Председатель комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа Хакасского УФАС России от 24 июля 2019 года N 119 о возбуждении дела N 019/01/10-344/2019 и о создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ГУП РХ "Хакресводоканал" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в направлении последним в адрес ООО "Хакасский ТЭК" уведомления об осуществлении мероприятий по ограничению и прекращению отпуска холодной воды, а также ограничению и прекращению водоотведения в отношении объектов общества,
УСТАНОВИЛ:
Основанием для возбуждения настоящего дела явилось поступление в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее также - Хакасское УФАС России, Управление) заявления конкурсного управляющего ООО "Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс" (далее - ООО "ХакТЭК") о нарушении ГУП РХ "Хакресводоканал" антимонопольного законодательства в части направления последним в адрес ООО "Хакасские ТЭК" уведомления об осуществлении мероприятий по ограничению и прекращению отпуска холодной воды, а также ограничению и прекращению водоотведения в отношении объектов общества.
Причиной введения ограничения и прекращения водоснабжения явилось наличие у ООО "Хакасский ТЭК" задолженности по оплате за оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению за два и более расчетных периода.
Кроме того, 24.05.2019 (вх. N 2432) в Управление поступили материалы проверки прокуратуры г. Черногорска по обращению главы г. Черногорска и руководителей ресурсоснабжающих организаций о законности действий ГУП РХ "Хакресводоканал" по направлению уведомлений об ограничении предоставления коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения ООО "Хакасский ТЭК", ООО "ТеплоЭнергоРесурс", ООО "Черногорская котельная N2" в связи с образовавшейся задолженностью.
Рассмотрев поступившее заявление ООО "ХакТЭК", материалы проверки Прокуратуры г. Черногорска и представленные в ходе рассмотрения заявления документы и сведения, Хакасское УФАС России приходит к следующим выводам.
ГУП РХ "Хакресводоканал" является единственным поставщиком услуг водоснабжения и водоотведения на территории г. Черногорска и занимает доминирующее положение хозяйствующего субъекта.
Из материалов следует, что у ООО "Хакасский ТЭК" перед ГУП РХ "Хакресводоканал" сложилась задолженность и по состоянию на 19.04.2019 у составляла 30 537 181,63 руб.; у ООО "Черногорская котельная N 2" - 12 133 339,91 руб.; у ООО "ТеплоЭнергоРесурс" - 12 483 843,97 руб.
Оплатить имеющуюся задолженность полностью у предприятий возможность отсутствует: одно из них - ООО "Хакасский ТЭК" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство, Арбитражным судом Республики Хакасия к производству принято заявление Федеральной налоговой службы от 18.06.2019 и возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении ООО "Черногорская котельная N2", остальные находятся в тяжелом финансовом положении.
Прокуратурой г. Черногорска в адрес заместителя директора ГУП РХ "Хакресводоканал" 24.04.2019 было направлено предостережение о недопустимости нарушения закона, влекущего нарушения прав граждан на получение коммунальных услуг.
Вместе с тем, частичное ограничение режима предоставления коммунальной услуги водоснабжения на объекты ООО "ТеплоЭнергоРесурс" - котельную N 7 и котельную ГПТУ, котельную N 1 ООО "Хакасский ТЭК", ООО "Черногорскую котельную N 2" 24.04.2019 было введено, в связи с чем в адрес конкурсного управляющего ГУП РХ "Хакресводоканал" 24.04.2019 Прокуратурой г. Черногорска вынесено предостережение, после чего 24.04.2019 водоснабжение было восстановлено.
29.04.2019 в прокуратуру города вновь поступили обращения главы города и руководителя ООО "Черногорская котельная N 2" о самостоятельном введении режима ограничения водоснабжения и водоотведения, что явилось причиной приостановления деятельности котельной, оказания коммунальных услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения ненадлежащего качества.
ООО "Хакасский ТЭК", ООО "ТеплоЭнергоРесурс", ООО "Черногорская котельная N 2" являются ресурсоснабжающими организациями и иных источников подачи тепловой энергии в многоквартирные жилые дома, объекты органов государственной власти, органов местного самоуправления и объектов соцкультбыта, кроме котельных предприятий не имеется, в связи с чем реализация ГУП РХ "Хакресводоканал" права на введение режима предоставления коммунальных услуг могла повлечь грубое нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жильцов многоквартирных домов, расположенных на территории города, работников государственных и муниципальных органов власти, работников и учащихся образовательных учреждений общего и дошкольного образования.
