Резолютивная часть решения оглашена "08" августа 2019 г.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения N 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 N 1178/18 (далее - Комиссия), в составе:
<...>,
рассмотрев спор по заявлению МКУП "Коммунальные системы" (далее - Заявитель, регулируемая организация) (исх. от 25.02.2019 N 125, от 26.03.2019 N 208, вх. от 05.03.2019 рег. N 36614/19, от 05.04.2019 рег. N 59140/19), возникший с Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (далее - Департамент, орган регулирования) по вопросу установления тарифа на питьевое водоснабжение на 2019 год, в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи представителей МКУП "Коммунальные системы" <...>, а также представителей Департамента <....>
УСТАНОВИЛА:
Заявление МКУП "Коммунальные системы" рассмотрено в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 N 533, на основании подпункта (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), форм заявлений и решения о рассмотрении указанных споров, утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 N 827/18.
В поданном заявлении регулируемая организация указывает на то, что Департаментом на 2019 год тариф на питьевое водоснабжение установлен на уровне ниже экономически обоснованного.
Тарифы на услуги питьевого водоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования N 406) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов N 406).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания N 1746-э).
По результатам проведенного анализа материалов по заявленным статьям спора (разногласий) Комиссия отмечает следующее.
Постановлением Департамента от 14.12.2018 N 18/500 "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение МКУП "Коммунальные системы" потребителям городского округа город Мантурово на 2019-2021 годы" установлен тариф на оказываемые услуги питьевого водоснабжения на 2019 год методом индексации в размере 35,50 руб./куб.м без НДС.
Размер необходимой валовой выручки, установленный оспариваемым решением, в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения составил 10 462,64 тыс. руб.
МКУП "Коммунальные системы" осуществляет регулируемую деятельность с 01.01.2018, в связи с чем, фактические данные за предыдущие периоды регулирования у Заявителя отсутствовали на момент установления тарифов на 2019 год. В качестве обоснования заявленных требований в материалах тарифного дела в адрес Департамента были представлены фактические данные за 9 месяцев 2018 года.
В поданном на рассмотрение в ФАС России заявлении МКУП "Коммунальные системы" указывает на то, что утвержденный Департаментом тариф на 2019 год экономически необоснован, в связи с чем просит признать размер расходов, подлежащих дополнительному учету в составе необходимой валовой выручки МКУП "Коммунальные системы", в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения в общей сумме 2 818,08 тыс. руб. по следующим статьям затрат: "Реагенты", "Аварийно-восстановительные работы", "Текущий ремонт", "Цеховые расходы", "Общеэксплуатационные расходы", "Прочие расходы", "Налоги", "Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды" ремонтного, цехового и административно-управленческого персонала".
1. Расходы на реагенты в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения.
Регулируемой организацией заявлены в ФАС России расходы на реагенты в размере 151,76 тыс. руб., при учтенных Департаментом - 88,27 тыс. руб., величина разногласий -- 63,49 тыс. руб.
МКУП "Коммунальные системы" заявляет расходы по данной статье в размере 151,76 тыс. руб. на основании фактических затрат за полный 2018 год.
При этом при установлении тарифов на 2019 год регулируемой организацией были заявлены расходы на реагенты в размере 216,06 тыс. руб., из них: 204 тыс. руб. за 17 тонн соли и 12,06 тыс. руб. за 360 кг соляной кислоты.
В качестве обосновывающих документов по заявленным расходам в размере 216,06 тыс. руб. Заявителем были представлены как в адрес Департамента, так и в материалах тарифного дела и в адрес ФАС России:
-счет-фактура от 19.03.2018 N 475, выставленная ООО "ПРОМСНАБ";
-договор от 21.02.2018 N 25, заключенный с ООО "ПРОМСНАБ";
-счет от 07.05.2018 N О-000002.
Комиссия обращает внимание на то, что регулируемая организация в представленной в ФАС России описи обосновывающих документов указывает о направлении договора поставки соли, заключенного с ИП Кругловой И.Н. от 13.08.2018, а также счета-фактуры от 09.08.2017 N 00018476, выставленного ИП Кругловой И.Н., при этом в представленных в ФАС России материалах указанные документы отсутствуют.
В качестве обосновывающих документов, подтверждающих расходы на реагенты в размере 151,76 тыс. руб. МКУП "Коммунальные системы" указаны копии актов на списание за 2018 год, копии счетов от ИП Кругловой И.Н. за 2018 год.
В свою очередь, Департамент при принятии тарифного решения исходил из фактически сложившегося удельного расхода реагентов на 1 куб. м. подъема воды за 9 месяцев 2018 года, и планируемых объемов подъема воды на 2019 год, увеличенных на индекс с учетом данных Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Прогноз).
Комиссия отмечает, что на момент принятия тарифного решения Департамент обладал только фактическими данными о деятельности Заявителя за 9 месяцев 2018 года, согласно которым фактические затраты составили 102,0 тыс. руб., в связи с чем орган регулирования не мог руководствоваться фактическими данными за полный 2018 год.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования N 406 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации:
а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста заработной платы;
г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;
д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах;
е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.
Департамент в обоснование своей позиции указывает на то, что регулируемой организацией в нарушение пункта 22 Основ ценообразования N 406 не представлено экономического обоснования по объемам и стоимости реагентов.
В соответствии с пунктом 19 Методических указаний N 1746-э расходы регулируемой организации на приобретение используемых ею для производственных нужд сырья и материалов, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы, и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов. Регулируемая организация представляет в органы регулирования тарифов информацию согласно Приложениям 2.1 - 2.1.1 к Методическим указаниям N 1746-э в отношении реагентов, горюче-смазочных материалов и других видов сырья и материалов, расходы на которые составляют более 5 процентов общей величины расходов на сырье и материалы.
Комиссия обращает внимание на то, что регулируемой организацией не представлено ни в адрес Департамента в материалах тарифного дела, ни в адрес ФАС России информации относительно расходов на реагенты согласно Приложениям 2.1 - 2.1.1 к Методическим указаниям N 1746-э.
Орган регулирования также обращает внимание на то, что в соответствии с положениями части 2.1 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) установлено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ. При этом Департамент отмечает, что сведений о проведении закупки реагентов в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ, о заключенных на основании результатов торгов договоров со стороны Заявителя в адрес Департамента не предоставлялось.
Поскольку регулируемой организацией в обоснование были представлены проекты договоров, в которых не содержалось информации о стоимости поставки реагентов, а также в результате отсутствия информации о проведенных торгах, предлагаемая МКУП "Коммунальные системы" цена реагентов при расчете затрат на 2019 год не была принята органом регулирования при расчете указанных расходов.
При этом регулируемая организация в ответ на доводы Департамента указывает на то, что МКУП "Коммунальные системы" осуществляет все закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в связи с чем торги регулируемой организацией не проводились.
Комиссия обращает внимание на то, что Заявителем в материалах тарифного дела в адрес Департамента была представлена копия проекта договора по поставке соли на 2019 год с ИП Кругловой И.Н., который, как было указано ранее, не был представлен в обосновывающих материалах в адрес ФАС России. При этом Департамент отмечает, что в соответствии с пунктом 1.2 данного договора ассортимент, количество, цена за единицу товара и всего заказа определяются в товарной накладной, из чего следует, что цена по указанному проекту договора не является фиксированной.
