Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Волохина И.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы, председатель Комиссии;
Долженкова Е.В.- начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Кузина А.А. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ИКГ-Транс" на действия организатора торгов Открытого Акционерного Общества "РЖД" при проведении отрытого аукциона, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 2705/ОАЭ-З-СИБ/19 на право заключения договора по капитальному ремонту объектов Западно- Сибирской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений (N извещения 31907835689 на сайте www.zakupki.gov.ru),
в присутствии: "_"
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "ИКГ-Транс" (вх. N 4575э от 25.06.2019 г.) на действия организатора торгов Открытого Акционерного Общества "РЖД" при проведении отрытого аукциона, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 2705/ОАЭ-З-СИБ/19 на право заключения договора по капитальному ремонту объектов Западно- Сибирской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений (N извещения 31907835689 на сайте www.zakupki.gov.ru).
Заявитель сообщает следующее.
ООО "ИКГ-Транс" являлось участником в N27/05/ОАЭ-З-СИБ/19 от 30.04.2019 г. ЛОТ N2 На право заключения договора по капитальному ремонту здания вокзала ст. Ижморская (инв. N1000670). Заявка была зарегистрирована под номером 3.
Изначально дата проведения аукциона была назначена на 03.06.2019 г.
03.06.2019 г. поступило уведомление по открытому аукциону N2705/ОАЭ-З-СИБ/19 на право заключения договора по капитальному ремонту объектов Западно-Сибирской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений, о переносе проведения аукциона, без указания каких либо причин такого переноса, а также ссылок на нормативно-правовые акты, на 10.00 Московского времени 14.06.2019 г., рассмотрения вторых частей заявок 27.06.2019 г., подведение итогов закупки 27.06.2019 г., при этом Заказчик не прекратил аукцион.
Открытый аукцион состоялся 03.06.2019 г., о чем 11.06.2019 г. был размещен протокол сопоставления ценовых предложений, где было указано время начала и окончания торговой сессии, а также, что участник под N3 предложил наименьшую цену. Фактически ООО "ИКГ-Транс" должно было быть признано победителем.
Заказчик, не отменяя процедуру открытого аукциона, заново провел открытый аукцион фактически между теми же участниками, при этом заранее обладая полными сведениями об участниках и их порядковыми номерами заявок, так как при рассмотрении вторых частей заявок 03.06.2019 г., ему стали известны полные данные компаний принимавших участие в открытом аукционе.
Жалоба ООО "ИКГ-Транс" подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.
Открытое акционерное общество Западно-Сибирская дирекция по эксплуатации зданий и сооружений - структурное подразделение Западно-Сибирской железной дороги представило следующие возражения на жалобу.
30 апреля 2019 г. в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) размещено извещение N 31907835689, о проведении ОАО "РЖД" Закупки.
В процессе организации и проведения Закупки Заказчик руководствовался Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 18.07.2011N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным советом директоров ОАО "РЖД" 28 июня 2018 г. и введенным в действие распоряжением ОАО "РЖД" от 12 июля 2018 г. N 1481/р (далее - Положение о закупке), а также закупочной документацией (далее - документация).
Извещение и аукционная документация по открытому аукциону в электронной форме N 2705ЮАЭ-3-СИБ/19 на право заключения договора по капитальному ремонту объектов Западно- Сибирской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений размещены в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), на сайте www.rzd.ru (Раздел "Тендеры"), а также на сайте https://www.rts-tender.ru (далее - ЭТЗП) (вместе далее - сайты) "30" апреля 2019 г. В соответствии с пунктом 1.4 аукционной документации часть 1 и 2 по открытому аукциону N2705ЮАЭ-З-СИБ/19 на странице данного аукциона на сайте https://rts.tender.ru (далее ЭТЗП) в разделе "Вид обеспечения заявки" установлен статус "Банковская гарантия или денежные средства".
Вскрытие заявок осуществляется по истечении срока подачи заявок"24" мая 2019 г. в 06:00 ч. московского времени на ЭТЗП (на странице данного открытого аукциона на сайте ЭТЗП).
В соответствие с пунктом 2.2 документации часть 2 "Порядок, место, дата начала и окончания срока подачи заявок, вскрытие заявок" к установленному сроку вскрытия заявок для участия в аукционе поступило следующее:
- Заявки в электронной форме (части заявок в электронной форме) поданные в порядке, указанном в пункте 3.14 аукционной документации часть 3, на универсальной электронной торговой площадке (на странице данного аукциона на сайте https://rts.tender.ru) (далее - электронная площадка, ЭТЗП, сайт ЭТЗП) от следующих участников:
Лот N 1
Регистрационный номер Участника N1, дата и время подачи 20.05.2019 14:08 московского времени;
Регистрационный номер Участника N2, дата и время подачи 21.05.2019 08:29 московского времени;
Регистрационный номер Участника N3, дата и время подачи 22.05.2019 08:07 московского времени;
Регистрационный номер Участника N4, дата и время подачи 22.05.2019 12:00 московского времени;
Регистрационный номер Участника N5, дата и время подачи 22.05.2019 12:38 московского времени;
Регистрационный номер Участника N6, дата и время подачи 23.05.2019 07:45 московского времени;
Регистрационный номер Участника N7, дата и время подачи 23.05.2019 11:09 московского времени;
Регистрационный номер Участника N8, дата и время подачи 23.05.2019 13:29 московского времени;
Регистрационный номер Участника N9, дата и время подачи 23.05.2019 20:59 московского времени.
