Резолютивная часть решения оглашена 08 августа 2019 года
В полном объеме решение изготовлено 13 августа 2019 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
"_" |
- |
заместителя руководителя управления -начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
"_" |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
"_" |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ИП "_" (далее - заявитель) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для структурных подразделений ГБУЗ "Областная больница г. Чебаркуль" (32.50.13.110 - Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты) (извещение N 0369300019719000219) в присутствии:
- представителя ГБУЗ "Областная больница г. Чебаркуль" "_", действующего на основании доверенности от 08.08.2019 N63;
- представителя ГБУЗ "Областная больница г. Чебаркуль" "_", действующего на основании доверенности от 08.08.2019 N64,
в отсутствие представителя ИП "_", надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 01.08.2019 поступила жалоба ИП "_" на действия ГБУЗ "Областная больница г.Чебаркуль" (далее - заказчик) при проведении электронного аукциона при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для структурных подразделений ГБУЗ "Областная больница г. Чебаркуль" (32.50.13.110 - Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты) (извещение N 0369300019719000219) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам, заказчик объявил о проведении аукциона путем опубликования 18.07.2019 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки N0369300019719000219.
Начальная (максимальная) цена контракта (изв. N0369300019719000219) определена в размере 477 900,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 26.07.2019 10:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заключаются в следующем. По мнению заявителя, аукционная комиссия неправомерно признала ООО "Мед-Альянс" победителем закупки, поскольку участником предложена цена на аукционе 195 750,00 рублей, которой не соответствует ни один товар, произведенный на территории Российской Федерации или, входящих в Евразийский экономический союз.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, указали, что после рассмотрения вторых частей заявок участников закупки аукционной комиссией принято решение о проведении аукциона на общих основаниях без применения Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 102), в связи с чем победителем признан участник, предложивший наименьшую цену контракта без учета страны происхождения товара.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона о контрактной системе решение комиссии по осуществлению закупок, принятое в нарушение требований настоящего Федерального закона, может быть обжаловано любым участником закупки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и признано недействительным по решению контрольного органа в сфере закупок.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.
Исходя из сведений, указанных в протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе от 26.07.2019 на участие в закупке поступило 9 заявок. Все заявки признаны соответствующими требованиям документации об аукционе, а участники допущены до дальнейшего участия в аукционе.
Согласно протоколу проведения аукциона от 29.07.2019 участие в аукционе приняло 5 организаций. Снижение цены контракта составило 59,04% от установленной начальной (максимальной) цены контракта.
Победителем признано ООО "МЕД-АЛЬЯНС", предложившее наименьшую цену контракта.
В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Исходя из содержания извещения о проведении аукциона, заказчиком осуществляется закупка изделий медицинского назначения для структурных подразделений ГБУЗ "Областная больница г. Чебаркуль" (32.50.13.110 - Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты).
Товары с кодом ОКПД2 32.50.13.110 "иглы хирургические; инструменты колющие; шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них" включены в сферу применения указанных нормативно-правовых актов.
Пунктом 2 Постановления Правительства N 102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N1 или перечень N2, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:
а) для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1:
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);
В соответствии с пунктом 3 Постановлением Правительства N 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, пунктом 13 информационной карты заказчиком установлены ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства N 102, Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 9 информационной карты участником в составе второй части заявки в качестве подтверждения страны происхождения товара представляется сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами (форма СТ-1).
Из представленных в материалы дела заявок следует, что:
- участник с заявкой 105542040 представил сертификат формы СТ-1 со сроком действия до 19.06.2019 (т.е. на момент рассмотрения заявок срок действия сертификата истек);
- в заявке 105542085 содержится сертификат формы СТ-1. Однако аукционной комиссией данный сертификат не принят в связи с тем, что представленном документе невозможно идентифицировать подпись и печать пункта 13 сертификата;
- в заявке 105542226 представлен соответствующий сертификат формы СТ-1, подтверждающий страну происхождения товара - Российская Федерация;
- в заявке 105553470 указано о стране происхождения предлагаемого товара - Китай. Сертификат формы СТ-1 не представлен;
- заявка 105554487 также содержит предложение о поставке товара из Китая. Сертификат формы СТ-1 не представлен.