Кроме того, счет от 07.05.2018 N 0-000002, на который ссылается регулируемая организация в обоснование заявленных доводов, является единственным предоставленным счетом в адрес Департамента за 9 месяцев 2018 года. Объем соли по указанному счету составляет 5 000 кг по цене 9,91 руб./кг, при этом МКУП "Коммунальные системы" в расчете на 2019 год был заявлен объем в размере 17 тонн по цене 12 руб./кг.
В единственном счете-фактуре от 19.03.2018 N 475, выставленном ООО "ПРОМСНАБ", представленном Заявителем в адрес Департамента в материалах тарифного дела, на которое также ссылается Заявитель, отражен объем соляной кислоты в количестве 74,4 кг на общую сумму 2 492,40 руб. (с учетом НДС). При этом в заявленных требованиях регулируемая организация указывает на необходимый объем соляной кислоты в размере 360 кг.
Кроме того, регулируемой организацией в обоснование заявленных требований представлен договор от 21.02.2018 N 25 на поставку товара, заключенный с ООО "ПРОМСНАБ", однако в указанном договоре не указан перечень приобретаемого товара по данному договору, в том числе отсутствует приложение прайс-листа, а также срок действия данного договора ограничен 31.12.2018.
Орган регулирования указывает на то, что копии актов на списание реагентов в адрес Департамента в рамках тарифной кампании 2019 года МКУП "Коммунальные системы" не предоставлялись.
В оборотно-сальдовой ведомости по счету 10.01 за 9 месяцев 2018 года, предоставленной Заявителем в адрес Департамента в материалах тарифного дела, по дебету счета отражено начисление реагентов на сумму 46,09 тыс. руб., по кредиту отражена оплата реагентов в размере 10,01 тыс. руб.
В свою очередь, осуществление МКУП "Коммунальные системы" закупок согласно требованиям Федерального закона N 223-ФЗ предполагает наличие на предприятии утвержденного положения о закупках и проведение торговых процедур на основании данного положения. При этом в целях тарифного регулирования на 2019 год в адрес Департамента, а также на досудебное урегулирование спора в адрес ФАС России, положение о закупках, а также документы, подтверждающие проведение конкурсных процедур, МКУП "Коммунальные системы" не были представлены.
Таким образом, ввиду недостаточного обоснования со стороны регулируемой организации в части учета расходов на реагенты на оказываемые услуги питьевого водоснабжения в размере 151,76 тыс. руб., в условиях отсутствия актуальных заключенных договоров на 2019 год, Комиссия считает необходимым отказать в удовлетворении требований Заявителя по статье "Реагенты".
2. Аварийно-восстановительные работы в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения.
Регулируемой организацией заявлены в ФАС России расходы на аварийно-восстановительные работы в размере 1 381,0 тыс. руб., при учтенных Департаментом - 390,96 тыс. руб., объем разногласий - 990,04 тыс. руб.
МКУП "Коммунальные системы" заявляет расходы по данной статье в размере 1 381,0 тыс. руб. на основании фактических затрат за 2018 год, данные по которым отсутствовали в материалах тарифного дела у органа регулирования на момент принятия тарифного решения.
При этом при установлении тарифов на 2019 год регулируемой организацией были заявлены расходы на аварийно-восстановительные работы в размере 708,41 тыс. руб., а именно: на ГСМ, запчасти, страхование, материалы, отопление и электроэнергию административного здания, охрану труда, медосмотры, моющие средства ремонтного персонала, командировочные расходы, канцтовары, амортизацию.
МКУП "Коммунальные системы" указывает на то, что Департаментом в составе статьи "Аварийно-восстановительные работы" на 2019 год приняты расходы на охрану труда в размере 107,73 тыс. руб., электроэнергию - 30,75 тыс. руб. и горюче-смазочные материалы (ГСМ) - 252,49 тыс. руб., отклонив при этом расходы на запчасти, отопление, страхование машин, техосмотр и командировочные расходы в полном объеме.
В свою очередь Департамент мотивирует свою позицию тем, что в материалах тарифного дела регулируемой организацией не были представлены подтверждающие заявленные требования материалы (счета-фактуры, акты выполненных работ) по статьям: ГСМ, запчасти, техосмотр автомобилей, отопление административного здания, электроэнергия для административного здания, обучение по охране труда, обучение машиниста экскаватора, аттестация рабочих мест, обучение по электробезопасности, а также не был представлен экономически обоснованный расчет объема ГСМ, запчастей и их стоимости.
Также в представленном в материалах тарифного дела регулируемой организацией расчете планового расхода ГСМ на 2019 год Заявителем не представлена информация о целях использования автотранспорта, его планируемых часах работы, МКУП "Коммунальные системы" не обоснована необходимость использования автотранспортных средств в производственных процессах питьевого водоснабжения. Информация о фактическом пробеге транспорта за 9 месяцев 2018 года и часах его работы также отсутствует в материалах тарифного дела.
Расходы на страхование автотранспорта приняты Департаментом в размере 4,4 тыс. руб. на страхование вакуумной машины, отнесенной органом регулирования на цели водоотведения, прочие расходы не приняты, так как регулируемой организацией не доказана производственная необходимость использования данных транспортных средств.
Департамент также обращает внимание на то, что документы, подтверждающие проведение закупочных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в материалах тарифного дела также отсутствовали.
МКУП "Коммунальные системы" в адрес Департамента в материалах тарифного дела, а также в адрес ФАС России не был представлен расчет расходов на ГСМ в соответствии с пунктом 19 Методических указаний N 1746-э по форме Приложений 2.1 - 2.1.1.
Комиссия отмечает, что в отношении представленного в ФАС России МКУП "Коммунальные системы" договора от 02.04.2018 N 34510518/019761, заключенного с ООО "РН-Карт" на поставку топлива, срок действия данного договора ограничен 31.12.2018, данные о пролонгации указанного договора на 2019 год отсутствуют.
Заявителем также не представлен в адрес ФАС России расчет заявленных требований в разбивке по подстатьям затрат.
Орган регулирования обращает внимание на то, что в качестве подтверждения фактических затрат за 2018 год на ГСМ, запасные части для автомобилей, расходов на электрическую энергию и отопление Заявителем были представлены договоры без приложения счетов-фактур, актов на оплату товаров (оказанных услуг).
В договоре с ИП Просвиряковой Н.М. от 06.08.2018 N б/н не обозначен перечень поставляемых предприятию товаров (запасных частей) и срок действия договора ограничен 31.12.2018 годом.
В договоре купли-продажи от 08.08.2018 с ИП Разумовым А.Н. отсутствует конкретизация о виде товара и цене, по которой МКУП "Коммунальные системы" приобретает товары (услуги), а также отсутствует подтверждение пролонгации данного договора на 2019 год.
В договоре от 01.01.2018 N 1 отсутствует конкретный перечень запасных частей, в том числе срок действия данного договора ограничен 31.12.2018 годом.
Аналогично договор от 30.01.2018 N 2, заключенный с ИП Вяткиным В.А. на приобретение запасных частей, ограничен сроком действия до 31.12.2018 года.
Также Департамент отмечает, что фактические расходы МКУП "Коммунальные системы" по договорам на отпуск и потребление электрической энергии от 17.01.2018 N 1/ЭЭ и от 01.05.2018 N 2/2018, заключенным с ООО "Теплосервис", не были подтверждены регулируемой организацией соответствующей документацией в материалах тарифного дела.
Комиссия также обращает внимание на то, что в отношении заявленных МКУП "Коммунальные системы" расходов на отопление и командировочные расходы регулируемой организацией не представлено в адрес ФАС России обосновывающих материалов, в том числе отсутствуют заключенные договоры на оказание соответствующих услуг в 2019 году.
