Председатель Комиссии <_> - [должностное лицо];
Члены Комиссии <_> - [должностное лицо];
<_> - [должностное лицо],
рассмотрев дело N016/05/5-604/2019 в отношении ИП Гатина <_> и <_> на предмет соблюдения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"),
в отсутствии:
- представителя ИП Гатина Р.Я. - ходатайство о рассмотрении дела без участия;
- представителя <_> - извещена,
УСТАНОВИЛА:
В ходе проведения государственного надзора в сфере рекламы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) был установлен факт использование рекламной конструкции с текстом: "Чебуречная N1", что имеет признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 3 Закона "О рекламе", реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" недобросовестной признается реклама, содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с письмом ФАС России от 30.09.2011 г. NАК/37027, к некорректному сравнению относятся случаи, когда делается вывод о превосходстве одного товара над другим, однако конкретные характеристики сравниваемых товаров не указываются. При этом в рекламе может приводиться, как сравнение рекламируемого товара с конкретным другим товаром, так и сравнение рекламируемого товара со всеми иными товарами путем использования "самый лучший", "N1". В отсутствии указания критерия такого сравнения создается впечатление, что рекламируемая услуга обладает заявленным преимуществом по всем критериям. Однако, данный вывод достоверен только в отношении одного или нескольких критериев, но не всех. Отсутствие в рассматриваемой рекламе существенной информации о том, что услуга является лучшей на территории, а именно, в России, искажает смысл рекламы и вводит в заблуждение потенциальных клиентов. Таким образом, для того, чтобы использовать в рекламе конструкции "лучший", "первый", "номер один" и т.д. необходимо привести конкретный критерий, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Рекламная вывеска "Чебуречная N1" имеет признаки нарушения закона "О рекламе" в части содержания некорректного сравнения с аналогичными услугами иных хозяйствующих субъектов и (или) индивидуальных предпринимателей путем использования обозначений "N1" без указания конкретных характеристик и (или) параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, а также без указания ссылок на анализы и исследования, подтверждающие превосходство данного места реализации товара перед другими субъектами, осуществляющие аналогичную деятельность.
Вышеуказанная вывеска "Чебуречная N1" может вводить потребителей в заблуждение относительно преимущества рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Управлением был отправлен запрос в ПАО "МТС" с целью получения данных о владельце номера указанного чеке, который был получен при покупке товара в "Чебуречной N1".
В ответ на запрос ПАО "МТС" прислал ответ (вх. N7454 от 13.05.2019 г.) в котором сообщается, что номер <_> выделен <_>.
Определением о возбуждении дела N016/05/5-604/2019 (исх. NАР-08/7179 от 17.05.2019 г.) у <_> были запрошены документы и сведения необходимые для рассмотрения данного дела. В ответ на вышеуказанное определение <_> представила в адрес Управления письменные пояснения, согласно которым номер телефона на чеке, полученном при покупке товара в "Чебуречной" указан ошибочно, <_> не имеет никакого отношения к деятельности указанного пункта общественного питания. На сегодняшний день данная ошибка устранена, в чеке указан иной номер.
Также ответчиком было заявлено ходатайство о рассмотрении данного дела без личного участия. Данное ходатайство было удовлетворено Комиссией.
Управлением был отправлен запрос в ПАО "ВымпелКом" для установления собственника номера <_> указанного на чеке, полученном при покупке товара.
В ответ на указанный запрос были представлены данные, согласно которым, абонентский номер <_> выделен <_> .
Комиссия пришла к выводу о необходимости привлечения к рассмотрению данного дела <_>, а также исключения из состава лиц участвующих в деле <_> ввиду отсутствия признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе у данного лица.
Впоследствии, в адрес Управления поступили письменные пояснения ИП Гатина <_>, согласно которым предпринимательскую деятельность кафе под названием "Чебуречная N1", которое расположено по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. Сююмбике, ост. 45 комплекс, осуществляет ИП Гатин Р.Я. Также согласно тем же пояснениям, вышеуказанная вывеска была установлена лично ИП Гатиным Р.Я. 4 мая 2019 года в связи с введением в продажу данного продукта, однако после ознакомления с определением о возбуждении дела N016/05/5-604/2019, вывеска "Чебуречная N1" была заменена на "Чебуречная".
К тому же, от ИП Гатина Р.Я. поступило ходатайство о рассмотрении данного дела без участия индивидуального предпринимателя. Ходатайство было удовлетворено Комиссией.
Учитывая вышесказанное, рассматриваемая реклама содержит признаки недостоверности, а именно не даёт точной информации о преимуществах (цена) рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе", реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать рекламную вывеску ИП Гатина <_> с текстом: "Чебуречная N1" не соответствующей пункту 1 части 2 статьи 5 Федерального Закона "О рекламе" в части содержания некорректного сравнения рекламируемого товара (услуги) с находящимися в обороте товарами (услугами), которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ИП Гатину Р.Я. не выдавать, так как в материалах дела присутствуют доказательства устранения нарушения.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_> - [должностное лицо]
Члены Комиссии <_> - [должностное лицо]
<_> - [должностное лицо]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 22 августа 2019 г. N 016/05/5-604/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.08.2019