Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Управления Гудкевич Е. В.,
члены Комиссии: начальник отдела контроля органов власти и рекламы Семенюк А. В., главный специалист-эксперт Солодяшкина С. Д.,
рассмотрев дело N 076/05/18-279/2019, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту получения звонка рекламного характера без согласия абонента на его получение с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителей ООО "Корейские технологии здоровья", привлеченного к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, в лице генерального директора, а также по доверенности от 23.05.2019 г.,
УСТАНОВИЛА:
14.08.2019 г. в соответствии с пунктом 3.44 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 N 711/12, в рассмотрении дела N 076/05/18-279/2019 объявлялся перерыв до 14 часов 15 минут 16.08.2019 г. для предоставления ООО "Корейские технологии здоровья" документов на прибор, которым оказываются услуги данной организацией.
16.08.2019 г. в 14 часов 15 минут рассмотрение дела N 076/05/18-279/2019 продолжено, ООО "Корейские технологии здоровья" представлены документы на прибор, которым оказываются услуги данной организацией, а именно инструкция, а также сертификат соответствия N ТС RUC-KR.AУ05.В.06242, Серия RU N 0685098.
Ярославским УФАС России в связи с поступившим 24 апреля 2019 года обращением установлен факт поступления звонка следующего содержания: "Добрый день! Корейская компания "Дэйру" г. Ярославль. Я хочу проинформировать вас о программе "Здоровая нация и здоровая Россия": мужчины от 50 до 75 лет могут пройти 4-дневный курс рефлексотерапии без оплаты_Корейская компания "Дэйру" г. Ярославль - Центр профилактики и оздоровления единственный в Ярославской области_ " в 11.55 с номера 8-920-653-22-56 на номер без согласия абонента.
В соответствии счастью 1 статьи 18 ФЗ "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.
Указанные сообщения получены абонентом без предварительного согласия адресата, что содержит признаки нарушения требований, установленных в части 1 статьи 18 ФЗ "О рекламе".
Согласно части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 октября 2017 года N 804н, рефлексотерапия является медицинской услугой (B01.041.001).
Вместе с тем, в рассматриваемой рекламе не было озвучено предупреждение о наличии противопоказаний к применению данной медицинской услуги, необходимости получения консультации специалистов, что содержит признаки нарушения части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
Кроме того, согласно части 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недобросовестной признается реклама, которая: является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
В части 1 статьи 14. 3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" указано, что не допускается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе: сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов "лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный", иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными.
Поскольку в рассматриваемой рекламе указано "единственный в Ярославской области Центр профилактики и оздоровления", в данном случае усматриваются нарушения пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Представители ООО "Корейские технологии здоровья" пояснили, что письменное согласие абонента на получение рекламы отсутствует, и не является необходимым, поскольку получено устное согласие абонента, так как он во время звонка продолжил разговор. Если бы клиент не был согласен на получение рекламы, то, по мнению ООО "Корейские технологии здоровья", клиент бы не стал продолжать разговор.
Также представители ООО "Корейские технологии здоровья" пояснили, что у данной организации лицензии на осуществление медицинской деятельности не имеется. Компания не занимается медицинскими услугами. Единственными услугами, которыми занимается компания - услуги фитнес-центров, аппарат для общеукрепляющего действия, бытового назначения, что указано в представленном сертификате соответствия. Лицензия для этого не требуется. Услуги рефлексотерапии данная организация не оказывает.
Кроме того, представители ООО "Корейские технологии здоровья" пояснили, что данная организация работает в Ярославской области на основании договора франшизы, заключенного с корейской компанией "Дэйру", и является единственным представителем данной компании в Ярославской области.
Вместе с тем, подтверждающих документов не представлено.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведенияо любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Согласно пункту 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Поскольку в рассматриваемой рекламе, указана услуга рефлексотерапии, а из пояснений ООО "Корейские технологии здоровья" следует, что данная такие услуги не оказывает и не имеет лицензии на оказание медицинских услуг, то в данном случае усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе".
Кроме того, представитель ООО "Корейские технологии здоровья" на заседании Комиссии 18.07.2019 г. пояснила, что у данной организации сформирована база телефонных номеров, в которую входят номера клиентов, либо тех лиц, номера которых порекомендовали клиенты.
Набор номеров для обзвона осуществляется из базы автоматически роботом, в начале разговора включается запись, в которой запрашивается согласие на рекламу, если клиент не кладет трубку, то звонок переводится на оператора, и далее разговор продолжается уже с оператором.
В соответствии с частью 2 статьи 18 ФЗ "О рекламе" не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).
Поскольку в данном случае набор номеров для обзвона осуществляется из базы автоматически роботом, то усматриваются признаки нарушения части 2 статьи 18 ФЗ "О рекламе".
На основании изложенного, Комиссией установлена необходимость получения дополнительных доказательств по делу.
Руководствуясь пунктами 27, 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Рассмотрение дела N 076/05/18-279/2019 отложить.
2. Продлить срок рассмотрения дела N 076/05/18-279/2019 до " " 2019 года.
3. Назначить дело N 076/05/18-279/2019 к рассмотрению на " " 2019 года в часов минут по адресу: г. Ярославль, ул. Свободы, д. 46.
4. ООО "Корейские технологии здоровья" представить не позднее " " 2019 года следующие сведения (надлежащим образом заверенные документы и материалы):
- согласованный текст указанной рекламы;
- документы, свидетельствующие об оплате указанной рекламы; акты приема-сдачи выполненных работ (при наличии);
- письменные пояснения о порядке осуществления обзвона, с приложением соответствующих доказательств;
- письменные пояснения о том, каким образом выбираются номера для обзвона, с приложением соответствующих доказательств;
- письменные пояснения о том, кем осуществляется набор номеров и обзвон, с приложением соответствующих доказательств;
- письменные пояснения о том, на каком основании в рекламе указано "Корейская компания "Дэйру" г. Ярославль - Центр профилактики и оздоровления единственный в Ярославской области", с приложением соответствующих доказательств (в том числе, договоры франшизы, а также иные документы);
- письменные пояснения по поводу нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, с приложением соответствующих документов.
Явка ООО "Корейские технологии здоровья", в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, (либо его представителя с доверенностью с указанием "на участие в деле N 076/05/18-279/2019") для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.
Председатель Комиссии Е. В. Гудкевич
Члены Комиссии: А. В. Семенюк
С.Д. Солодяшкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 16 августа 2019 г. N 076/05/18-279/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.08.2019