В обоснование расходов на страхование машин и технический осмотр регулируемой организацией были представлены:
-договор о проведении технического осмотра от 10.01.2018 N 2/18, заключенный с ООО "Автокомплекс";
-договор по обязательному страхованию гражданской ответственности и владельцев транспортных средств от 15.01.2018 N 18240/15, заключенный с АО "ВСК".
Комиссия обращает внимание на то, что срок действия договора о проведении технического осмотра от 10.01.2018 N 2/18 ограничен 31.12.2018, а срок действия договора по обязательному страхованию гражданской ответственности и владельцев транспортных средств от 15.01.2018 N 18240/15 ограничен 14.01.2019, при этом информация о пролонгации данных договоров отсутствует в материалах тарифного дела, а также в ФАС России.
Кроме того, МКУП "Коммунальные системы" в представленной в ФАС России описи обосновывающих документов указывает о направлении страховых полисов, при этом фактически в представленных в ФАС России материалах данные материалы отсутствуют.
Комиссия также обращает внимание на то, что согласно пункту 20 Правил регулирования тарифов N 406, орган регулирования вправе запросить дополнительные сведения у регулируемой организации, однако указанное не является безусловной обязанностью, что подтверждается позицией Верховного суда Российской Федерации (апелляционное определение от 13.10.2016 N 47-АПГ16-6).
В силу пункта 18 Правил регулирования тарифов N 406 регулируемая организация наделена правом по своей инициативе представить дополнительные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для рассмотрения дела об установлении тарифов.
В этой связи бремя доказывания заявленной позиции возложено на сторону, доказывающую экономическую обоснованность заявленных расходов.
На основании вышеизложенного, ввиду отсутствия необходимого и достаточного обоснования заявленных требований со стороны регулируемой организации в части учета расходов на аварийно-восстановительные работы в сфере питьевого водоснабжения в размере 1 381,0 тыс. руб., а также актуальных на 2019 год заключенных договоров на поставку товаров, Комиссия считает необходимым отказать в удовлетворении требований Заявителя в указанной части.
Вместе с тем, ввиду того, что в составе расходов на аварийно-восстановительные работы на 2019 год Департаментом учтены расходы на текущий ремонт на основании обосновывающих документов, представленных МКУП "Коммунальные системы" в материалах тарифного дела, органу регулирования необходимо пересмотреть расходы по статье "Аварийно-восстановительные работы" и учесть на экономически обоснованном уровне на 2019 год, исключив из состава данных расходов затраты, относимые на текущие ремонтные работы в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения.
3. Текущий ремонт в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения.
Регулируемой организацией заявлены в ФАС России расходы на текущий ремонт в размере 149,91 тыс. руб., при учтенных Департаментом - 0,0 тыс. руб. Объем разногласий - 149,91 тыс. руб.
МКУП "Коммунальные системы" заявляет расходы по данной статье в размере 149,91 тыс. руб. на основании фактических затрат за 2018 год, данные по которым отсутствовали в материалах тарифного дела у органа регулирования на момент принятия тарифного решения.
При установлении тарифов на 2019 год регулируемой организацией были заявлены расходы на ремонт в размере 6 058,19 тыс. руб., из них: 2 079,79 тыс. руб. на расходы на мероприятия по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения, 682,49 тыс. руб. на расходы на мероприятия, направленные на улучшение качества питьевой воды и 3 295,91 тыс. руб. на расходы на мероприятия по энергосбережению и энергетической эффективности.
В качестве обосновывающих документов Заявителем были представлены в адрес Департамента:
-локальные сметы: N 1, 2, 2и, 3, 3и, 4и, 4э, 6и, 6э, 16и, 22, 33э, 40, 41, 42, 43, 45, 47, 56, 84, 99э, 105, 106, 113, 120, 129, 132, 139э, 140э, 143, согласованные Департаментом топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области;
-счет от 15.06.2018 N 999;
-копия акта технического обследования объектов водоснабжения, обслуживаемых МКУП "Коммунальные системы" от 01.08.2018;
-копия программы "Энергосбережения и повышения энергетической эффективности МКУП "Коммунальные системы" на 2019-2021 годы.
В качестве обосновывающего документа, подтверждающего расходы на текущий ремонт в размере 149,91 тыс. руб., МКУП "Коммунальные системы" указывает копии актов на списание за 2018 год.
В свою очередь, Департамент отмечает, что документов, подтверждающих фактические затраты по данной статье затрат в размере 149,91 тыс. руб. не было представлено Заявителем в адрес органа регулирования на момент установления тарифов на 2019 год.
Регулируемая организация также указывает на то, что в соответствии с пунктом 4 части 2 и статьи 4 и частью 4, 5 статьи 37 Федерального закона N 416-ФЗ провела техническое обследование эксплуатируемых объектов водоснабжения, однако данный акт технического обследования, направленный в адрес органов местного самоуправления письмом (исх. от 29.08.2018 N 568), не был согласован органами местного самоуправления.
Вместе с тем, Комиссия обращает внимание на то, что в соответствии с частью 4 статьи 37 Федерального закона N 416-ФЗ, а также в силу пункта 32 приказа Минстроя России от 05.08.2014 N 437/пр, результаты технического обследования подлежат согласованию с органом местного самоуправления поселения, городского округа в обязательном порядке.
Кроме того, данный акт технического обследования не был представлен в адрес ФАС России в обосновывающих материалах.
Вместе с тем, Департамент обращает внимание на то, что акт технического обследования не содержит полного перечня необходимой информации в соответствии с пунктом 30 приказа Минстроя России от 05.08.2014 N 437/пр, в том числе отсутствуют сведения о проведении инструментальной проверки, что противоречит пункту 16 приказа Минстроя России от 05.08.2014 N 437/пр, кроме того, для многих объектов не указаны даты постройки и ввода в эксплуатацию, процент износа, расчетные и фактические параметры давления и пропускной способности трубопроводов).
Департамент также обращает внимание на то, что копии письма МКУП "Коммунальные системы" (исх. от 29.08.2018 N 568), направленного регулируемой организацией в адрес администрации для согласования акта технического обследования объектов водоснабжения, в адрес Департамента не поступало, при этом от Администрации городского округа г. Мантурово в адрес Департамента информации о согласовании акта технического обследования также не поступало.
В направленном в ФАС России отзыве орган регулирования указывает на то, что документы, подтверждающие фактически понесенные затраты МКУП "Коммунальные системы" за 9 месяцев 2018 года, указанные регулируемой организацией в размере 112,44 тыс. руб. в сфере питьевого водоснабжения, отсутствовали в материалах тарифного дела.
Комиссия обращает внимание на то, что в обосновывающих материалах, представленных Заявителем в адрес Департамента в материалах тарифного дела, а также в адрес ФАС России, не представлен исчерпывающий перечень документов, обосновывающих затраты на ремонтные работы.
В этой связи, как было отмечено в разделе 2 мотивировочной части настоящего решения, Департаментом при установлении тарифа в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения на 2019 год для МКУП "Коммунальные системы" в составе расходов на аварийно-восстановительные работы учтены расходы на текущий ремонт, подтвержденные регулируемой организацией в представленных в Департамент материалах тарифного дела.
