Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "РичПроджект" (далее также - Заявитель; Общество) на действия ФГУП "Госзагрансобственность" (далее также - Заказчик) при проведении мониторинга цен и предложений на оказание услуг по осуществлению функций технического заказчика для разработки проектной документации по реконструкции здания N 1 и административно-жилого здания, расположенных в Арабской Республике Египет, г. Каир (реестровые NN31907752515, 31907752632, далее - Закупки) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупок.
Жалоба рассмотрена по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
Законом о закупках определены принципы, которым должны соответствовать действия заказчика при проведении конкурентной процедуры в порядке регулирования указанного закона. К таковым относятся принципы информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерность действий Заказчика по отклонению его заявок от участия в Закупках.
Комиссия, рассмотрев жалобу Заявителя приняла решение о признании ее необоснованной, исходя их следующих фактических обстоятельств дела.
Как следует из материалов дела, заказчиком в единой информационной системе закупок (далее - ЕИС) опубликованы извещения о проведении закупок.
Пунктом 13 Документации о проведении мониторинга цен и предложений установлено, что услуги должны быть оказаны в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Документации ("Техническое задание") и Проектом договора (Приложение N 2 к Документации "Проект договора").
Пунктом 14 Документации о проведении мониторинга цен и предложений установлено, что в заявке должна содержаться информация о стоимости, сроках и объеме оказываемых услуг. Форма заявки произвольная.
Приложением N 1 к Документации "Техническое задание" установлены требования, предъявляемые Заказчиком к оказываемым услугам, в том числе перечень подлежащих оказанию услуг.
В своей заявке Заявитель при формулировании предложений об оказании услуг, являющихся предметом закупки, не ограничился указанием на готовность оказать услуги в соответствии с Техническим заданием, что явилось бы достаточным для признания его заявки соответствующей требованиям Документации о закупке в части перечня услуг, которые участник закупки готов оказать. Формулируя предложения об оказании услуг, Общество приводит перечень услуг, которые Общество готово оказать в соответствии с Техническим заданием. При этом перечень услуг, приводимый Обществом в заявке, не соответствует перечню услуг, указанному в Техническом задании (в перечень услуг, сформированный Обществом, не включены отдельные услуги, указанные в Техническом задании). Невключенными в предложенный Обществом перечень оказываемых услуг явились следующие:
6.7. В течение гарантийного периода, в случае необходимости, исполнитель вносит в разработанную проектную документацию изменения, связанные с введением в действие новых нормативных правовых актов, регулирующих проектно-изыскательскую деятельность, а также устраняет недостатки и неточности в разработанной проектной документации.
6.8. Исполнитель обязан проводить доработку проектной документации в случае обнаружения ошибок, либо недоработок, при согласовании проекта или в ходе его реализации (выполнения строительно-монтажных работ в соответствии с проектной документацией).
6.9. Исполнитель обязуется при получении извещения от заказчика принять участие в деле по иску, предъявленному к заказчику третьим лицом в связи с недостатками разработанной исполнителем проектной документации".
Кроме того, при формулировании перечня услуг Общество делает этот перечень закрытым и не подлежащим расширительному толкованию, поскольку последним не используются такие слова как "включая", "в том числе" или иные аналогичные по смыслу слова, которые могут демонстрировать незакрытость перечня услуг.
В силу ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) участники гражданского оборота должны действовать добросовестно.
В соответствии с п. 6 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках" принцип равноправия, в силу п. 2 ч. 1 ст. 3 указанного закона, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.
Указанный принцип не может считаться нарушенным, поскольку заявителем предложен в своей заявки перечень услуг без необходимых Заказчику п. 6.7 - 6.9 Технического задания. Формируя документацию о закупке, Заказчик исходит из существующих потребностей в товарах, работах, услугах. При этом Заказчик устанавливает те характеристики услуги, которые не могут быть изменены участником закупки в заявке на участие. Предмет закупки (в рассматриваемом случае перечень услуг) не может быть изменен участником закупки по своему усмотрению.
Согласно ранее упомянутому п. 6 Обзора судебной практики Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Комиссия, рассматривая жалобу Заявителя, исходит из необходимости оценки действий Заказчика на момент принятия соответствующего решения об отклонении заявки Заявителя от участия в Закупке. В настоящем случае, Заказчик отклонил заявку Общества ввиду ее несоответствия требованиям Документации. В связи с чем, оценивая действия Заказчика на предмет соблюдения требований Закона о закупках, а также требований Документации, Комиссия не находит оснований для выводов о наличии в действиях Заказчика нарушений по отклонению заявки Заявителя от участия в Закупке.
В связи с чем Комиссия признает названный довод Заявителя необоснованным.
Кроме того, Заявитель в жалобе указывает, что его права нарушает неразмещение Заказчиком на своем официальном сайте Положения о закупках Заказчика.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о закупках положение о закупке в обязательном порядке подлежит размещению в единой информационной системе не позднее, чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения. Положение о закупке размещено Заказчиком в единой информационной системе 29.12.2018, что подтверждается информацией из единой информационной системы.
Комиссия соглашается с Заказчиком в том, что размещение Положения о закупке на сайте Заказчика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является правом, а не обязанностью Заказчика (ч. 7 ст. 4 Закона о закупках). Следовательно, неразмещение ФГУП "Госзагрансобственность" Положения о закупке на его сайте не может рассматриваться в качестве нарушения требований п. 10.5 ст. 3 и п. 13 ст. 8 Закона о закупках, на которые ссылается Заявитель в своей жалобе.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действия Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
На основании изложенного Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя необоснованной.
Комиссия, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "РичПроджект" (ИНН:7729742998, ОГРН:1137746492201) на действия ФГУП "Госзагрансобственность" (ИНН:7705122392, ОГРН:1027700192563) при проведении Закупки необоснованной.
Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 20.05.2019 N ПО/24292/19.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 мая 2019 г. N 077/07/00-1824/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.08.2019