Временно исполняющий обязанности руководителя Федеральной антимонопольной службы А.В. Доценко, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 19.11.2018 N 1598/18, Акт проверки Инспекции ФАС России от 25.01.2019 N 8), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 543, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), допущенные Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов при установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение для Южно-Уральского филиала ООО "Газпром-энерго",
УСТАНОВИЛ:
На основании приказа ФАС России от 19.11.2018 N 1598/18 "О проведении плановой выездной проверки Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов" проведена плановая выездная проверка в отношенииДепартамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов (далее - Департамент, орган регулирования) тарифов на водоснабжение и водоотведение для Южно-Уральского филиала ООО "Газпром-энерго" (далее - ООО "Газпром-энерго", регулируемая организация) на 2016-2018 годы.
Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования N 406).
Правила установления регулируемых тарифов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Правила N 406).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания N 1746).
Тарифы для Южно-Уральского филиала ООО "Газпром-энерго" установлены Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов методом экономически обоснованных расходов на 2016-2018 годы.
По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании Южно-Уральского филиала ООО "Газпром-энерго" за период с 2016 по 2018 гг. на услуги водоснабжения и водоотведения, в том числе представленных экспертных заключений по установлению тарифов (далее - Экспертное заключение), ФАС России установлено следующее.
В ходе проведения проверки ФАС России были предоставлены материалы, направленные регулируемой организацией с предложением об установлении цен (тарифов), и Экспертные заключения органа регулирования.
В соответствии с пунктом 25 Правил N 406 орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Согласно пункту 26 Правил N 406 Экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит:
а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг;
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;
в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;
г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;
д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.
При этом в Экспертном заключении органом регулирования описаны только принятые расходы по статьям с кратким обобщенным описанием без конкретных ссылок на обосновывающие материалы, без описания анализа представленных материалов, а также без сравнительного анализа динамики расходов и величины необходимой валовой выручки (далее - НВВ) к предыдущим периодам регулирования, тем самым, нарушены вышеуказанные подпункты пунктов 25 и 26 Основ ценообразования N 406.
Соответственно, в связи с отсутствием вышеописанных данных и собственных расчетов НВВ можно сделать вывод, что в нарушение пункта 25 Правил N 406 орган регулирования не проводил экспертизу предложений об установлении цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования N 406 При определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке):
а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:
прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);
темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива;
темпы роста цен на электрическую энергию;
темпы роста заработной платы;
г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;
д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах;
е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.
В соответствии с пунктом 23 Основ ценообразования N 406 при определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю.
Департамент в нарушение пунктов 22 и 23 Основ ценообразования N 406 при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов (цен) в части установления тарифов на водоснабжение и водоотведение для Южно-Уральского филиала ООО "Газпром-энерго" опирается только на заявку организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности без анализа их экономической обоснованности.
Органом регулирования в ряде случаев при установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение для Южно-Уральского филиала ООО "Газпром-энерго" принимается подход по индексации плановых расходов предыдущего периода регулирования по отдельным статьям затрат. Данный подход исключает анализ фактической хозяйственной деятельности регулируемой организации, что также не соответствует Основам ценообразования N 406 и Методическим указаниям N 1746.
В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования N 406 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:
а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю;
б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.
ФАС России обращает внимание, что установленные (плановые) для Южно-Уральского филиала ООО "Газпром-энерго" объемы полезного отпуска (приема сточных вод) в большинстве случаев значительно меньше фактически сложившихся объемов полезного отпуска (приема сточных вод), однако, органом регулирования не принимаются вышеизложенные данные к учету в тарифах на водоснабжение и водоотведению для Южно-Уральского филиала ООО "Газпром-энерго", что приводит к получению регулируемой организацией экономически необоснованных доходов, подлежащих исключению.
Также ФАС России отмечает, что в материалах тарифного дела Южно-Уральского филиала ООО "Газпром-энерго" 2016 года в качестве обоснования расходов представлен агентский договор с ООО "Газкомплектимпекс" от 01.09.2006 N ГПЭ-19/0324/3240 согласно которому ООО "Газпром-энерго" выплачивает 1,7 % от всех расходов на покупку материалов, что не может приниматься как экономически обоснованные расходы.