Вместе с тем, ввиду того, что расходы на текущий ремонт не были учтены Департаментом в тарифе на питьевое водоснабжение на 2019 год, а проведение работ по текущему ремонту является прямой обязанностью регулируемой организации, осуществляющей эксплуатацию водопроводного хозяйства, Департаменту необходимо провести анализ дополнительно представленных МКУП "Коммунальные системы" материалов, подтверждающих заявленных расходы на текущий ремонт в размере 149,91 тыс. руб., сопоставив с учтенными ранее расходами на текущий ремонт в составе статьи "Аварийно-восстановительные работы", по итогам которого учесть расходы на текущий ремонт в составе необходимой валовой выручки МКУП "Коммунальные системы" на 2019 год в экономически обоснованном размере.
4. Цеховые расходы в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения.
Регулируемой организацией заявлены в ФАС России цеховые расходы в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения в размере 174,77 тыс. руб., при учтенных Департаментом - 88,90 тыс. руб., объем разногласий - 85,87 тыс. руб.
МКУП "Коммунальные системы" заявлены расходы по данной статье на основании фактических затрат за полный 2018 год, данные по которым отсутствовали в материалах тарифного дела у органа регулирования на момент принятия тарифного решения.
В составе данных расходов в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения регулируемой организацией заявлены затраты на командировочные расходы цехового персонала (1,60 тыс. руб.), дрова, уголь для отопления водозабора (148,40 тыс. руб.), услуги связи (3 тыс. руб.), охрану труда (медосмотры, моющие средства) (23,37 тыс. руб.), отмечая, что основная доля затрат по данной статье приходится на отопление водозабора.
В качестве обосновывающих документов по заявленным расходам по питьевому водоснабжению Заявитель указывает:
-счет-фактуру от 08.10.2018 N 000000598;
-копию протокола заседания Комиссии по закупке у единого поставщика от 29.01.2019;
-акты на списание;
-договор, заключенный с ООО "Гарантия";
-договор, заключенный с ЗАО "Зил-лес".
Комиссия отмечает, что договор, заключенный с ЗАО "Зил-лес", не был представлен регулируемой организацией в адрес ФАС России.
Орган регулирования в обоснование своей позиции указывает следующее.
Тарифная заявка МКУП "Коммунальные системы" на 2019 год содержала расходы на отопление скважин за счет покупки обрезок от торцовок (карандаш березовый) в объеме 145 куб.м. по цене 1 200 руб./куб.м.
В своем заявлении регулируемая организация обращает внимание на то, что приобретает дрова у ООО "Гарантия" по цене 900 руб./куб.м., указывая в качестве подтверждения копию протокола заседания комиссии по закупке у единственного поставщика от 29.01.2019, копию счета-фактуры от 08.10.2018 N 000000598.
При этом в материалах тарифного дела в адрес Департамента был представлен проект договора между МКУП "Коммунальные системы" и ООО "Гарантия" на поставку обрезок от торцовок.
Комиссия обращает внимание на то, что действие данного договора ограничено 31.05.2018, а документы, подтверждающие его пролонгацию, отсутствуют.
Информация о проведении закупочных процедур в адрес Департамента Заявителем не предоставлялась.
Копия протокола заседания комиссии по закупке у единственного поставщика от 29.01.2019, копия счета-фактуры от 08.10.2018 N 000000598, указанные регулируемой организацией, в адрес Департамента при тарифном регулировании также не были предоставлены, в связи с чем, Департаментом были проанализированы фактически сложившиеся цены на дрова за 9 месяцев 2018 года в г. Мантурово. По результатам проведенного анализа выявлено, что стоимость дров меньше предложенной МКУП "Коммунальные системы" в заявке.
Таким образом, при утверждении цеховых расходов Департаментом принято предложение Заявителя в части объема дров в размере (150 куб.м.) с учетом фактически сложившейся цены на дрова за 9 месяцев 2018 года в размере 604,77 руб./куб. м и с учетом индексации со второго полугодия 2019 года в соответствии с Прогнозом.
Кроме того, акты на списание дров, счета-фактуры, договор с ООО "Зил- лес", указанные Заявителем, в адрес Департамента в целях тарифного регулирования на 2019 год не предоставлялись.
Комиссия отмечает, что вышеуказанный подход Департамента по определению цены на дрова в размере 604,77 руб./куб.м. ввиду отсутствия необходимого и достаточного обоснования со стороны Заявителя, не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.
Комиссия также обращает внимание на то, что в части расходов на уголь регулируемой организацией не было представлено обоснованного расчета, кроме того, договор от 09.01.2018 N1-2018, заключенный с ООО "Тепловые сети", не пролонгирован на 2019 год.
В части обоснования расходов на медосмотры регулируемой организацией был представлен в адрес Департамента и в адрес ФАС России договор на оказание медицинских услуг от 26.01.2018 N 46/18, заключенный с ОГБУЗ Мантуровская ОБ, срок действия которого ограничен 31.12.2018.
В направленном в ФАС России отзыве Департамент отмечает, что в целях соблюдения единых подходов к формированию затрат, расходы на моющие средства учитывались Департаментом в составе расходов на охрану труда.
Кроме того, расходы по статье "Охрана труда" предлагались регулируемой организацией в составе цеховых расходов и расходов на аварийно-восстановительные работы (АВР). Документы, предоставленные регулируемой организацией, не позволяют отнести расходы к определенной статье затрат. В связи с чем, все подтвержденные расходы на охрану труда (в том числе: моющие средства, спецодежду, медосмотры) были учтены Департаментом в составе комплексной статьи "Расходы на проведение аварийно-восстановительных работ".
Для подтверждения расходов по услугам связи Заявителем были представлены договоры с ПАО "Ростелеком" на услуги местной связи от 01.01.2018 NN 844000029146, 844000028361 и счета - фактуры от 31.03.2018 и 30.06.2018.
Однако на основании представленных документов не представляется возможным определить цель использования услуг местной связи, тем самым отнести указанные расходы к определенной статье затрат. Также регулируемой организацией не был предоставлен в адрес органа регулирования в материалах тарифного дела перечень абонентских номеров, закрепленных за конкретными подразделениями предприятия либо их работниками.
В связи с тем, что МКУП "Коммунальные системы" также предлагает учитывать расходы на услуги связи в составе комплексной статьи "Общеэксплуатационные расходы", ввиду отсутствия возможности распределения представленных регулируемой организацией документов между цеховыми и общеэксплуатационными расходами, все расходы на услуги связи, подтвержденные Заявителям на момент принятия тарифного решения, учтены Департаментом в составе общеэксплуатационных расходов в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения.
Комиссия отмечает, что в отношении представленных договоров с ПАО "Ростелеком" на услуги местной связи от 01.01.2018 NN 844000029146, 844000028361 Заявителем не представлено подтверждения распространения действия данных договоров на 2019 год.
В части командировочных расходов Департамент указывает на то, что регулируемой организацией данные расходы в составе цеховых расходов не заявлялись. Кроме того, в подтверждение командировочных расходов МКУП "Коммунальные системы" не были предоставлены обосновывающие материалы ни в адрес Департамента, ни в адрес ФАС России.
На основании вышеизложенного, требования МКУП "Коммунальные системы" по статье "Цеховые расходы" в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения не подлежат удовлетворению.
5. Общеэксплуатационные расходы в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения.
Регулируемой организацией заявлены в ФАС России общеэксплуатационные расходы в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения в размере 293,54 тыс. руб., при учтенных Департаментом - 64,26 тыс. руб., объем разногласий - 229,28 тыс. руб.
