Резолютивная часть решения оглашена 09 августа 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 13 августа 2019 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
членов Комиссии: (далее - Комиссия),
рассмотрев дело N 060/01/11-47/2019, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Техническая эксплуатация зданий и инженерных сооружений" (ООО УО "ТЭЗиС") (юридический адрес:180016, Псковская обл., г. Псков, Рижский пр., д. 51А; ОГРН 1076027000224, ИНН 6027101261) по признакам нарушения части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
в присутствии представителя заявителя -
в присутствии представителя ответчика -
в присутствии заинтересованных лиц - ,
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области поступило заявление ООО "Телесети" (вх. N 261з от 02.04.2019) на действия ООО УО "ТЭЗиС" (далее - УО) по навязыванию заключения договора на установку оборудования связи на возмездной основе в отсутствие решения собственников МКД N 81 по ул. Юбилейной в г. Пскове (далее - МКД N 81, МКД).
В связи с установлением в действиях ООО УО "ТЭЗиС" признаков нарушения части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в координации экономической деятельности операторов связи, предоставляющих услуги связи в многоквартирном доме N 81 по ул. Юбилейной в городе Пскове, Псковским УФАС России в соответствии с приказом от 20.06.2019 N 83 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 060/01/11-47/2019 в отношении ООО УО "ТЭЗиС".
В ходе рассмотрения дела N 060/01/11-47/2019 Комиссией Псковского УФАС России установлено:
ООО "Телесети" осуществляет деятельность в области связи на основании лицензии N 137553 от 14 февраля 2016 г. на оказание услуг связи для целей кабельного вещания.
В соответствии с заключенными договорами ООО "Телесети", начиная с апреля 2013 года, оказывает услуги по телевизионному кабельному вещанию собственникам помещений в МКД N 81 по улице Юбилейной города Пскова. Отказа от заключенных договоров указанные абоненты не заявляли.
04,04.2018 ООО "Телесети" получило письмо председателя МКД __ в котором сообщалось о необходимости заключения договора на использование общедомового имущества на платной основе, в противном случае - о прекращении доступа специалистов в МКД и демонтаже оборудования.
16.04.2018 ООО "Телесети" письмом N 22/18 сообщило председателю МКД Бойко Г.П. об отсутствии правовых оснований для выдвинутых требований и необходимости представления решения собственников.
24.10.2018 ООО УО "ТЭЗиИС" направило письмо N 1174 в адрес ООО "Телесети", в котором сообщается: "На основании решения общего собрания собственников дома N 81 представляем Вам для подписания Договор на установку и обслуживание кабельной сети на возмездной основе" с приложением протокола собрания собственников от 26.04.2018 и проекта договора. В соответствии с п. 3.1 договора оператор связи перечисляет на расчетный счет УО денежные средства в сумме 250 рублей на точку размещения и 5 рублей за метр прокладки кабеля по крыше дома в месяц.
06.11.2018 письмом ООО "Телесети" N 43/18 сообщило УО об отказе в заключении договора, мотивируя, что решение собственников от 26.04.2018 принято только в отношении интернет-провайдеров, следовательно, навязывание заключения договора УО от своего имени без решения собственников в отношении операторов связи, оказывающих услуги кабельного вещания, не правомерно.
Со своей стороны, ООО "Телесети" направило в адрес УО проект договора на установку и обслуживание кабельной сети, который УО вернула по причине не указания возмездности (письмо УО N 1286 от 12.11.2018).
В ходе судебного заседания по заявлению ООО УО "ТЭЗиИС" к ООО "Телесети плюс" о понуждении заключить договор на установку и обслуживание кабельной сети на возмездной основе (дело N А52-3850/2018) было установлено, что ООО "Телесети плюс" договоров с абонентами в МКД не заключало, оборудования не имеет. Суд установил, что в указанном МКД оказывает услуги кабельного телевещания ООО "Телесети".
Решением Арбитражного суда Псковской области от 14 декабря 2018 года ООО УО "ТЭЗиС" отказано в удовлетворении заявленных требований к ООО "Телесети Плюс" в полном объеме. Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2019 года Решение Арбитражного суда Псковской области оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ООО УО "ТЭЗиС" без удовлетворения.
