость чем у участника N 2, а значит, Заказчик неверно рассчитал количество баллов, начисленных ООО "Г". По критерию "опыт" согласно приложению к заявке о сведениях об опыте выполнения работ/оказания услуг, относящихся к той же группе работ/услуг, на выполнение/оказание которых заключается договор, ООО "О" предоставлены договоры, все приложения к договорам. Акты о стоимости выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ на общую сумму 16 499 840,01. Однако Заказчик указал сумму 17 123 875,83, а значит, Заказчик неверно рассчитал количество баллов.
Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчик неверно рассчитал итоговый балл, соответственно, неверно определил победителя Конкурса в электронной форме среди СМСП на ремонт технического здания филиала "Псковский", расположенного по адресу: г. Псков, ул. Печорская, дом 2.
Заказчик не согласился с доводами жалобы, представил письменные пояснения (Вх. N 1489р от 02.08.2019), согласно которым полагает, что начисление баллов по критериям было произведено верно, в соответствии с формулой, указанной в документации. Заказчик согласился с допуском арифметической ошибки по критерию "опыт", однако, полагает, что указанная ошибка не привела к неверному начислению баллов, поскольку привела к улучшению положения Заявителя.
Изучив материалы жалобы, выслушав пояснения Заявителя, представителя Заказчика, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Псковского УФАС России приходит к следующим выводам:
Заказчиком в рассматриваемой закупке является Федеральное государственное унитарное предприятие "Р
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с ч. 7 ст. 8 Закона о закупках государственным унитарным предприятиям, государственным автономным учреждениям, хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации превышает пятьдесят процентов, дочерним хозяйственным обществам этих дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля этих дочерних хозяйственных обществ в совокупности превышает пятьдесят процентов, применяют положения Закона о закупках с 1 января 2013 года.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг, утвержденным Приказом 19.12.2018 N 224 (реестровая запись N 1120001938) (далее - Положение о закупке).
12.07.2019 на официальном сайте размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Согласно Извещению конкурс осуществляется с использованием функционала на официальном сайте и на сайте Оператора электронной площадки ООО "РТС-Тендер".
В соответствии с Извещением:
Дата начала подачи заявок: 12.07.2019.
Дата и время окончания подачи заявок: 22.07.2019 в 09:00.
Дата и время рассмотрения первых частей заявок: 22.07.2019.
Дата и время рассмотрения вторых частей: 23.07.2019.
Дата подведения итогов: 24.07.2019.
НМЦК - 4 488 700, 00 рублей.
Согласно Итоговому протоколу от 24.07.2019 N 31908094687-03 ООО "Г" признано победителем с ценой договора 4 466 256.50 рублей, ООО "О" присвоен второй порядковый номер.
Комиссия Псковского УФАС России не принимает доводы, изложенные в жалобе ООО "О", по следующим основаниям.
Принимая во внимание то обстоятельство, что целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, Заказчик самостоятельно формируют требования, предъявления к участникам закупочной процедуры.
Раздел 6 Положения о закупке регламентирует порядок осуществления конкурентных закупок, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Согласно п. 6.2.5.1 Положения о закупке Комиссия по осуществлению закупок осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе в электронной форме, допущенных к данному этапу по результатам проведения квалификационного отбора участников конкурса в электронной форме. Оценка заявок на участие в конкурсе в электронной форме осуществляется комиссией по осуществлению закупок в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными документацией конкурса в электронной форме.
Согласно разделу 11 информационной карты конкурса в электронной форме установлены следующие критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке:
Стоимостные критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурентной закупке:
1) цена договора;
Нестоимостные критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурентной закупке:
1) квалификация Участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, а именно: наличие специализированного автотранспорта и оборудования;
2) наличие опыта выполнения работ/оказания услуг, относящихся к той же группе работ/услуг, на выполнение/оказание которых заключается договор, за период с 01.01.2017 по 31.12.2018.
Разделом 12 информационной карты конкурса в электронной форме установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке:
1. Цена договора - 70 баллов (значимость критерия 0,70) (К1).
Максимальный балл присуждается заявке Участника, предложившего наименьшую цену договора. Оценка заявок следующих Участников конкурса рассчитывается исходя из пропорционального соотношения к заявке, получившей наибольший балл по данному критерию в соответствии с формулой:
K1=КЗ\x{00d7}100\x{00d7}(Кmin/Ki),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmin - минимальное предложение (наименьшая предложенная цена договора) из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
2.1. Наличие специализированного автотранспорта и оборудования - 10 баллов (значимость критерия 0,10) (К2);
Максимальный балл присуждается заявке Участника, предложившего сведения о наличии у Участника закупки на законных основаниях наибольшего количества специализированного автотранспорта и соответствующего оборудования.