Регулируемая организация отмечает, что общеэксплуатационные расходы являются комплексными затратами, которые собираются на счете 26 и распределяются согласно учетной политике МКУП "Коммунальные системы" по видам деятельности пропорционально заработной плате основных работников (счет 20.1 - водоснабжение, счет 20.2 - водоотведение, счет 23 - вспомогательное производство).
По статье "Общеэксплуатационные расходы" в общем объеме по обоим видам деятельности регулируемая организация заявляет 946,91 тыс. руб. (293,54+653,36), в том числе: ГСМ - 95,78 тыс. руб., запчасти - 62,02 тыс. руб., инвентарь - 27,4 тыс. руб., услуги связи - 49,0 тыс. руб., электроэнергия административного здания - 83,78 тыс. руб., отопление здания - 223,94 тыс. руб., канцелярские товары - 25,3 тыс. руб., интернет - 20,93 тыс. руб., программное обслуживание - 79,3 тыс. руб., командировочные расходы - 10 тыс. руб., охрана труда - 9,3 тыс. руб., услуги иных организаций - 59 тыс. руб., амортизация - 199,77 тыс. руб.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что общая сумма всех расходов, входящих в состав общеэксплуатационных расходов составляет 945,52 тыс. руб., что не соответствует (меньше) заявленной суммы МКУП "Коммунальные системы" в размере 946,91 тыс. руб.
В качестве обосновывающих документов Заявителем указаны договоры купли-продажи на услуги отопления и электроснабжения, на услуги связи, программное обслуживание, свод ГСМ, страховые свидетельства автомобилей, договор на канцтовары, счета-фактуры, акты на списание.
Комиссия обращает внимание на то, что ни в материалах тарифного дела, представленных в адрес Департамента, ни в адрес ФАС России регулируемой организацией не представлен расчет экономически обоснованного объема расходов по данной статье, содержащий потребность в приобретении товара (оказываемой услуги) в необходимом количестве (с необходимой периодичностью) в разрезе подстатей затрат.
Органом регулирования в составе статьи "Общеэксплуатационные расходы" учтены расходы на услуги связи, интернет и канцелярские товары, а также расходы на электрическую энергию административного здания на основании представленных регулируемой организацией обосновывающих документов.
Департамент указывает на то, что подтверждающие материалы (счета-фактуры и акты выполненных работ) по статьям: ГСМ, запчасти, отопление административного здания, электроэнергия для административного здания, услуги типографии, обслуживание компьютерных программ, услуги по техническому обслуживанию пожарной сигнализации, страховка автомобилей, техосмотр отсутствовали в материалах тарифного дела.
Департамент обращает внимание на то, что амортизационные отчисления, входящие в состав статьи "Общеэксплуатационные расходы", указанные регулируемой организацией в заявлении в размере 199,77 тыс. руб., в тарифной заявке на момент установления тарифов на 2019 год МКУП "Коммунальные системы" не заявлялись.
Комиссия отмечает, что регулируемой организацией в адрес ФАС России по статье "Амортизация" не были представлены подтверждающие заявленные требования документы, а именно: перечень амортизируемых объектов, приказы и акты ввода в эксплуатацию, инвентарные карточки объектов, оборотно-сальдовые ведомости.
Орган регулирования также отмечает, что договоры, подтверждающие фактические затраты по статье "Общеэксплуатационные расходы", представленные МКУП "Коммунальные системы" в обоснование заявленных требований, заключены без проведения конкурсных процедур.
Департамент также отмечает, что договоры, представленные МКУП "Коммунальные системы", не позволяют определить фактически понесенные расходы в 2018 году, поскольку не содержат приложенных счетов-фактур или актов выполненных работ. Исключение составляют договоры на поставку канцелярской продукции, заключенные с ИП Киселевой А.А. и ИП Кривошеем А.К., а также с ПАО "Ростелеком" на оказание услуг связи и предоставления доступа к сети "Интернет".
При этом вышеуказанные договоры не распространяют свое действие на 2019 год.
Таким образом, на основании представленных Заявителем актов на списание материалов и счета-фактуры органом регулирования при установлении тарифов на оказываемые услуги питьевого водоснабжения рассчитаны указанные затраты.
В нарушение подпункта "б" пункта 22 Основ ценообразования N 406 регулируемой организацией не представлен экономически обоснованный расчет объема горюче-смазочных материалов, запчастей и их стоимости. Документы, подтверждающие проведение закупочных процедур, предусмотренных требованиями законодательства Российской Федерации, также отсутствуют.
В соответствии с пунктом 19 Методических указаний N 1746-э регулируемой организацией в части затрат на ГСМ форма "Расходы на сырье и материалы" - Приложение 2.1 - 2.1.1 в составе обосновывающих материалов также не представлялась ни в адрес Департамента, ни в адрес ФАС России.
Орган регулирования также отмечает, что в адрес Департамента счета-фактуры или иные документы, подтверждающие оплату услуг отопления и электрической энергии, также представлены не были. Фактические расходы МКУП "Коммунальные системы" по договорам, заключенным с ООО "Теплосервис", не подтверждены.
Кроме того, Комиссия отмечает, что представленные Заявителем договоры по расходам на ГСМ, запчасти, услуги связи, электроснабжение, отопление, командировочные расходы, охрану труда были проанализированы и признаны Комиссией неподлежащими к учету в рамках рассмотрения заявленных требований по статьям "Аварийно-восстановительные работы" и "Цеховые расходы".
В части расходов на инвентарь и услуги иных организаций Заявителем в обоснование заявленных требований не были представлены в адрес ФАС России расчеты, расшифровки по данным затратам, также обоснование необходимости учета данных расходов.
В части расходов на интернет, канцелярские товары и программное обслуживание Заявителем не представлены в адрес ФАС России актуальные на 2019 год договоры.
Кроме того, МКУП "Коммунальные системы" не подтверждена необходимость использования автотранспортных средств. Регулируемой организацией не представлена ни в материалах тарифного дела в Департамент, ни в ФАС России информация о целевом использовании транспорта, о фактическом использовании автотранспорта в 2018 году. Таким образом, включение расходов на страхование автотранспорта, необходимость которого для целей питьевого водоснабжения не подтверждена, противоречит пункту 24 Основ ценообразования N 406.
Комиссия также обращает внимание на то, что согласно пункту 20 Правил регулирования тарифов N 406 орган регулирования вправе запросить дополнительные сведения у регулируемой организации, однако указанное не является безусловной обязанностью, что подтверждается позицией Верховного суда Российской Федерации (апелляционное определение от 13.10.2016 N 47-АПГ16-6).
В силу пункта 18 Правил регулирования тарифов N 406 регулируемая организация наделена правом по своей инициативе представить дополнительные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для рассмотрения дела об установлении тарифов.
В этой связи бремя доказывания заявленной позиции возложено на сторону, доказывающую экономическую обоснованность затрат.
На основании вышеизложенного, ввиду отсутствия необходимого и достаточного обоснования со стороны регулируемой организации в части учета расходов по статье затрат "Общеэксплуатационные расходы" в сфере питьевого водоснабжения, в том числе ввиду отсутствия в материалах тарифного дела на 2019 год актуальных заключенных договоров на поставку товаров, Комиссия считает целесообразным отказать Заявителю в удовлетворении требований в указанной части.
6. Прочие расходы в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения.
Регулируемой организацией заявлены в ФАС России прочие расходы в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения в размере 381,43 тыс. руб., при учтенных Департаментом - 229,08 тыс. руб., объем разногласий - 152,35 тыс. руб.
