Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе "_", по итогам проведенного мониторинга рекламы на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе,
УСТАНОВИЛ:
20.05.2019 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в ходе проведения мониторинга наружной рекламы на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе была выявлена рекламная информация следующего содержания: ""_" ЦЕНТР КОРРЕКЦИИ ПИТАНИЯ И ЗДОРОВЬЯ Фито-комплексы и ЭКО-продукты Оздоровительная косметика Диагностика всех органов и систем организма КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ "_" "_","_" ". По результатам мониторинга составлен соответствующий акт мониторинга наружной рекламы.
В целях выяснения принадлежности номеров телефонов "_", "_", "_", указанных в рекламе, Хакасское УФАС России направило запрос от 27 июня 2019 N04-7044/АМ в "_".
Согласно данным о принадлежности номеров к операторам связи, полученным из ответа "_" на запрос Хакасского УФАС России, номер телефона "_", указанный в рекламе, принадлежит "_", номера телефонов "_", "_" являются дополнительными, их абонентом также является "_" (ИНН "_", адрес: "_", Республика Хакасия, г. Абакан, "_").
В силу пунктов 1 - 4 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 38-ФЗ информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна, в связи с этим, отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.
Исходя из того, что информация распространялась на баннере дома, указанная информация признается рекламой, так как она адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования - медицинским услугам, реализуемым "_".
Согласно части 6 статьи 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
В левом верхнем углу баннера расположен герб Республики Хакасия с буквой "А" в центре. 22 мая 2019 г. в Хакасском УФАС России состоялся Экспертный совет по рекламе, где его члены пришли к выводу, что использование государственных символов, в том числе с корректировками- недопустимо.
С учётом положений части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Кроме того, из пункта 22 Постановления ВАС от 08.10.2012 г. N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами федерального закона "О рекламе" следует, что согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств и медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению.
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 N 804н.
В связи с этим необходимо учитывать, что правила, установленные частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, не распространяются на рекламу медицинской деятельности, не связанной с оказанием медицинских услуг и лекарственными средствами.
Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;
Пунктом 1 приказа Министерства здравоохранения Российская Федерация от 13.10.2017 N 804н утверждена номенклатура медицинских услуг.
Номенклатура медицинских услуг (далее - Номенклатура) представляет собой перечень медицинских услуг, указанная номенклатура содержит виды медицинских услуг, в том числе:
B03.005.019 |
Лабораторный контроль за терапией иммуносупрессантами |
B03.005.020 |
Комплекс исследований для диагностики гемофилии |
B03.006.001 |
Комплекс исследований пробанда |
B03.006.002 |
Комплекс исследований для диагностики болезни Дауна |
B03.006.003 |
Комплекс исследований для диагностики адреногенитального синдрома |
B03.006.004 |
Скрининг наследственно обусловленных заболеваний обмена |
B03.007.001 |
Комплексная гериатрическая оценка функционального и когнитивного статуса |
B03.008.001 |
Комплекс исследований для диагностики актиномикоза кожи |
B03.008.002 |
Комплекс исследований для диагностики отрубевидного лишая |
B03.008.003 |
Комплекс исследований для диагностики микроспории |
B03.008.004 |
Комплекс исследований для диагностики трихофитии |
B03.009.001 |
Комплекс исследований для диагностики опухолей центральной нервной системы у детей |
B03.009.002 |
Комплекс исследований для диагностики опухолей забрюшинного пространства у детей |
B03.009.003 |
Комплекс исследований для диагностики распространенности опухолевого процесса у детей |
B03.010.001 |
Комплекс исследований для диагностики атрезии пищевода у детей |
B03.010.002 |
Комплекс исследований для диагностики ущемленной паховой грыжи у детей |
B03.010.003 |
Комплекс исследований для диагностики кишечной непроходимости у детей |
B03.010.004 |
Комплекс исследований для диагностики острого аппендицита у детей |
B03.010.005 |
Комплекс исследований для диагностики атрезии заднего прохода и прямой кишки |
B03.010.006 |
Комплекс исследований для диагностики острого гематогенного остеомиелита у детей |
B03.012.001 |
Комплекс исследований для диагностики впервые выявленного сахарного диабета |
Таким образом, диагностика всех органов и систем организма включает в себя положения, содержащиеся номенклатуре, и, как следствие, относится к медицинским услугам, а значит реклама данной услуги должна соответствовать части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе, нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, частью 6 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе, рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных, частью 7 статьи 24 Закона о рекламе.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы.
Пункт 7 статьи 5 Закона о рекламе гласит: рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Деятельность по оказанию медицинских услуг осуществляет "_" (ИНН "_", адрес: "_", Республика Хакасия, г. Абакан, "_").
Таким образом, рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является "_".
На основании вышеизложенного, рассматриваемая реклама "_" имеет признаки нарушения части 6 статьи 5, части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возбудить производство по делу N 019/05/5-366/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Признать лицами, участвующими в деле:
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- Общество с ограниченной ответственностью "_".
3. Назначить дело N 019/05/5-366/2019 к рассмотрению на 12 сентября 2019 года в 09 часов 00 минут по адресу: г. Абакан, ул. Вяткина 3, каб. 303.
4. "_" до 9 сентября 2019 г. предоставить в адрес Хакасского УФАС России следующие документы и сведения:
1) Копии учредительных документов "_" (Устав, свидетельство о регистрации юридического лица, выписка из ЕГРЮЛ и др.);
2) Копию лицензии на осуществление медицинских видов деятельности, осуществляемых "_";
3) Копию договора на изготовление и размещение вышеуказанной рекламы;
4) Копию утвержденного макета указанной рекламы медицинских услуг;
5) Копию акта выполненных работ по изготовлению вышеуказанной рекламы;
6) Копии платежных документов за изготовление вышеуказанной рекламы;
7) Письменные пояснения по поводу размещения рекламы медицинских услуг с нарушением части 6 статьи 5 Закона о рекламе;
8) Письменные пояснения по поводу размещения рекламы медицинских услуг с нарушением части 7 статьи 24 Закона о рекламе;
9) Иные документы по своему усмотрению.
Информацию прошу направить на электронную почту to19@fas.gov.ru с досылкой по почте РФ.
Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренной законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, представление недостоверных сведений (информации) - влечет административную ответственность по части 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лицам, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, предлагается принять участие при рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Председатель Комиссии "_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 12 августа 2019 г. N 019/05/5-366/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.08.2019