В соответствии с протоколом N 2 Общего собрания собственников помещений в МКД N 81 от 26.04.2018, на основании которого УО направила предложение о заключении возмездного договора, было принято решение:
- все незаконно заключенные договоры ООО УО "ТЭЗиИС" с интернет-провайдерами расторгнуть не позднее 20.06.2018;
- УК запретить доступ к конструкциям МКД до решения вопроса оплаты;
- провести инвентаризацию оборудования;
- разработать договор до 15.06.2018;
- принять тариф за размещение оборудования интернет-провайдеров 250 рублей за точку размещения и 5 рублей за метр прокладки кабеля по крыше дома и заключить договоры по использованию ОИ МКД на платной основе в срок до 26.04.2018.
В протоколе указаны результаты голосования: "за" 63,69%, "против" 0,25%, воздержался 3,3%, не приняли участие в голосовании из числа голосовавших 4%.
Ответчик и председатель Совета дома ссылались на решение собрания, проведенного ранее. Так, в соответствии с протоколом N 1 Общего собрания собственников помещений в МКД N 81 от 13.07.2017 по вопросу N12 было решено запросить договоры с интернет-провайдерами, а в случае отсутствия перезаключить договоры на платной основе. Результат голосования "за" - 82,0%.
На период рассмотрения дела ООО УО "ТЭЗиИС" заключены договоры по размещению оборудования в МКД N 81 по ул. Юбилейной с операторами связи ЗАО "Новгород Дейтаком" N 19 от 09.09.2010 (правопреемник с 2013 г. - ПАО "Ростелеком"), ООО "Псковлайн" N 15-Т от 07.12.2009, ОАО "Псковская ГТС" N 21 от 26.02.2010 с дополнительным соглашением N 3 от 01.05.2013, ООО "САТ" от 12.10.2009.
Между ООО "Телесети плюс" и ООО УО "ТЭЗиИС" был заключен безвозмездный договор на установку и обслуживание кабельной сети от 01.08.2011, однако в соответствии с дополнительным соглашением к договору МКД N 81 по ул. Юбилейной в г. Пскове исключен из перечня домов, в которых ООО "Телесети плюс" выполняет работы по установке и обслуживанию кабельных сетей.
Из всех представленных договоров с операторами связи плата за размещение оборудования связи предусмотрена только договором с ОАО "Псковская ГТС" - дополнительным соглашением N 3 от 01.05.2013 к договору с ОАО "Псковская ГТС" установлена ежемесячная оплата за размещение оборудования связи в размере 2125 рублей в месяц, рассчитанная в соответствии с приложением N1 к договору. Остальными договорами предусмотрена только оплата за потребленную электроэнергию. Другие платежи не взимаются.
На основании вышеуказанных решений собраний от 13.07.2017 и от 26.04.2018 УО и председатель Совета дома направляли операторам связи предложения о заключении возмездных договоров, однако ни с кем из них новые договоры не были заключены.
В связи с отказом ООО "Телесети" заключить договор без легитимного решения собственников, УО письмом N 306 от 01.04.2019 УО сообщила председателю Совета МКД о необходимости проведения общего собрания в отношении размещения оборудования ООО "Телесети", на что председатель МКД письмом от 19.04.2019 ответила, что уполномоченное лицо не намерено инициировать проведение собрания и считает протокол собрания от 26.04.2018 достаточным для заключения договоров с операторами связи и взимании платы за размещение оборудования.
К рассмотрению дела в качестве заинтересованных лиц были привлечены ООО "САТ", ООО "Псковлайн", ПАО "Ростелеком", ОАО "Псковская ГТС", ООО "Телесети плюс".
Позиция заинтересованных лиц заключается в следующем.
ООО "САТ" оказывает услуги кабельного телевещания в МКД N 81 на основании договоров, заключенных с 39 собственниками помещений в МКД. ООО "САТ" и ООО УО "ТЭЗиИС" заключен договор от 12.10.2009. Предмет договора - установка и обслуживание кабельных сетей. В соответствии с п. 2.1.1 договора оператор обязуется своевременно производить оплату за потребляемую электроэнергию. Других платежей договором не предусмотрено.