По статье "Прочие расходы" в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения регулируемая организация заявляет: расходы на услуги ЕИРКЦ - 191,54 тыс. руб., на услуги СЭС - 117,14 тыс. руб., услуги других организаций (проекты зоны санитарной охраны водозабора, поверка средств измерений, аттестация лаборатории, вневедомственная охрана) - 72,75 тыс. руб.
Заявитель обращает внимание на то, что в адрес Департамента в материалах тарифного дела были направлены все договоры, а именно договоры, заключенные с ЕИРКЦ, с ЦЛАТИ, с вневедомственной охраной, с ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии", с ФБУ Костромской ЦСМ, а также копии счетов-фактур.
В свою очередь, органом регулирования по статье "Прочие расходы" в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения учтены только расходы на услуги АО "ЕИРКЦ" в размере 229,08 тыс. руб., что больше заявленных регулируемой организацией в ФАС России на 37,54 тыс. руб.
Затраты на оказание услуг прочих организаций исключены Департаментом в полном объеме, так как экономическая обоснованность предлагаемых Заявителем затрат не подтверждена МКУП "Коммунальные системы", в том числе отсутствует подтверждение фактического приобретения материалов и услуг сторонних организаций за 2018 год.
Департамент также указывает на то, что в рамках установления тарифов на 2019 год регулируемой организацией были заявлены расходы на приобретение антимагнитных пломб и услуги техники, однако данные расходы не были учтены Департаментом поскольку МКУП "Коммунальные системы" в адрес Департамента не были направлены документы, подтверждающие фактические расходы, а также необходимость учета данных расходов в 2019 году для производственного процесса.
Расходы на приобретение комплектующих для установки "АКВАХЛОР" не приняты Департаментом, так как не была подтверждена необходимость учета данных расходов для целей водоснабжения (также в представленном акте обследования состояние установок "АКВАХЛОР-500" указано как удовлетворительное).
В связи с учетом в составе расходов на оплату труда цехового персонала расходов на оплату труда сторожей, в целях недопущения двойного учета затрат, расходы на услуги вневедомственной охраны при тарифном регулировании на 2019 год не учтены Департаментом. Также регулируемой организацией не были представлены в адрес Департамента документы, подтверждающие фактические расходы по данной статье за 9 месяцев 2018 года.
Остальные прочие расходы (услуги ФБУЗ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии", ФБУ Костромской ЦСМ, ФБУЗ "ЦЛАТИ", проекты зон санитарной охраны водозабора), предложенные МКУП "Коммунальные системы", не были учтены органом регулирования в тарифе на питьевое водоснабжение 2019 года в связи с отсутствием экономически-обоснованных расчетов и подтверждения фактических расходов за 2018 год.
Комиссия отмечает, что расшифровка и необходимость учета расходов на услуги прочих организацией также не представлена МКУП "Коммунальные системы" в адрес ФАС России.
В части расходов на осуществление производственного контроля состава и свойств питьевой воды регулируемой организацией не было представлено ни в адрес Департамента, ни в адрес ФАС России соответствующих расчетов.
Вместе с тем, Комиссия обращает внимание на то, что договоры, представленные регулируемой организацией в обоснование заявленных требований, не распространяют свое действие на 2019 год.
Таким образом, ввиду отсутствия необходимого и достаточного обоснования со стороны регулируемой организации в части учета расходов по статье затрат "Прочие расходы" в сфере питьевого водоснабжения, ввиду отсутствия в материалах тарифного дела на 2019 год актуальных заключенных договоров на поставку товаров, Заявителю отказано в удовлетворении требований в указанной части.
7. Налоги в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения.
Регулируемой организацией заявлены в ФАС России расходы по статье "Налоги" в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения в размере 376,25 тыс. руб., при учтенных Департаментом - 215,23 тыс. руб., объем разногласий - 161,02 тыс. руб.
Комиссия обращает внимание на то, что согласно представленной Департаментом в ФАС России калькуляции по расчету тарифов на питьевое водоснабжение МКУП "Коммунальные системы" на 2019-2021 годы органом регулирования учтены расходы по статье "Налоги" в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения в размере 226,28 тыс. руб. (из них: плата за водопользование - 123,72 тыс. руб., УСН - 102,56 тыс. руб.).
При этом при установлении тарифов на 2019 год регулируемой организацией были заявлены расходы по налогам по питьевому водоснабжению в размере 330,61 тыс. руб. (из них: плата за водопользование - 217,6 тыс. руб., УСН - 107,01 тыс. руб., плата за негативное воздействие - 6 тыс. руб.).
Регулируемая организация указывает на то, что при расчете расходов в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения МКУП "Коммунальные системы" в Департамент расходы по налогу на имущество, транспортный налог и земельный налог ошибочно не заявлены.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 65 Основ ценообразования N 406 расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов, входят в состав неподконтрольных расходов регулируемой организации.
Заявитель обращает внимание на то, что МКУП "Коммунальные системы" находится на упрощенной системе налогообложения и не является плательщиком налога на имущество, но ввиду того, что Департамент имущественных отношений включил имущество в перечень объектов недвижимости, облагаемых налогом на имущество, по кадастровой стоимости, Заявитель является плательщиком данного налога. Таким образом по административному зданию МКУП "Коммунальные системы" со встроенным автотранспортным гаражом начисляется налог на имущество, который составил за 2018 год сумму средств в размере 170,01 тыс. руб. (в том числе, питьевое водоснабжение - 52,70 тыс. руб.), что подтверждается налоговой декларацией по налогу на имущество.
В части земельного налога Заявитель поясняет, что изначально администрацией городского округа г. Мантурово земля территории водозабора не была передана в оперативное управление МКУП "Коммунальные системы". На данный момент землю передали в постоянное бессрочное пользование, в связи с чем, по земле, зарегистрированной МКУП "Коммунальные системы", в 2018 году начислен налог в размере 170,54 тыс. руб., что подтверждается налоговой декларацией по земельному налогу.
В части транспортного налога Заявитель поясняет, что транспортные средства были зарегистрированы на предприятии в 2018 году в органах ГИБДД и Гостехнадзоре. Фактические затраты по транспортному налогу за 2018 год составляют 11,1 тыс. руб. (в том числе по питьевому водоснабжению - 3,45 тыс. руб.), что подтверждается налоговой декларацией по транспортному налогу.
Заявитель также отмечает, что плата налога по УСН за 2018 год в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения составляет 64,38 тыс. руб. Подтверждающим документом является налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с упрощенной системой налогообложения.
Также МКУП "Коммунальные системы" указывает на то, что плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в сфере питьевого водоснабжения составляет 13,75 тыс. руб., что подтверждается декларацией об оплате за негативное воздействие на окружающую среду.
Налог за водопользование за 2018 год по данным Заявителя составит 71,43 тыс. руб.
Комиссия обращает внимание на то, что налоговые декларации по налогу на имущество, транспортному налогу, земельному налогу, на которые ссылается Заявитель, не были представлены МКУП "Коммунальные системы" в адрес Департамента в материалах тарифного дела на момент установления тарифов на 2019 год.
Сведения об объекте недвижимости, включенном в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, соответствующие обосновывающие расчеты и декларации об уплате налога регулируемой организацией в адрес Департамента и ФАС России не предоставлялись.
Документы, подтверждающие передачу администрацией городского округа г. Мантурово земельного участка, на котором расположен водозабор, в безвозмездное пользование МКУП "Коммунальные системы", Заявителем также не представлены.