В связи с отсутствием экспертиз предложений об установлении цен (тарифов) и отсутствия анализов обоснованности расходов по статьям затрат определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности невозможны.
Соответственно, исходя из вышеизложенных доводов не ясно какие конкретно материалы тарифного дела орган регулирования принимал во внимание при установлении тарифов на водоснабжение и водоотведения для Южно-Уральского филиала ООО "Газпром-энерго".
Проанализировав представленные органом регулирования сведения, ФАС России сделан вывод о том, что Департамент в нарушение действующего законодательства при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов (цен) в части установления тарифов для данной организации за основу расчётов принимает, а точнее основывается исключительно на данных, указанных в тарифной заявке регулируемой организации, осуществляющей регулируемую деятельность без анализа их экономической обоснованности.
Исходя из вышеизложенных доводов не представляется возможным определить: какие материалы тарифного дела орган регулирования принимал во внимание при установлении тарифов и какими руководствовался при принятии тех или иных величин, положенных в основу расчёта необходимой валовой выручки, а также объёмов услуг регулируемой организации.
Резюмируя вышеизложенное, исходя из сведений, представленных органом регулирования в качестве обоснования, ФАС России полагает, что тарифы установлены на необоснованном уровне.
Таким образом органу регулирования необходимо провести анализ фактических расходов, положенных в основу расчета цен (тарифов) с отражением относимости представленных в тарифной заявке документов к принятым в расчетах, а также представить расчет принятых органом регулирования величин (расходов, показателей в натуральном выражении) с расшифровкой первичных данных (сумм из которых принята указанная величина при расчете тарифов), со ссылкой на первичные документы (в том числе с указанием реквизитов) и положения нормативно - правовых актов.
В том числе органу регулирования необходимо проанализировать целесообразность отнесения фактических расходов к регулируемым видам деятельности, наличие подтверждения проведения конкурсных или иных конкурентных процедур при заключении договоров, анализ рыночных цен, анализ показателей бухгалтерской и статистической отчетности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, подпунктом "а" пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 543,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Признать Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов нарушившим положения Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"; пункты 15, 16, 22, 52, 64 Основ ценообразования N 406, 26 Правил N 406.
2. Органу исполнительной власти Оренбургской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в срок до 01.09.2019 (включительно) устранить нарушения, допущенные Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов при установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение для Южно-Уральского филиала ООО "Газпром-энерго", а именно: провести и отразить в экспертном заключении анализ экономической обоснованности включения в состав Южно-Уральского филиала ООО "Газпром-энерго" расходов (в том числе подробный расчет со ссылкой на обосновывающие документы и материалы, принятые в расчет конечных сумм) за 2016 - 2018 гг., включенных в состав НВВ регулируемой организации, а также провести анализ экономической обоснованности фактических затрат прошедших периодов регулирования.
3. С учетом исполнения пункта 2 настоящего предписания исключить из состава НВВ Южно-Уральского филиала ООО "Газпром-энерго" экономически необоснованные и неподтвержденные документально расходы на 2019 год, в том числе, пересмотреть базовый уровень операционных расходов Южно-Уральского филиала ООО "Газпром-энерго".
4. В срок до 01.10.2019 (включительно) органу исполнительной власти Оренбургской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов на водоснабжение и водоотведение и долгосрочных параметров регулирования (базового уровня операционных расходов) для Южно-Уральского филиала ООО "Газпром-энерго" 2019 года, утверждённых Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов на 2019 год с учётом требований, предусмотренных пунктами 2 - 3 резолютивной части настоящего предписания.
5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Оренбургской области в области государственного регулирования цен (тарифов) сфере водоснабжения и водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 - 4 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решения органа исполнительной власти Оренбургской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, принятие которого предписано пунктами 2 - 4 резолютивной части настоящего предписания;
- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Оренбургской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, на котором принимались вышеуказанные решения;
- экспертные заключения органа исполнительной власти Оренбургской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения по установлению тарифов на водоснабжение и водоотведение для Южно-Уральского филиала ООО "Газпром-энерго" на 2019 год.
Временно исполняющий обязанности руководителя |
|
А.В. Доценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предписание Федеральной антимонопольной службы от 23 июля 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.07.2019