Перечень установленного оборудования ООО "САТ" приведен в приложении N 2 к договору от 12.10.2009.
В соответствии с представленной информацией вх. N 1304-р от 08.07.2019 в адрес ООО "САТ" поступало от ООО УО "ТЭЗиИС" предложение о заключении возмездного договора на размещение оборудования (исх. N 703 от 19.10.2017). На данное предложение ООО "САТ" направило письмо исх. N 06 от 15.11.2017 с просьбой предоставить расчет тарифов, предусмотренных договором. Ответ от УО не получен.
ООО "Псковлайн" оказывает телематические услуги связи (Интернет) в МКД N 81 на основании 64 договоров с собственниками помещений. С УО заключен договор на установку и обслуживание кабельной сети N 15-Т от 07.12.2009. Предмет договора - установка и обслуживание кабельных сетей. В соответствии с п. 2.1.1 договора провайдер обязуется ежеквартально компенсировать затраты за использованную электроэнергию при работе своего оборудования. Других платежей договором не предусмотрено. В соответствии с представленной информацией вх. N 1277-р от 03.07.2019 в адрес ООО "Псковлайн" поступило предложение от ООО УО "ТЭЗиИС" от 15.06.2018 о заключении договора на использование общего имущества многоквартирного дома N 81 в связи с размещением оборудования связи. К письму УО прилагался протокол N 2 решения общего собрания собственников от 26.04.2018. На данное письмо ООО "Псковлайн" направило ответ от 21.06.2018 о несогласии заключения договора, так как считают, что условием подписания договора является собрание жильцов с участием всех заинтересованных лиц, наличие кворума общего собрания, а также экономическое обоснование требования по оплате за размещение оборудования и кабелей.
ООО "Псковлайн" в материалы дела представлены 64 договора с собственниками дома N 81 на оказание услуг доступа к сети Интернет.
На заседании комиссии представитель ООО "Псковлайн" пояснил, что решение собрания от 26.04.2018 принято в отсутствие необходимого кворума (2/3 голосов в соответствии с ЖК).
ПАО "Ростелеком" оказывает услуги Интернета и кабельного телевидения в МКД на основании 6 договоров с собственниками помещений. В соответствии с письмом от 08.07.2019 отношения с ООО УО "ТЭЗиИС" по размещению оборудования регламентируются договором N 19 от 09.09.2010, заключенным между ЗАО "Новгород Дейтаком" и ООО УО "ТЭЗиИС". ПАО "Ростелеком" является правопреемником ЗАО "Новгород Дейтаком" по всем правам и обязанностям.
ПАО "Ростелеком" получило от ООО УО "ТЭЗиИС" предложение о заключении возмездного договора, на которое был направлен ответ от 03.11.2017 об отсутствии правовых оснований для его заключения. ПАО "Ростелеком" считает, что заключение абонентских договоров оказания услуг связи с собственниками, которые являются публичными, дает право оператору связи на размещение оборудования. Действия УО по навязыванию возмездного договора считает неправомерными, нарушающими Закон о защите конкуренции, так как УО координирует экономическую деятельность операторов связи, что может привести к установлению (поддержанию) цен на услуги связи или отказу от заключения договоров собственниками с определенными операторами связи.
Письмом от 18.07.2019 ПАО "Ростелеком" представлен перечень установленного оборудования в МКД N 81.
ПАО "Ростелеком" представлены письмом от 10.07.2019 заключенные договоры с собственниками в МКД N 81: 4 договора на предоставление услуг Интернета и 2 договора на предоставление услуг Интернета и ТВ.
На заседании комиссии представитель ПАО "Ростелеком" указал, что ввиду небольшого количества абонентов при установлении платы за размещение оборудования ПАО "Ростелеком" вынужден будет уйти с рынка услуг по данному МКД.
ОАО "Псковская ГТС" представило комиссии информацию от 22.07.2019 и от 24.07.2019: договор N 21 о взаимодействии от 26.02.2010, заключенный между ОАО "Псковская ГТС" и ООО УО "ТЭЗиИС", и договоры с собственниками дома N 81: 6 на оказание услуг Интернета и 6 на кабельное ТВ.
