Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_..>;
Члены Комиссии: <_..>;
при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Байтек Лизинг" (далее - ООО "Байтек Лизинг", заявитель) - <_..>,
при участии представителя Администрации муниципального образования города Братска (далее - уполномоченный орган) - <_..>,
в отсутствие представителей Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Братска (далее - заказчик);
рассмотрев жалобу заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок, связанные с рассмотрением заявок на участие в электронном аукционе на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) на поставку специализированной техники - универсального одноковшового экскаватора, извещение N 0134300025819000217 (далее - электронный аукцион), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России 18 июля 2019 года поступила жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок, связанные с рассмотрением заявок на участие в электронном аукционе на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) на поставку специализированной техники - универсального одноковшового экскаватора (извещение N 0134300025819000217).
Заявитель в своей жалобе указывает, что его права и законные интересы нарушены следующими действиями комиссии по рассмотрению заявок, уполномоченным органом:
1) победитель электронного аукциона ООО "КМ-ФИНАНС" и официальный представитель завода-производителя требуемого к поставке товара ООО "Карьерные машины" являются аффилированными лицами, в связи с тем, что Пестрикова Полина Геннадьевна, являясь директором ООО "Карьерные машины" является соучредителем ООО "КМ-ФИНАНС";
2) указанные победителем электронного аукциона ООО "КМ-ФИНАНС" характеристики предлагаемого к поставке товара не соответствуют данным, размещенным на официальном сайте производителя, в связи с чем указанная заявка подлежит отклонению;
3) в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 14.07.2014 г. N 656 победителем в составе второй части заявки представлен акт экспертизы на модель экскаватора Е220С, в то время, как в первой части заявки ООО "КМ-ФИНАНС" предлагает к поставке экскаватор модели Е200С.
Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что уполномоченный орган считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом 07 июня 2019 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134300025819000217, а также документация об электронном аукционе на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) на поставку специализированной техники - универсального одноковшового экскаватора (далее - Документация).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 18 481 401 руб. 70 коп.
Датой окончания срока подачи заявок является 08 июля 2019 года. На участие в электронном аукционе поступило 2 заявки.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 15 июля 2019 года от ООО "КМ-ФИНАНС" поступило минимальное ценовое предложение в размере 16 910 482 руб. 53 коп., что составило снижение начальной (максимальной) цены контракта на 8,5 %.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 16 июля 2019 года, заявка ООО "КМ-ФИНАНС" признана победителем электронного аукциона.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика приходит к следующим выводам.
1. Согласно статье 4 Закона РСФСР N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" аффилированными лицами признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
На основании пункта 4 статьи 3 Федерального закона N 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Следовательно, требования, установленные Федеральным законом N 44-ФЗ, не запрещают аффилированным участникам закупки и учредителям таких участников закупки участвовать в закупке заказчика, что свидетельствует о необоснованности довода заявителя жалобы.
2. Довод заявителя о том, что указанные победителем электронного аукциона ООО "КМ-ФИНАНС" характеристики предлагаемого к поставке товара не соответствуют данным, размещенным на официальном сайте производителя предлагаемого к поставке товара, в связи с чем указанная заявка подлежит отклонению, не нашел своего подтверждения на основании следующего.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что документация о проведении электронного аукциона должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В соответствие с пунктом "2" части 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В пункте 10 раздела 2 документации о проведении электронного аукциона "Информационная карта аукциона" установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки услуги, для оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что документация о проведении электронного аукциона должна содержать наименование и описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Показатели, позволяющие определить соответствие товаров требованиям, установленным заказчиком и их значения установлены в "Техническом задании".
Так, в соответствии с Техническим заданием, участником закупки необходимо поставить товар со следующими характеристиками:
"Экскаватор гидравлический одноковшовый на гусеничном ходу предназначен для разработки траншей, котлованов, карьеров в грунтах I - IV категорий, погрузки и разгрузки сыпучих материалов, разрыхленных скальных пород и мерзлых грунтов.
Эксплуатационная масса, тн - не более 22,5 тн
Мощность, кВт/л.с - не менее 120/160
Габаритные размеры:
ширина, мм - не менее 2 800, не более 3 000
длина, мм - не более 10 000
высота, мм - не более 3 200
Навесное оборудование: ковш, гидромолот
Быстросъемный механизм "Квик-каплер"
Емкость ковша, м3 - не менее 0,8 не более 1,0
Глубина копания, м - не менее 6
Максимальная высота выгрузки, м - не менее 5
Гидромолот - диаметр рабочего инструмента 120 мм, частота ударов в минуту 400-900, энергия удара не менее 4500Дж, рабочая длина инструмента не менее 600 мм.
Год выпуска товара не ранее 2018 года".