Таким образом, гарантирующим поставщиком в сфере водоснабжения и водоотведения предприятиям, оказывающим коммунальные услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителям города Черногорска, включая население и объекты социального назначения, направлены уведомления о введении ограничения, а затем прекращения предоставления услуг.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение цели, в том числе, охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Согласно части 1 статьи 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции РФ).
Законодателем в развитие названных конституционных положений введены дополнительные механизмы защиты абонентов, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате использованных топливно- энергетических ресурсов и не состоят в непосредственных отношениях с поставщиками электрической, тепловой энергии, газа и воды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Согласно п. 31 Правил Исполнитель коммунальных ресурсов обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Подпунктом "в" пункта 3 Правил закреплено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Согласно п. 1 раздела "Холодное водоснабжение" приложения N 1 к Правилам, допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84*).
Прекращение подачи холодного водоснабжения на объекты ресурсоснабжающих предприятий, обеспечивающих теплоресурсами все категории потребителей г. Черногорска, недопустимо.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" критерии надежности теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий установлены в Правилах оценки готовности к отопительному сезону, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N 103.
В соответствии с приложением N 3 к указанным правилам потребители тепловой энергии по надежности теплоснабжения делятся на три категории:
первая категория - потребители, в отношении которых не допускается перерывов в подаче тепловой энергии и снижения температуры воздуха в помещениях ниже значений, предусмотренных техническими регламентами и иными обязательными требованиями;
вторая категория - потребители, в отношении которых допускается снижение температуры в отапливаемых помещениях на период ликвидации аварии, но не более 54 ч:
жилых и общественных зданий до 12 °С;
промышленных зданий до 8 °С;
третья категория - остальные потребители.
Прекращение подачи холодного водоснабжения на объекты ресурсоснабжающей организации является причиной прекращения теплоснабжения социально-значимых объектов города, а также жилых домов, влечет за собой нарушение прав потребителей на качественное и бесперебойное обеспечение коммунальными ресурсами, гарантированных ст. 4, 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей". Указанное является недопустимым, поскольку создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, может повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к экономическим, социальным последствиям.
Исходя из положений ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Объектами ООО "Хакасский ТЭК" являются котельные, поставляющие тепловую энергию в образовательные учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, расположенные на территории города, осуществляется теплоснабжение многоквартирных домов, в том числе:
- котельная "Центральная" отапливает 234 объекта, в том числе 29 социальных, 205 многоквартирных жилых дома, в них проживают 16475 человек, в том числе 4495 детей;
- котельная "Южная" отапливает 116 объектов, в том числе 1 социальных, 105 многоквартирных жилых дома, в которых проживает 13234 человека, в том числе 3308 детей;
- котельная N 1 отапливает 2 социальных объекта;
- котельная N 10 отапливает 14 объектов, в том числе 2 социальных, 12 жилых домов, в которых проживает 84 человека, в том числе 21 ребенок;
- котельная N 14 "Пригорск" отапливает 11 объектов, в том числе 3 - социальных, 8 многоквартирных жилых дома, в которых проживает 1948 человек, в том числе 487 детей.
ООО "Черногорская котельная N 2" отапливает 209 объектов, в том числе 14 социальных, 195 жилых дома, в которых проживает 4784 чел., в том числе 1196 детей.
ООО "ТеплоЭнергоРесурс" отапливает 151 объект, в том числе 8 - социальных, 143 - многоквартирных жилых дома, в которых проживает 3497 человек, из них = 874 ребенка.
Учитывая, что иных источников подачи тепловой энергии в многоквартирные дома, объекты органов государственной власти, органов местного самоуправления и объектов соцкультбыта не имеется, реализация ГУП РХ "Хакресводоканал" права на введение режима ограничения, а затем прекращения предоставления услуг водоснабжения и водоотведения повлечет грубое нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жильцов многоквартирных домов, расположенных на территории города, работников государственных и муниципальных органов власти, работников и учащихся образовательных учреждений общего и дошкольного образования.
Действия организации по прекращению поставки ресурсов организации-потребителю, к сетям которой подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, в том числе гражданам-потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг, гарантированных Конституцией РФ.