ОАО "Псковская ГТС" пояснило, что информацией о решении собственников МКД N 81 об установлении платы за размещение оборудования, предусмотренной договором N 21, не обладает.
В адрес ОАО "Псковская ГТС" были направлены УО письма о необходимости заключения возмездного договора от 19.10.2017 N 703 и от 15.06.2018 N 661.
ООО "Телесети" по запросу комиссии 23.07.2019 представило информацию о размещенном оборудовании в МКД N 81, Акт осмотра оборудования связи в МКД N 81 от 29.10.2018.
ООО "Телесети плюс" по запросу комиссии 23.07.2019 представило копии лицензий N 154171 от 05.06.2017 на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации и N 154172 от 05.06.2017 на телематические услуги связи (доступ к сети Интернет).
По сообщению ООО УО "ТЭЗиИС" N 735 от 03.07.2019 указанные операторы оказывают услуги интернета и кабельного вещания собственникам помещений в многоквартирном доме N 81 по ул. Юбилейной в г. Пскове.
В соответствии с представленным УО 10.07.2019 Актом от 08.07.2019 проведено обследование размещения группового оборудования и подвеса оптоволоконного кабеля на конструкциях МКД N 81 коммерческими организациями, предоставляющими услуги кабельного телевидения и Интернета и установлено, что в данном МКД размещено:
- ПАО "Ростелеком" - 9 единиц группового оборудования и оптоволоконный кабель;
- ООО "Телесети" - 4 единицы группового оборудования, кабель (в том числе транзитный);
- ООО "Псковлайн" - 5 единиц группового оборудования, оптоволоконный кабель;
- ООО "САТ" - 1 единица группового оборудования, оптоволоконный кабель;
- ОАО "Псковская ГТС" - 2 единицы оборудования.
Как было сказано выше, ООО "Телесети плюс" услуги в данном доме не оказывает, оборудования не имеет.
Позиция ответчика ООО УО "ТЭЗиИС" заключается в следующем.
Письмом от 08.07.2019 ответчик по делу сообщил, что не согласен с вменяемым нарушением антимонопольного законодательства.
ООО УО "ТЭЗиИС" осуществляет деятельность на основании договора управления многоквартирным домом от 01.08.2018 в соответствии с лицензией на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 060-000027 от 21.04.2015.
В обоснование своей позиции ООО УО "ТЭЗиИС" приводит следующие доводы.
В соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органом управления многоквартирного дома является общее собрание собственников в таком доме, к компетенции которого относится, в том числе принятие решения о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами.
Согласно решению общего собрания собственников помещений в МКД N 81 по ул. Юбилейной в г. Пскове от 26.04.2018, принятому по результатам голосования, Интернет-провайдер обязан производить оплату за пользование общим имуществом собственников.
В силу отсутствия специальных познаний в области предоставления телекоммуникационных услуг, собственниками помещений в МКД N 81 ООО "Телесети", оказывающее услуги кабельного телевизионного вещания, определено как лицо, являющееся Интернет-провайдером.
При этом, допущенная ошибка не меняет смысловой нагрузки принятого решения о возмездном использовании общего имущества третьими лицами.
Учитывая нормы главы 6 ЖК РФ о порядке пользования объектами общего имущества многоквартирного дома, управляющая организация ограничена законом в пределах реализации прав по пользованию и распоряжению имуществом многоквартирного дома и не вправе самостоятельно принимать решение о возможности доступа, в том числе и организаций связи, к общему имуществу МКД.
Ответчик считает, что не навязывал заключение возмездного договора, а действовал в соответствии с решением собрания собственников.
На запрос комиссии о предоставлении экономически обоснованного расчета тарифа за размещение оборудования связи, установленного протоколом общего собрания от 26.04.2018, ответчик письмом от 23.07.2019 пояснил, что не может представить расчет тарифа, поскольку в соответствии с действующим законодательством данный вопрос находится в компетенции общего собрания собственников.