Оценка заявок следующих Участников конкурса рассчитывается исходя из пропорционального соотношения к заявке, получившей наибольший балл по данному критерию в соответствии с формулой:
К2=КЗ\x{00d7}100\x{00d7}(Кi/Kmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Сведения по указанному критерию должны быть подтверждены копиями ПТС соответствующих транспортных средств, копий договоров купли-продажи и/или копий действующих договоров аренды транспортных средств, копий паспортов оборудования.
2.2. Наличие опыта выполнения работ/оказания услуг, относящихся к той же группе работ/услуг, на выполнение/оказание которых заключается договор, за период (с 01.01.2017 по 31.12.2018) - 20 баллов (значимость критерия 0,20) (К4).
Учитывается стоимость (в рублях РФ) исполненных Участником договоров на выполнение работ, аналогичных предмету настоящей закупки, за период с 01.01.2017 по 31.12.2018. Договоры, по которым выполнялись работы, хотя бы частично, вне пределов указанного срока к рассмотрению приниматься не будут.
Максимальный балл присуждается заявке Участника, представившего наибольший опыт выполнения работ выполняемых по договорам / (контрактам) заключенным и исполненным с 01.01.2017 по 31.12.2018, предметом которых являлись работы/ услуги, относящихся к той же группе работ/услуг, на выполнение/оказание которых заключается договор. При оценке по данному критерию учитывается наибольший объем выполненных (завершенных) Участником работ, подтвержденных соответствующими документами (Актами выполненных работ и копиями договоров). Оценка заявок следующих участников конкурса рассчитывается исходя из пропорционального соотношения к заявке, получившей наибольший балл по данному критерию в соответствии с формулой:
К4=КЗ\x{00d7}100\x{00d7}(Кi/Kmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
При отсутствии копий документов, подтверждающих тематику работ, предусмотренных в справке об опыте работ, или несоответствия сведений в справке приложенным документам, либо если заявленные Участником работы не могут быть сопоставлены с тематикой работ конкурса, указанные работы не будут учитываться при оценке заявок.
Итоговый рейтинг заявок каждого Участника рассчитывается как сумма баллов, присуждаемая заявке по указанным критериям в соответствии с формулой:
КИ=К1+К2+ К4
где: КИ - итоговый рейтинг заявки участника;
К1 - рейтинг участника по критерию "Цена договора",
К2 - рейтинг участника по критерию "Наличие специализированного автотранспорта и оборудования",
К4 - рейтинг участника по критерию "Наличие опыта выполнения работ/оказания услуг, относящихся к той же группе работ/услуг, на выполнение/оказание которых заключается договор, за период (с 01.01.2017 по 31.12.2018)"
Оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.32.3 КоАП РФ.
Учитывая изложенное Заказчик (организатор торгов) обязан производить сопоставление поступивших заявок на участие в закупке строго в порядке, указанном в закупочной документации.
В ходе рассмотрения настоящей жалобы установлено, что оценка заявок производилась Заказчиком по критериям указанным в закупочной документации. При оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе комиссия присвоила 10 баллов (максимально) обоим участникам по критерию: - "Квалификация".
По критерию "Цена договора" Заказчиком присвоены баллы согласно цене договора, предложенной участниками в своих заявках.
Относительно допуска арифметической ошибки при начислении баллов по критерию "опыт" Комиссия Псковского УФАС России отмечает следующее.
Для расчета балла Заказчиком использовалась информация из справок с объемом оказанных услуг.
В справке к Заявке ООО "Г" - таблица на 1 листе с перечнем двух договоров на общую сумму: 13 419 664,18 + 5 741 138,90 = 19 160 803,08 рублей.
В справке к ООО "О" - таблица на трех листах, в заявке Участником не была посчитана общая сумма по договорам - которая, как указано в жалобе, действительно составляет 16 499 840,01 рублей.
Вышеуказанные действия Заказчика не привели к ущемлению прав и законных интересов Заявителя, не повлекли неправильного определения победителя конкурса, поскольку участнику (ООО "О") начислено по рассматриваемому критерию 17,87 баллов, с учетом исправления ошибки - 17,22 баллов (на 0,65 меньше, чем указано в итоговом протоколе).
Таким образом, Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу, что Федеральное государственное унитарное предприятие "Р" при проведении конкурса на право оказания услуг по ремонту технического здания филиала "Псковский", не нарушало прав и законных интересов ООО "О" и не допускало предъявления требований по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", Комиссия Псковского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "О" обоснованной в части допуска арифметической ошибки при начислении баллов по критерию "наличие опыта выполнения работ/оказания услуг".
Предписание не выдавать, поскольку действия Федеральное государственное унитарное предприятие "Р" не привели к ущемлению прав и законных интересов ООО "О", не повлекли неправильного определения победителя конкурса.
Зам. Председателя Комиссии: "_"
Члены Комиссии:
"_"
"_"
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 5 августа 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.08.2019