Лот N2
Регистрационный номер Участника N1, дата и время подачи 20.05.2019 14:15 московского времени;
Регистрационный номер Участника N2, дата и время подачи 21.05.2019 08:55 московского времени;
Регистрационный номер Участника N3, дата и время подачи 22.05.2019 08:15 московского времени;
Регистрационный номер Участника N4, дата и время подачи 22.05.2019 12:15 московского времени;
Регистрационный номер Участника N5, дата и время подачи 23.05.2019 07:49 московского времени;
Регистрационный номер Участника N6, дата и время подачи 23.05.2019 11:18 московского времени;
Регистрационный номер Участника N7, дата и время подачи 23.05.2019 13:02 московского времени;
Оригинал Банковской гарантии Общества с ограниченной ответственностью Строительная-Производственная компания "АрмСибСтрой", представленный почтовым отправлением по адресу: г. Новосибирск, Вокзальная магистраль, 12, каб.253, Новосибирское региональное отделение Центра организации закупочной деятельности (получено 13.05.2019 г в 10.10 местного времени).
Необходимо отметить, что в аукционной документации отсутствует требование о предоставлении бумажной части заявок, в том числе оригиналов Банковских гарантий в подтверждение внесения обеспечения заявок.
В соответствии с п. 3.14.12. Взаимодействие участников осуществляется в электронной форме с использованием программно-аппаратных средств ЭТЗП.
В соответствии с п. 3.4.15. Работа на ЭТЗП осуществляется в соответствии с регламентом работы электронной площадки, размещенным на ЭТЗП.
В соответствии с п. 3.8.2. аукционной документации часть 3: Первые части аукционных заявок рассматриваются на соответствие требованиям к выполняемым работам, которые являются предметом аукциона, изложенным в приложении N 1.1 аукционной документации, на основании представленного в составе аукционной заявки технического предложения.
При этом в соответствии с п. 3.8.3. Участник аукциона не допускается к участию в аукционе в случае содержания в первой части аукционной заявки сведений об участнике аукциона, его соответствии единым квалификационным требованиям, если такие требования установлены в пункте 1.7.1 части 1 аукционной документации и (или) о ценовом предложении.
На основании части 5 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
Согласно протокола рассмотрения первых частей заявок от "30" мая 2019 г. N 2705/ОАЭ-З-СИБ/19/1 допущено:
Лот N1-9 заявок;
Лот N2 - 7 заявок.
Проведение аукциона осуществляется "03" июня 2019 г. в 10:00 ч. московского времени на ЭТЗП (на странице данного открытого аукциона на сайте ЭТЗП).
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), с учетом особенностей, установленных указанной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Заявитель обратился с жалобой в антимонопольный орган в связи с обстоятельствами, не предусмотренными в вышеуказанном перечне оснований для обращения в антимонопольный орган. Заявитель не указывает, какие именно требования Закона о закупках или Положения о закупке, по его мнению, нарушает заказчик, устанавливая законные требования к участникам закупки исходя из собственных потребностей в закупке товаров.
В соответствии с выводами, изложенными Верховным судом в определениях от 11.04.2017 N304-КГ 16-17592, от 02.10.2017 N309-КГ17-7502, от 13.10.2017 N305-КГ 17-8138 норма части 10 статьи 3 Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействий) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим. Следовательно, жалоба ООО "ИКГ-Транс" должна быть оставлена без рассмотрения.
Поскольку основание для обращения ООО "ИКГ-Транс" в антимонопольный орган не входит в перечень, предусмотренный частью 10 статьи 3 Закона о закупках, такое обращение не подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
По существу жалобы ОАО "РЖД" не согласно с доводами Заявителя по следующим основаниям.
Приняв во внимание, что 03.06.2019 года в 10:52 местного времени поступило уведомление о поступлении жалобы Общества с ограниченной ответственностью Строительная-Производственная компания "АрмСибСтрой" и о приостановлении торгов от 31.05.2019 N 05-6594э по открытому аукциону N 2705/0АЭ-З-СИБ/19.
В соответствии с данным уведомлением, организатором на сайте https://www.rts-tender.ru опубликованы уведомления о поступлении жалобы и о переносе сроков, до начала аукциона в 7:54 и в 8:01 московского времени 03.06.2019 г. соответственно.
В соответствии с уведомлением о переносе сроков начало аукциона, срок аукциона переносится на 10:00 московского времени 14.06.2019 г.
Так же в 08:12 московского времени 03.06.2019 г. направлено обращение в поддержку "РТС-Тендер" с просьбой перенести сроки в соответствии с опубликованным уведомлением. Обращению присвоен номер ТТ2189017.