Председатель Совета дома N 81 __. на заседаниях комиссии пояснила, что расчет тарифа отсутствует, был принят по аналогии с действующими тарифами в городе Пскове. В отношении протокола общего собрания от 26.04.2018 пояснила, что решение принято в отношении коммерческих организаций, разместивших оборудование в МКД N 81. Аналогичное решение было принято собранием 13.07.2017. На основании решений направлялись письма о заключении возмездных договоров всем операторам.
Изучив представленные материалы и заслушав позицию заявителя, ответчика и заинтересованных лиц, комиссия отмечает:
В ходе рассмотрения дела Псковским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке оказания услуг доступа к сети Интернет и кабельного телевизионного вещания.
Анализ товарного рынка проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220.
По результатам проведенного анализа составлен аналитический отчет от 24.07.2019.
В результате проведения анализа товарного рынка установлено следующее.
В многоквартирном доме N 81 по ул. Юбилейной в городе Пскове в период времени 2018 г. - 1 полугодие 2019 г. услуги связи оказывали: ООО "САТ", ПАО "Ростелеком", ОАО "Псковская ГТС", ООО "Телесети", ООО "Псковлайн".
Анализ заключенных договоров с собственниками жилых помещений в доме N 81 по ул. Юбилейной показал, что в указанном многоквартирном доме заключено 76 договоров на предоставление услуг доступа к Интернету, в том числе 64 договора с ООО "Псковлайн" (84,2%), 6 - с ПАО "Ростелеком" (7,9%), 6 - с ОАО "Псковская ГТС" (7,9%).
На оказание услуг кабельного телевещания всего заключено 66 договоров с собственниками жилых помещений в МКД, в том числе 39 договоров с ООО "САТ" (59,1%), 2 - с ПАО "Ростелеком" (3,0%), 19 - с ООО "Телесети" (28,8%), 6 - с ОАО "Псковская ГТС" (9,1%).
Покупателями на товарном рынке являются физические лица - собственники помещений многоквартирного дома, пользующиеся или намеревающиеся пользоваться услугами предоставления доступа к сети Интернет и кабельного телевизионного вещания.
Согласно проведенному Анализу, между операторами связи ООО "САТ", ПАО "Ростелеком", ОАО "Псковская ГТС", ООО "Телесети", ООО "Псковлайн" имеются конкурентные отношения, поскольку они осуществляют свою предпринимательскую деятельность на одном товарном рынке оказания услуг связи, а управляющая компания единолично действует на рынке управления МКД, собственники которого в соответствии с заключенными договорами с операторами связи изъявили желание пользоваться услугами операторов связи, в том числе и услугами заявителя - ООО "Телесети".
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с использованием общего имущества в многоквартирном доме, установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) общее имущество в многоквартирном доме принадлежит собственникам квартир в этом доме на праве общей долевой собственности. Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, установленном судом (пункт 1 статьи 247 ГК РФ).
При этом каждый из собственников помещений в многоквартирном доме вправе пользоваться общим имуществом многоквартирного дома, в том числе в целях размещения на нем телекоммуникационного оборудования, которое необходимо для пользования данным собственником услугами связи выбранного этим собственником оператора связи.
Как установлено в части 2 статьи 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
На основании части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Учитывая, что в соответствии со статьей 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, управляющая организация не вправе самостоятельно устанавливать требования по возмездному размещению оборудования связи.
В соответствии с частью 1 статьи 46, пунктом 3 части 2 статьи 44 ЖК решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о пользовании общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома иными лицами принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2, пунктом 3.1 статьи 44 ЖК РФ принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи (пункт 1 статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", далее - Закон о связи). Договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным, то есть заключаемым коммерческой организацией и устанавливающим ее обязанности по оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится, а отказ от его заключения при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается (пункт 1 статьи 45 Закона о связи и пункт 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю доступа к сети связи лицензиата обязательно при предоставлении телематических услуг, услуг местной телефонной связи, услуг связи для целей телевещания (указанные обязательства входят в Перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87).
В соответствии с п. 15 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 N 785 (далее - Правила), оператор связи не вправе отказать заявителю в приеме и рассмотрении заявления о заключении договора.