Согласно письменным и устным пояснениям представителей заказчика в рассматриваемом случае аукционной комиссией не применены ограничения, предусмотренные пунктом 2 Постановления Правительства N 102, поскольку только участником с заявкой под номером 105542226 представлен соответствующий сертификат формы СТ-1. Следовательно, по мнению заказчика, аукционной комиссии, в рассматриваемом случае условие о предложении как минимум двух медицинских изделий разных производителей, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза не соблюдается, поэтому победитель выбран участник, предложивший наименьшую цену контракта без учета установленных ограничений.
Вместе с тем, Комиссия Челябинского УФАС России считает необходимым отметить, что участником с заявкой 105542085 представлен сертификат формы СТ-1 (N9111000010 от 09.07.2019). Отсутствие в пункте 13 сертификата "декларация заявителя" читаемой подписи и печати не свидетельствует об отсутствии у аукционной комиссии, заказчика обязанности по рассмотрению и оценке данного документа. Также указанное обстоятельство не является основанием для неприменения ограничений, предусмотренных Постановлением Правительства N102. Более того, официальный сайт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации https://verification.tpprf.ru/search/st1 позволяет по номеру сертификата, номеру бланка, дате его выдачи проверить наличие (отсутствие) данного документа. В ходе заседания Комиссия воспользовалась данным функционалом и по указанным реквизитам обнаружила представленный участником сертификат в общей базе всех сертификатов формы СТ-1. В связи с чем у Комиссии отсутствуют основания полагать, что представленный сертификат формы СТ-1 N9111000010 от 09.07.2019 не подтверждает страну происхождения товара или является недействительным.
Также следует отметить, что в составе второй части заявки участником закупки представлено регистрационные удостоверения на медицинское изделие от 08.07.2016 NРЗН 2010/4449, которое в силу части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пункта 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416, является документом, подтверждающими факт государственной регистрации медицинского изделия и разрешающими обращение медицинских изделий на территории Российской Федерации.
Так, в регистрационном удостоверении от 08.07.2016 NРЗН 2016/4449 представленном участником с идентификационным номером заявки 105542085, в столбце с наименованием "Производитель" указано: ООО "Виробан" (Россия).
В данном случае, аукционная комиссия из совокупного рассмотрения всех представленных документов имела возможность сделать вывод о стране происхождения предлагаемого товара - Российская Федерация.
Таким образом, на участие в определении поставщика подано не менее двух заявок (105542085, 105542226) содержащих предложения о поставке медицинских изделий различных производителей (ООО "Виробан", ООО "МПК "Елец"), страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, что подтверждается соответствующими сертификатами о происхождении товара. В данном случае, Постановление Правительства N102 подлежит применению.
С учетом изложенного, заявки с идентификационными номерами 105554487 (ООО "МЕД-АЛЬЯНС", производство товара - Китай), 105542040 ("МедАльянс", представлен сертификат формы СТ1 за пределами срока его действия), 105553470 (ООО ПКФ "ФАРМРЕСУРС", производство товара - Китай) должны быть отклонены. Однако, в нарушение частей 1, 2, пункта 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, пункта 2 Постановления Правительства N 102 аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям аукционной документации всех заявок участников закупки.
Исходя из информации, представленной заявителем, заказчиком, уполномоченным органом, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ИП "_" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для структурных подразделений ГБУЗ "Областная больница г. Чебаркуль" (32.50.13.110 - Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты) (извещение N 0369300019719000219) обоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях аукционной комиссии нарушение частей 1,2 пункта 3 части 6 статьи 69, пункта 2 Постановлению Правительства N102.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии "_"
Члены комиссии "_"
"_"
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 августа 2019 г. N 074/06/105-1558/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.08.2019