При этом стоит отметить, что согласно части 2 статьи 388 НК РФ не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе на праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.
В свою очередь, Департамент отмечает, что МКУП "Коммунальные системы" представлена декларация по плате за негативное воздействие на окружающую среду по административно-производственной базе с суммой налога 14,68 тыс. руб., декларация по насосно-фильтровальной станции по ул. Гидролизная д.36 на сумму 6,85 тыс. руб.
По ул. Гидролизная находятся административно-производственная база предприятия, гараж, трансформаторная, здание хлораторной и здание канализационной насосной станции. Отнесение расходов по насосно-фильтровальной станции по данному адресу исключительно на регулируемый вид деятельности водоснабжения является необоснованным.
Вместе с тем, орган регулирования отмечает, что расчет по водному налогу и налогу по УСН выполнен Департаментом в соответствии с частью 2 статьи 333.12 главы 25.2 НК РФ, а также в соответствии с частью 2 статьи 346.20 НК РФ соответственно.
При этом Департамент обращает внимание на то, что по факту 9 месяцев 2018 года затраты по водному налогу не отражались регулируемой организацией, а расчет по водному налогу не был представлен на момент установления тарифов на 2019 год.
В части платы за негативное воздействие на окружающую среду в сфере питьевого водоснабжения Департаментом данные расходы не учтены в полном объеме ввиду отсутствия расчета на 2019 год, а также ввиду отсутствия документов, подтверждающих несение затрат за 9 месяцев 2018 года.
Комиссия обращает внимание на то, что в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения расходы на водный налог, плату за негативное воздействие на окружающую среду, УСН, согласно фактическим данным за 2018 год и заявке регулируемой организации, сложились на уровне 149,56 тыс. руб., что меньше учтенных Департаментом на 76,72 тыс. руб., в связи с чем, в случае возникновения необходимости излишне учтенные Департаментом расходы по данной статье могут быть направлены регулируемой организацией на оплату иных налогов (обязательных платежей).
Иные налоговые расходы, фактически понесенные Заявителем в 2019 году, будут учтены Департаментом на основании пункта 15 Основ ценообразования N 406 в случае предоставления МКУП "Коммунальные системы" необходимых подтверждающих документов.
На основании вышеизложенного, ввиду отсутствия заявленных регулируемой организаций требований на момент утверждения тарифов в сфере питьевого водоснабжения в части расходов по налогу на имущество, транспортному налогу и земельному налогу, а также обосновывающих материалов по заявленным затратам, в действиях Департамента Комиссия не усматривает нарушений требований законодательства Российской Федерации, в связи с чем, требования Заявителя не подлежат удовлетворению в указанной части.
8. Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения.
В рамках данной статьи затрат регулируемая организация оспаривает учтенные Департаментом расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного, цехового и административно-управленческого персонала в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения и заявляет требования о дополнительном учете средств в размере 986,12 тыс. руб.
Согласно подпункту "г" пункта 39 Основ ценообразования N 406 расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужны основного производственного персонала, в том числе налоги и сборы, входят в состав производственных расходов.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования N 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями N 1746-э с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования N 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к Методическим указаниям N 1746-э.
Разногласия по данной статье затрат, возникшие между Заявителем и Комитетом, представлены в таблице ниже:
Разногласия |
Заявлено МКУП "Коммунальные системы" в ФАС России |
Учтено Департаментом на 2019 год |
Отклонение |
Среднемесячная оплата труда ремонтного персонала, руб./мес. |
16 704,20 |
13 024,60 |
3 679,60 |
Среднемесячная оплата труда цехового персонала, руб./мес. |
15 888,00 |
14 857,00 |
1 031,00 |
Среднемесячная оплата труда АУП, руб./мес. |
26 051,00 |
20 110,00 |
5 941,00 |
Среднемесячная оплата труда в целом по предприятию, руб./мес. |
16 930,05 |
14 792,21 |
2 137,84 |
ФОТ, тыс. руб. |
5 993,24 |
5 236,44 |
756,80 |
Социальные нужды, тыс. руб. |
1 815,95 |
1 586,64 |
229,32 |
Итого заявлено в ФАС России, тыс. руб. |
- |
- |
986,12 |
Разногласия по размеру социальных отчислений между Заявителем и Департаментом отсутствуют.
В обоснование заявленных требований регулируемой организацией представлено в адрес Департамента и в адрес ФАС России:
-штатное расписание на 2019 год;
-приказы о совмещении от 10.01.2018 N 18 и от 01.02.2018 N 18/1;
-приказ "Об итогах проведения специальной оценки условий труда" от 20.09.2018 N 197;
-коллективный договор от 08.02.2018;
-изменения в коллективный договор от 15.06.2018, от 01.10.2018.
Комиссия обращает внимание на то, что регулируемой организацией в нарушение пункта 17 Методических указаний N 1746-э не представлен ни в материалах тарифного дела в адрес Департамента, ни в адрес ФАС России расчет расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к Методическим указаниям N 1746-э.
В части утвержденных расходов на оплату труда по питьевому водоснабжению Департамент отмечает следующее.
8.1. Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала.
Расходы на оплату труда ремонтного персонала в сфере питьевого водоснабжения рассчитаны Департаментом исходя из фактической среднемесячной заработной платы за 9 месяцев 2018 года с учетом индекса потребительских цен на 2 полугодие 2019 года в размере 104,6 % в соответствии с Прогнозом.
8.2. Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды цехового персонала.
Расчет расходов на оплату труда цехового персонала произведен органом регулирования исходя из планового размера среднемесячной заработной платы ремонтного персонала на второе полугодие 2018 года в размере 14 523 руб./мес. (первое полугодие 2019 года), со второго полугодия оплата труда проиндексирована на 104,6 % в соответствии с Прогнозом.
8.3. Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала.
Фонд оплаты труда административно-управленческого персонала рассчитан органом регулирования с учетом фактической среднемесячной заработной платы одного работника за 9 месяцев 2018 года в размере 20 110 руб./мес.
Кроме того, Департамент обращает внимание на то, что регулируемая организация ссылается на Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08.12.2016 (далее - ОТС на 2017 - 2019 годы). При этом в заявлении, представленном МКУП "Коммунальные системы" на момент установления тарифов и в обосновывающих материалах к нему, не указана информация о присоединении к данному соглашению как при заключении данного соглашения, так и в последующем присоединении в рамках части 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации. Реестр Организаций ЖКХ, являющихся членами ОООР ЖКК и/или участниками федерального ОТС, не содержит МКУП "Коммунальные системы". На основании вышеизложенного, положения ОТС при расчете затрат по фонду оплаты труда не применялись органом регулирования при расчете расходов на оплату труда для Заявителя.
В свою очередь, Комиссия обращает внимание на то, что согласно статье 48 Трудового Кодекса Российской Федерации, пункту 11.8 ОТС на 2017 - 2019 годы, а также информационному письму Минтруда России от 03.02.2017 N 14-4/10/В-835, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к отраслевому тарифному соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ от присоединения к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
Согласно пункту 1.9. ОТС на 2017 - 2019 годы в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы работодателей, предусмотренные ОТС на 2017 - 2019 годы, учитываются федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе органами в области государственного регулирования тарифов на водоснабжение, газоснабжение, электрическую, тепловую энергию, органами местного самоуправления при установлении регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также на соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими нерегулируемую деятельность.