Не смотря на опубликованные уведомления, торговая площадка "РТС- Тендер" провела в назначенное извещением время аукцион и автоматически опубликовала протокол сопоставления ценовых предложений 03.06.2019 г в 10:23 московского времени.
Руководствуясь уведомлением УФАС от 31.05.2019 N 05-6594э по открытому аукциону N 2705ЮАЭ-З-СИБ/19 Организатор не выгружал и не передавал экспертной группе и конкурсной комиссии вторые части заявок участников аукциона прошедшего 03.06.2019 г., следовательно ни кто не знал данных участников, кроме номера участника присвоенного торговой площадкой.
Жалоба Общества с ограниченной ответственностью Строительная- Производственная компания "АрмСибСтрой", согласно решения УФАС по Новосибирской области N054/01/18.1-1095/2019 от 06.06.2019 г, признана не обоснованной.
Во избежание обращения в контролирующие органы, участников прочитавших уведомление о переносе сроков от 03.06.2019 и не принявших участие в аукционе состоявшегося 03.06.2019 г в 10-00 московского времени, Организатор настоял на отмене результатов проведенного 03.06.2019 г. аукциона и на проведении, в соответствии с уведомлением о переносе сроков, аукциона 14.03.2019 г.
На момент проведения аукциона все участники находились в равных условиях.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
30.04.2019 г. на сайте www.zakupki.gov.ru ОАО "РЖД" было опубликовано извещение о проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 2705/ОАЭ-З-СИБ/19 на право заключения договора по капитальному ремонту объектов Западно-Сибирской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений (N извещения 31907835689).
Начальная (максимальная) цена договора -15 177 230,46 руб. (без НДС).
Открытый аукцион проводится в рамках положений Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223 - ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
ОАО "РЖД" осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденного советом директоров ОАО "РЖД".
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" целями регулирования настоящего Федерального закона являются создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
В соответствии с извещением об осуществлении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 2705/ОАЭ-З-СИБ/19 на право заключения договора по капитальному ремонту объектов Западно-Сибирской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений, п.12 установлен порядок подведения итогов, 03.06.2019 г. Заказчиком установлено начало аукциона.
03.06.2019 г. Новосибирское УФАС России в адрес ОАО "РЖД" Западно-Сибирской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - структурного подразделения Западно-Сибирской железной дороги направило уведомление о поступлении жалобы ООО "АрмСибСтрой" и о приостановлении торгов.
В соответствии с ч.11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее в настоящей статье - уведомление). В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты. В случае направления уведомления посредством электронной почты оно направляется организатору торгов, в конкурсную или аукционную комиссию по адресу электронной почты, указанному в извещении о проведении торгов, оператору электронной площадки по адресу электронной почты, указанному на сайте электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", заявителю по адресу электронной почты, указанному в жалобе, по адресам электронной почты, указанным на официальных сайтах уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
В соответствии с ч.18 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.
Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что Заказчик, в адрес торговой электронной площадки сайте https://www.rts-tender.ru направил уведомление о переносе отрытого аукциона N 2705/ОАЭ-3/СИБ/19 на право заключения договора по капитальному ремонту объектов Западно-Сибирской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений на 10:00 московского времени 14.06.2019 г., а также уведомление о рассмотрении поступившей жалобы в Новосибирском УФАС России.
Также Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что Заказчиком не был приостановлен аукцион и 03.06.2019 г. на "РТС- Тендер" был опубликован протокол сопоставления ценовых предложений аукциона N 2705/ОАЭ-3/СИБ/19.
Согласно протоколу сопоставления ценовых предложений аукциона, участник под N3 предложил наименьшее ценовое предложение.
Как и было указано Заказчиком, перенесенный аукцион состоялся повторно 14.06.2019 г.
Таким образом, Заказчик при проведении аукциона нарушил ч.18 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", так как им не был приостановлен аукцион, в соответствии с уведомлением Новосибирского УФАС России от 03.06.2019 г., в результате чего изменились ценовые предложения участников и, как следствие, результат торгов.
Доводы организатора торгов об отсутствии у заявителя права на подачу жалобы в антимонопольный орган не принимаются по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Неправомерный перенос срока сопоставления ценовых предложений может привести к нарушению установленных ч.1 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" принципов.
Таким образом, заявитель имел право на подачу жалобы в Новосибирское УФАС России на основании п.1 ч.10 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", согласно которому любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующем случае: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Таким образом, в действиях организатора торгов установлено нарушение порядка организации и проведения торгов.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ст.23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ИКГ-Транс" на действия организатора торгов Открытого Акционерного Общества "РЖД" при проведении отрытого аукциона, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 2705/ОАЭ-З-СИБ/19 на право заключения договора по капитальному ремонту объектов Западно- Сибирской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений (N извещения 31907835689 на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной.
2. Выдать организатору торгов Открытому Акционерному Обществу "РЖД" предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 4 июля 2019 г. N 054/01/18.1-1288/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.07.2019