Резолютивная часть решения оглашена 13.08.2019 г.
Решение в полном объеме изготовлено 16.08.2019 г.
Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии <_>; члены Комиссии: <_>; <_>.
при участии:
представителей заявителя ООО "Герпак": <_>, <_>, <_>;
представителя заказчика ООО "СТЭК-М" <_>, <_>;
рассмотрев жалобу в порядке установленном ст. 18.1. ФЗ "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области обратилось ООО "Герпак" с жалобой на действия заказчика ООО "СТЭК-М", закупочной комиссии, в связи с допущенными, по мнению заявителя, нарушениями при организации и проведении открытого конкурса на заключение договора Поставка материалов для технического обслуживания котельной в рп Михайловка Черемховского района Иркутской области, извещение N 31908110148.
Представители заявителя озвучили доводы жалобы.
Представитель заказчика считает жалобу необоснованной, представлены письменные возражения.
Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, письменные возражения заказчика, заявителя, представленные документы, установила следующее.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Часть 1 статьи 3 ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" определяет, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе, информационной открытости закупки и равноправия, справедливости, отсутствии дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее Закон о закупках) при осуществлении закупок на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
ООО "СТЭК-М" осуществлялась закупка товаров, работ и услуг в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд общества.
Заказчиком 02.07.2019 г. в единой информационной системе в сфере закупок -www.zakupki.gov.ru было размещено извещение N 31908110148 о проведении открытого конкурса на заключение договора на поставка материалов для технического обслуживания котельной в рп Михайловка Черемховского района Иркутской области.
Заявитель указывает в жалобе, что заказчик ООО "СТЭК-М" незаконно провел указанный конкурс, согласно доводам жалобы, положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд общества не приведено в соответствии с ФЗ N 505-ФЗ от 31.12.2017 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", а именно:
не предусмотрены конкурентные и не конкурентные закупки;
не предусмотрены закупки в электронном виде;
отсутствуют положения регулирующие закупку у субъектов малого и среднего предпринимательства;
не приведены в соответствие сроки проведения закупок;
не предусмотрены особенности обеспечения заявки.
Поскольку положение о закупках ООО "СТЭК-М" не приведено в соответствие с требованиями действующего законодательства, то заказчик должен был проводить закупочные процедуры в соответствии с положениями ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При этом, заявитель в жалобе кроме реестрового номера закупки по извещению N 31908110148, указывает реестровые номера иных закупок по извещениям о проведении закупок NN 31908106313, 31908106105, 31908101142, 31908101110.
Данные закупки не могут быть исследованы комиссией антимонопольного органа, поскольку, по смыслу ч. 6 ст. 18.1 ФЗ "О защите конкуренции", каждая закупка представляет собой самостоятельный предмет для обращения с жалобой в антимонопольный орган.
Комиссия антимонопольного органа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" внесены изменения.
Частью 3 статьи 4 ФЗ N 505-ФЗ, положения о закупке должны быть приведены в соответствие с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции настоящего Федерального закона), утверждены и размещены в единой информационной системе не позднее 1 января 2019 года. Положения о закупке, которые не соответствуют Федеральному закону от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции настоящего Федерального закона), после 1 января 2019 года считаются не размещенными в единой информационной системе.
Комиссией установлено, что ООО "СТЭК-М" приказом N 2 генерального директора от 14.01.2019 г. утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд общества, которое размещено в единой информационной системе 21.01.2019 г., т.е. позднее 1 января 2019 года.
Положением о закупке ООО "СТЭК-М" не предусмотрены положения регулирующие закупку у субъектов малого и среднего предпринимательства, не приведен в соответствие с законодательством срок заключения договора, способы закупки не соответствуют статье 3.1. Закона о закупка, срок размещения извещений о проведении конкурса и аукциона не соответствуют статье 3.2. Закона о закупка, в связи с чем, доводы жалобы ООО "Герпак" признаны обоснованными.
В соответствии с частью 5.1. статьи 8 Закона о закупках, если в течение срока, предусмотренного настоящим Федеральным законом, заказчик в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона не разместил утвержденное им положение о закупке или принятое им решение о присоединении к положению о закупке, на такого заказчика до дня размещения им в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона утвержденного положения о закупке или решения о присоединении к положению о закупке распространяются положения Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Поскольку положение о закупках ООО "СТЭК-М" не соответствует Федеральному закону от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", то признается не размещенным, следовательно заказчик при осуществлении закупок должен руководствоваться положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 5 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений.
Таким образом, ООО "СТЭК-М" осуществляло проведение открытого конкурса на заключение договора на поставку материалов для технического обслуживания котельной в рп Михайловка Черемховского района Иркутской области , извещение N 31908110148, без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Комиссия антимонопольного органа, исследовав, все представленные документы, пояснения сторон, пришла к выводу о наличии правовых оснований для признания жалобы заявителя обоснованной, в связи с допущенными ООО "СТЭК-М" нарушениями п. 5 ч. 10 ст. 3, ч. 5.1 ст. 8 Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также приняла решение о необходимости выдачи заказчику, обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
На основании изложенного, и руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Герпак" (ИНН 3810330098 ОГРН 1133850013681) на действия заказчика на действия заказчика ООО "СТЭК-М" (ИНН 3808199819 ОГРН 1173850017880), на поставку материалов для технического обслуживания котельной в рп Михайловка Черемховского района Иркутской области , извещение N 31908110148, обоснованной.
Признать заказчика ООО "СТЭК-М" нарушившим п. 5 ч. 10 ст. 3, ч. 5.1 ст. 8 Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Выдать заказчику ООО "СТЭК-М" предписание о совершении действий, направленных на устранение выявленных нарушений, путем аннулирования открытого конкурса на заключение договора на поставку материалов для технического обслуживания котельной в рп Михайловка Черемховского района Иркутской области, извещение N 31908110148, с учетом решения антимонопольного органа, в течение 5 рабочих дней с момента получения копии решения и предписания, о чем незамедлительно направить в Иркутское УФАС России информацию.
Копию решения и предписания направить сторонам по жалобе.
Жалоба ООО "Герпак" на действия заказчика ООО "СТЭК-М" обоснована.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 13 августа 2019 г. N 038/861/19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.08.2019