В соответствии с п. 18 Правил оператор связи в срок, не превышающий 30 дней со дня регистрации заявления о заключении договора, осуществляет проверку наличия технической возможности предоставления заявителю доступа к сети связи телерадиовещания и при наличии технической возможности направляет заявителю уведомление о предполагаемом сроке заключения договора.
При этом Правила не предусматривают обязанности оператора связи проводить при заключении договора с заявителем какие-либо согласования с управляющей компанией.
В силу части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в части 1 - 3 данной статьи, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 указанного Закона или которые не предусмотрены федеральными законами, а именно:
1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) сокращению или прекращению производства товаров;
5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
Согласно пункту 14 статьи 4 Закона о защите конкуренции под координацией экономической деятельности понимается согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов.
При этом ограничения, предусмотренные статьей 11 Закона о конкуренции, введены для лиц вне зависимости от того, занимают ли они доминирующее положение или нет (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства").
Как установлено в ходе рассмотрения дела, в МКД N 81 по состоянию на июль 2019 года оказывают услуги связи в соответствии с заключенными договорами с собственниками помещений 5 операторов связи, в том числе: услуги доступа к Интернету - ООО "Псковлайн", ОАО "Псковская ГТС", ПАО "Ростелеком", услуги кабельного телевещания - ООО "САТ", ООО "Телесети", ОАО "Псковская ГТС", ПАО "Ростелеком". Все операторы связи, кроме ОАО "Псковская ГТС", размещали оборудование в МКД с целью оказания услуг абонентам не безвозмездной основе. ОАО "Псковская ГТС" в соответствии с дополнительным соглашением с УО от 01.05.2013 вносила ежемесячную плату за размещение оборудования в размере 2125 рублей, или 59,0 рублей за 1 единицу оборудования. Плата с ОАО "Псковская ГТС" взимается по договору о взаимодействии, заключенному УО с ОАО "Псковская ГТС" без соответствующего решения собственников помещений в МКД.
УО направляла предложения о заключении возмездного договора на размещение оборудования в МКД операторам связи: 19.10.2017 - ООО "САТ", 19.10.2017, 15.06.2018 - ОАО "Псковская ГТС", 15.06.2018 - ООО "Псковлайн", 03.11.2017 - ПАО "Ростелеком", 24.10.2018 - ООО "Телесети". Указанные операторы отказались заключить договор ввиду отсутствия кворума на собрании, отсутствия обоснования тарифа, отсутствия решения в отношении услуг кабельного телевещания.
26.04.2018 проведено общее собрание собственников помещений в МКД, на котором принято решение расторгнуть заключенные договоры УК с интернет-провайдерами на использование общедомового имущества МКД, запретить доступ к конструкциям МКД, утвердить тариф за размещение оборудования интернет-провайдеров 250 рублей за точку размещения, 5 рублей за метр прокладки кабеля по крыше дома, заключить трехсторонние договоры по размещению оборудования и кабеля на платной основе.
Согласно выписке из протокола N 2 общего собрания от 26.04.2018 результаты голосования "за" - 63,69% голосов, что ниже уровня в две трети (66,66%), установленного ч. 1 ст. 46 ЖК РФ.
Указанное собрание было проведено без участия заинтересованных лиц - операторов связи и без учета их позиции о том, что установление платы за размещение оборудования приведет к увеличению тарифов на предоставляемые собственникам услуги связи.
Как следует из протокола собрания от 26.04.2018 и установлено решением Арбитражного суда Псковской области от 14.12.2018 по делу N А52-3850/2018, решение собрания собственников МКД от 26.04.2018 принято в отношении Интернет-провайдеров, а значит, не распространяется на операторов связи, оказывающих услуги кабельного телевизионного вещания. Решение собрания от 13.07.2017 также принято в отношении Интернет-провайдеров.