Комиссия Иркутского УФАС России исследовав представленные заказчиком первые части заявок участников закупки установила, что в заявке ООО "КМ-ФИНАНС" в отношении товара "Экскаватор гидравлический одноковшовый на гусеничном ходу" установлены следующие показатели товара:
"Экскаватор гидравлический одноковшовый на гусеничном ходу предназначен для разработки траншей, котлованов, карьеров в грунтах I - IV категорий, погрузки и разгрузки сыпучих материалов, разрыхленных скальных пород и мерзлых грунтов. Эксплуатационная масса, тн - 21
Мощность, кВт/л.с -120/163
Габаритные размеры: ширина, мм - 3 000 длина, мм - 8290 высота, мм - 3075
Навесное оборудование: ковш, гидромолот
Быстросъемный механизм "Квик-каплер"
Емкость ковша, м3 - 1,0
Глубина копания, м - 6,08
Максимальная высота выгрузки, м - 6,08
Гидромолот - диаметр рабочего инструмента 120 мм, частота ударов в минуту 400-900, энергия
удара 4500Дж, рабочая длина инструмента 600 мм.
Год выпуска товара 2019.
Таким образом, ООО "КМ-ФИНАНС" в отношении товара "Экскаватор гидравлический одноковшовый на гусеничном ходу" установлены показатели товара, соответствующие требованиям документации о проведении электронного аукциона.
Частью 1 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ, установлено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.
Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Вместе с тем положения статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ, определяющей порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, не наделяют комиссию заказчика, уполномоченного органа полномочиями по самостоятельному получению иной информации, подтверждающей соответствие или несоответствие представленной заявки требованиям документации, в том числе по проверке представленной участниками аукциона информации на предмет ее соответствия сведениям, представленным третьими лицами на своих сайтах в сети Интернет.
На основании вышеизложенного, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что комиссия по рассмотрению заявок уполномоченного органа, действуя в пределах своих полномочий, правомерно допустила к участию в электронном аукционе участника ООО "КМ-ФИНАНС", в силу предоставления всей информации в отношении показателей товара, установленного в Техническом задании, соответствующих требованиям документации, в связи с чем доводы заявителя жалобы является необоснованными.
3. В отношении довода заявителя жалобы о том, что ООО "КМ-ФИНАНС" в составе второй части заявки представлен акт экспертизы на модель экскаватора Е220С, в то время, как в первой части заявки ООО "КМ-ФИНАНС" предлагает к поставке экскаватор модели Е200С, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 656), в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей в том числе при заключении договора лизинга, положениями которого предусмотрено, что по окончании срока действия договора лизинга заказчик приобретает предмет лизинга в собственность, установлен запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, по перечню согласно приложению.
Пунктом 25 части 2 документации о проведении электронного аукциона "Информационная карта аукциона" в рамках статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами:
"В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Требования к содержанию второй части заявки установлены в части 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно части 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, следующие документы и информацию: документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Аналогичные требования к содержанию второй части заявки установлены в пп. 4 пункта 10 части 2 документации о проведении электронного аукциона "Информационная карта аукциона", согласно которому вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, следующие документы и информацию:
- документы или копии документов, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона 44-ФЗ. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств:
При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд":
- копия специального инвестиционного контракта, заверенного руководителем организации, являющейся стороной указанного контракта (в случае применения второго абзаца подпункта "а" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 14.07.2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
ИЛИ
- акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
ИЛИ
- сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме (СТ-1), установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
Комиссия Иркутского УФАС России исследовав представленные уполномоченным органом заявки на участие в электронном аукционе установила, что во второй части заявки ООО "КМ-ФИНАНС" во исполнение вышеназванных требований представлен Акт экспертизы N 9015001408.
Вместе с тем, Комиссия, исследовав первую и вторую часть заявки ООО "КМ-ФИНАНС" установила, что в первой части заявки участник предлагает к поставке экскаватор одноковшовый гусеничный модели Е200С, однако во второй части заявки в подтверждение страны происхождения товара участником закупки представлено Акт экспертизы N 9015001408 на товар - экскаватор одноковшовый гусеничный модели Е220С.
Таким образом, ООО "КМ-ФИНАНС" в составе заявки не представлены документы, подтверждающие страну происхождения предлагаемого им к поставке товара, таким образом заявка участника закупки в соответствии с положениями пункта 10 Информационной карты документации приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств. Следовательно, такая заявка должна быть признана несоответствующей требованиям документации о проведении электронного аукциона.
Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе предусмотрен статьей 69 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что комиссия по рассмотрению заявок уполномоченного органа необоснованно признала заявку ООО "КМ-ФИНАНС" соответствующей требованиям документации о проведении электронного аукциона, что свидетельствует о нарушении части 2 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Байтек-Лизинг" частично обоснованной;
2. Признать комиссию по рассмотрению заявок уполномоченного органа нарушившей часть 2 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. Выдать заказчику, комиссии по рассмотрению заявок уполномоченного органа предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем отмены протокола подведения итогов электронного аукциона от 16.07.2019 N 0134300025819000217 и проведения процедуры рассмотрения вторых частей заявок повторно;
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения выданного предписания;
5. Направить копии решения, предписания сторонам по жалобе;
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_..> |
Члены комиссии
|
<_..> |
|
<_..> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 29 июля 2019 г. N 038/761/19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.07.2019