В отношении граждан-потребителей коммунальных услуг, добросовестно производящих платежи, невозможен перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи коммунальных услуг из-за наличия долга у организаций, состоящих в технологической цепочке, связанной с потреблением тепловой энергии и поставкой горячей воды.
Вода является необходимым элементом технологического процесса подачи отопления и горячего водоснабжения в дома граждан, горячей воды в учреждения здравоохранения и образования и ограничение ее подачи исключает возможность обеспечения этими коммунальными услугами надлежащего качества, следовательно, прекращение водоснабжения котельных, подающих тепло и горячее водоснабжение гражданам и в социально значимые объекты должно расцениваться как ограничение, касающееся обслуживание граждан потребителей, приводящих к ограничению их снабжения коммунальным ресурсом.
Таким образом, введение ограничения, прекращение предоставления услуг водоснабжения и водоотведения на объекты, участвующие в процессе теплоснабжения и горячего водоснабжения, противоречит требованиям закона, влечет нарушение конституционных прав граждан - добросовестных потребителей коммунальных услуг, срыв отопительного сезона, возникновение чрезвычайной ситуации.
Принимая во внимание изложенное, в действиях ГУП РХ "Хакресводоканал" усматривается нарушение положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку они направлены на злоупотребление доминирующим положением на рынке. Направление уведомлений, введение ограничения режима подачи водоснабжения и прекращение водоотведения в рассматриваемых случаях привели к ущемлению интересов ООО "Хакасский ТЭК", ООО "Черногорская котельная N 2", ООО "ТеплоЭнергоРесурс", а также неопределенного круга лиц путем создания угрозы прекращения подачи теплоснабжения.
Учитывая изложенное и руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Назначить дело N 019/01/10-344/2019 к рассмотрению на 12 сентября 2019 в 09 часов 00 минут по адресу: г. Абакан, ул. Вяткина, 3, каб. 301.
Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:
заявителей:
- Прокуратуру г. Черногорска (пр. Космонавтов, 23Б, г. Черногорск, Республика Хакасия, 655158);
- ООО "Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс" (ул. Красноярский тракт, д. 05, а/я 125, г. Черногорск, Республика Хакасия, 655158);
ответчика:
- Государственное унитарное предприятие Республики Хакасия "Хакресводоканал" (ул. Коммунальная, 1, пгт. Усть-Абакан, Республика Хакасия, 655100);
заинтересованных лиц:
- ООО "Черногорская котельная N 2" (ул. Орлова, д. 15Ж, г. Черногорск, Республика Хакасия, 655150),
- ООО "ТеплоЭнергоРесурс" (ул. Кирова, д. 73А, г. Черногорск, Республика Хакасия, 655150).
3. Заявителю - ООО "Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс" представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в срок до 26.08.2019 следующую информацию:
- копию Свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ, ИНН;
- копии учредительных документов;
- письменные пояснения по существу рассматриваемого дела;
- иные материалы и документы, имеющие значение для рассмотрения данного дела, по своему усмотрению (при их наличии).
4. Заявителю - Прокуратуре г. Черногорска представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в срок до 26.08.2019 следующую информацию:
- письменные пояснения по существу рассматриваемого дела;
- иные материалы и документы, имеющие значение для рассмотрения данного дела, по своему усмотрению (при их наличии).
5. Ответчику - ГУП РХ "Хакресоводоканал" представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в срок до 26.08. 2019 следующую информацию:
- копию Свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ, ИНН;
- копии учредительных документов;
- письменные пояснения по существу рассматриваемого дела;
- иные материалы и документы, имеющие значение для рассмотрения данного дела, по своему усмотрению (при их наличии).
6. Заинтересованным лицам - ООО "Черногорская котельная N 2", ООО "ТеплоЭнергоРесурс" представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в срок до 26.08.2019 следующую информацию:
- письменные пояснения по существу рассматриваемого дела;
- иные материалы и документы, имеющие значение для рассмотрения данного дела, по своему усмотрению (при их наличии).
Лицам, участвующим в деле, на рассмотрение дела обеспечить явку представителей с документами, удостоверяющими личность, а также подтверждающими полномочия на участие в деле.
Председатель комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 2 августа 2019 г. N 019/01/10-344/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.08.2019