Учитывая изложенное, комиссия приходит к выводу, что ООО УО "ТЭЗиИС" была не вправе направлять возмездный договор о размещении оборудования, основываясь на решении собрания собственников от 26.04.2018, поскольку данное решение принято без необходимого количества голосов, принято только в отношении Интернет-провайдеров и не действует в отношении лиц, оказывающих услуги кабельного телевещания, таких, как ООО "Телесети". Навязывание заключения возмездного договора ООО "Телесети" (письма УО от 24.10.2018, 12.11.2018) в отсутствие законного решения собственников жилых помещений МКД, в отсутствие заключенных возмездных договоров с другими операторами связи, за исключением ОАО "Псковская ГТС", которому созданы преимущества в виде установления платы за размещение оборудования ниже предлагаемой платы другим операторам (59 руб. вместо 250 руб.), свидетельствует о координации деятельности операторов связи, оказывающих услуги связи в соответствии с заключенными публичными договорами с абонентами в МКД N 81 по ул. Юбилейной в г. Пскове.
Действия ООО УО "ТЭЗиИС" по координации экономической деятельности операторов связи, предоставляющих услуги связи в многоквартирном доме N 81 по ул. Юбилейной в городе Пскове, противоречат требованиям части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В рассматриваемой ситуации координатором выступает управляющая организация, которая осуществляет деятельность на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, а координируемые субъекты - операторы связи, которые действуют на рынке соответствующих услуг связи, на которых и проявляются признаки ограничения конкуренции.
Описанные действия УО по координации деятельности операторов связи могут привести к увеличению цен на услуги связи, разделу товарного рынка, сокращению или прекращению реализации услуг, отказу продавцов (операторов связи) или покупателей (собственников помещений в МКД) от заключения договоров на услуги связи.
Навязывание заключения возмездного договора на размещение оборудования ООО "Телесети" без решения общего собрания собственников помещений МКД, соответствующего законодательству, ущемляет интересы ООО "Телесети", ограничивает его права в предпринимательской деятельности, в связи с чем ООО "Телесети" и обратилось с заявлением в Псковское УФАС России.
В соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссией принято заключение об обстоятельствах дела от 01.08.2019 N 2785/ОВ и направлено участникам.
В ответ на заключение от ответчика получены возражения (вх. N 1534р от 07.08.2019).
Комиссия не принимает довод ответчика о том, что в силу отсутствия специальных знаний в решении собрания от 26.04.2018 ООО "Телесети" определено в качестве Интернет-провайдера, так как материалы дела свидетельствуют, что ООО "Телесети" не оказывает услуги Интернета, а в соответствии с определением "Провайдер - поставщик услуг Интернета, подключающий пользователей к сети через свои компьютеры" (Современный экономический словарь, ИНФРА-М, 2011, Райзберг Б.А.).
Комиссия не принимает довод ответчика о том, что УО ограничена законом в вопросах пользования общедомовым имуществом и действовала в соответствии с решением собрания, так как УО является самостоятельным юридическим лицом и должно действовать добросовестно в соответствии с ЖК РФ и обладает полномочиями по заключению договоров на оказание услуг и несет ответственность за свои действия перед собственниками в соответствии с договором управления.
Комиссия не принимает довод ответчика о том, что решение от 26.04.2018 не обжаловано в установленном порядке, и соответственно, является легитимным, так как указанное решение противоречит нормам ЖК, следовательно, не может быть признано законным.
В ходе рассмотрения дела Комиссии представлена информация, что 07 августа 2019 года проведено общее собрание собственников помещений МКД N 81 с включением в повестку вопроса об использовании общего имущества МКД операторами связи. Однако протокол собрания и его результаты Комиссии не представлены.
Поскольку на момент вынесения настоящего Решения нарушение не устранено, Комиссия приходит к выводу о наличии основания для выдачи предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 года N 135-ФЗ,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях ООО УО "ТЭЗиИС" нарушение части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в координации экономической деятельности операторов связи, предоставляющих услуги связи в многоквартирном доме N 81 по ул. Юбилейной в городе Пскове.
2. Выдать обязательное для исполнения предписание.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ч.5 ст. 14.32 КоАП РФ.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и (или) выдачи предписания.
Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в коллегиальный орган ФАС России в течение одного месяца со дня принятия решения и (или) выдачи предписания.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 9 августа 2019 г. N 060/01/11-47/2019 (ключевые темы: многоквартирный дом - гидротехнические сооружения - услуги связи - возмездный договор - товарный рынок)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.08.2019