В случае установления регулирующими органами тарифов на водоснабжение, газоснабжение, электрическую и тепловую энергию, на иные жилищно-коммунальные услуги без учета расходов работодателей, предусмотренных ОТС на 2017 - 2019 годы, работодатели вправе корректировать расходы на оплату труда с учетом действующих региональных соглашений, коллективных договоров и локальных нормативных актов организаций. При этом работодатель должен обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимального уровня оплаты труда, установленного в субъекте Российской Федерации.
В связи с чем, пунктом 1.9. ОТС на 2017 - 2019 годы предусмотрена возможность определения фонда оплаты труда не только согласно Отраслевому тарифному соглашению, но и иным способом. Об этом же свидетельствует подпункт 17 Методических рекомендаций N 1746-э.
Вместе с тем, Комиссия также обращает внимание на то, что средняя заработная плата, утвержденная Департаментом для всех категорий персонала МКУП "Коммунальные системы" на 2019 год, составила по питьевому водоснабжению - 14 792,21 руб./мес., при этом фактическая среднемесячная оплата труда по Костромской области по виду деятельности "Забор, очистка и распределение воды" за 2017 год составила 18 791,70 руб./мес, таким образом, с учетом увеличения средней заработной платы за 2017 год на актуальные на момент принятия тарифного решения индексы потребительских цен за 2018-2019 годы согласно Прогнозу (2018 - 102,7 %, 2019 - 104,6 %), средняя заработная плата на 2019 по водоснабжению составила 20 186,83 руб./мес., что ниже утвержденной органом регулирования для Заявителя на 2019 год.
Департаментом также представлены в ФАС России данные по среднемесячной оплате труда в аналогичных регулируемых организациях, осуществляющих деятельность в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения в сопоставимых условиях (МУП ГП пос. Красное-на-Волге "Чистая вода", МУП "Макарьевское КХ" МКХ), согласно которым среднемесячная оплата труда, учтенная для аналогичных регулируемых организаций, осуществляющих регулируемую деятельность в сфере водоснабжения в сопоставимых условиях, утверждена Департаментом на 2019 год в размере 14 892,72 руб./мес. (среднемесячная фактическая оплата труда за 2017 год по данным организациям с учетом актуальных на момент принятия тарифного решения индексов потребительских цен за 2018-2019 годы составила 15 656,13 руб./мес.).
Таким образом, среднемесячная оплата труда в целом по предприятию в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения утверждена Департаментом для МКУП "Коммунальные системы" на уровне ниже среднемесячной оплаты труда, утвержденной органом регулирования на 2019 год для аналогичных регулируемых организаций, осуществляющих деятельность в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения в сопоставимых условиях. При этом учтенная органом регулирования для МКУП "Коммунальные системы" среднемесячная оплата труда в целом по предприятию также ниже фактической среднемесячной оплаты труда, сложившейся в аналогичных регулируемых организациях, осуществляющих деятельность в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения в сопоставимых условиях за 2017 год, приведенной к 2019 году, а также средней по региону по виду деятельности "Забор, очистка и распределение воды" за 2017 год, аналогичным образом приведенной к 2019 году.
Комиссия обращает особое внимание на то, что 2019 год является для МКУП "Коммунальные системы" первым годом долгосрочного периода регулирования, в связи с чем, расходы на оплату труда, учтенные в составе долгосрочного параметра регулирования - базового уровня операционных расходов и соответственно в тарифах Заявителя, на протяжении трех лет не будут пересматриваться при условии отсутствия оснований, закрепленных в пункте 33 Основ ценообразования N 406.
При этом Комиссия также отмечает, что у Департамента отсутствовала возможность расчета расходов на оплату труда вышеперечисленных категорий персонала в соответствии с положениями ОТС на 2017-2019 годы ввиду непредставления надлежащего обоснования со стороны Заявителя в материалах тарифного дела 2019 года.
Таким образом, принимая во внимание тот факт, что органом регулирования при утверждении расходов на оплату труда среднемесячная оплата труда аналогичных организаций, осуществляющих деятельность в сфере питьевого водоснабжения в Костромской области в сопоставимых условиях, учтена на 2019 год на уровне выше, чем для МКУП "Коммунальные системы", а также ввиду установления Департаментом для Заявителя на 2019 год среднемесячной оплаты труда в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения на уровне ниже средней заработной платы по Костромской области по указанному виду деятельности согласно данным федерального статистического наблюдения, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды по ремонтному, цеховому и административно-управленческому персоналу МКУП "Коммунальные системы" в соответствии в пунктом 52 Основ ценообразования N 406 и пунктом 17 Методических указаний N 1746-э, на основании параметров Отраслевого тарифного соглашения, данных по плановым и фактическим уровням фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в том числе у других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом непревышения среднемесячной оплаты труда в целом по МКУП "Коммунальные системы" по всем категориям персонала на 2019 год над среднемесячной оплатой труда, заявленной МКУП "Коммунальные системы" в ФАС России в размере 16 930,05 тыс. руб. в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения, по итогам которого учесть указанные затраты в составе необходимой валовой выручки МКУП "Коммунальные системы" на экономически обоснованном уровне.
Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 N 533, а также учитывая положения Федерального закона N 416-ФЗ, Основ ценообразования N 406 и Методических указаний N 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора между МКУП "Коммунальные системы" и Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (исх. от 25.02.2019 N 125, от 26.03.2019 N 208, вх. от 05.03.2019 рег. N 36614/19, от 05.04.2019 рег. N 59140/19),
РЕШИЛА:
1. Признать Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области нарушившим пункты 24, 52 Основ ценообразования N 406.
2. Частично удовлетворить требования МКУП "Коммунальные системы", указанные в заявлении о рассмотрении спора в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения с Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (исх. от 25.02.2019 N 125, от 26.03.2019 N 208, вх. от 05.03.2019 рег. N 36614/19, от 05.04.2019 рег. N 59140/19).
3. Органу исполнительной власти Костромской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения в срок до 01.10.2019 (включительно) провести анализ расходов по статьям: "Аварийно-восстановительные работы", "Текущий ремонт", "Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды" по ремонтному, цеховому и административно-управленческому персоналу МКУП "Коммунальные системы", по итогам которого учесть в составе необходимой валовой выручки МКУП "Коммунальные системы" в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения на 2019 год указанные расходы на экономически обоснованном уровне с учетом положений Основ ценообразования N 406 и мотивировочной части настоящего решения, отразив надлежащим образом подробный расчет в экспертном заключении согласно пункту 26 Правил регулирования тарифов N 406.
4. Органу исполнительной власти Костромской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения в срок до 01.10.2019 (включительно) принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифа на питьевое водоснабжение, установленного для МКУП "Коммунальные системы" на 2019 год и долгосрочных параметров регулирования (базовый уровень операционных расходов), на основании пункта 3 резолютивной части настоящего решения.
5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Костромской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений об установлении (пересмотре) тарифов в сфере питьевого водоснабжения для МКУП "Коммунальные системы" письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решения об установлении цен (тарифов) в сфере питьевого водоснабжения, принятие которых предписывается настоящим решением;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Костромской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения, на котором принимались решения, принятие которых предписывается настоящим решением;
- экспертного заключения по делу об установлении для
МКУП "Коммунальные системы" цен (тарифов) в сфере питьевого водоснабжения, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.
6. Отказать в удовлетворении остальной части требований, изложенных в заявлении МКУП "Коммунальные системы".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 августа 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.08.2019