Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель:
К<...> - заместитель руководителя управления
Члены Комиссии:
Б<...> - начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
К<...> - главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело N022/05/24-451/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения и распространения по адресу: г.Барнаул, ул. Петра Сухова, д.14а, ненадлежащей рекламы медицинских услуг, в которой усматриваются признаки нарушения Федерального закона "О рекламе",
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя и рекламораспространителя - ИП К<...>, в лице представителя по доверенности С<...> (доверенность от 05.08.2019 г.),
в отсутствие заявителя (уведомлен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
14 июня 2019 г. в Алтайское краевое УФАС России поступило обращение гражданина РФ (вхд. N197751 от 14.06.2019 г.) о размещении и распространении по адресу: г.Барнаул, ул. Петра Сухова, д.14а, ненадлежащей рекламы медицинских услуг: "Сибирский взгляд Офтальмологическая клиника *Диагностика зрения *Консультация врача офтальмолога *Лазерное лечение заболеваний глаза * хирургия катаракты и глаукомы *Подбор очков контактных линз *Расходные материалы для офтальмологии", в которой усматриваются признаки нарушения Федерального закона "О рекламе".
По результатам рассмотрения материалов заявления 12 июля 2019 г. Алтайским краевым УФАС России возбуждено производство по делу N022/05/24- 451/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ИП К<...>. Рассмотрение дела назначено на 15.08.2019 г.
15.08.2019 г. на заседании Комиссии представитель по доверенности ИП К<...> С<...> нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе признала, пояснив, что при разработке рекламной информации ИП К<...> обращался за помощью специалистов, в связи с тем, что не обладает специальными знаниями в данной области. Разработка, изготовление и размещение рассматриваемой рекламы ИП К<...> была осуществлена в 2012 г. на основании договора комплексного рекламного обслуживания N56, заключенного с ООО "Ком Дизайн", а также договора N289, заключенного с ООО "Эль-Кор". В настоящее время Общества ликвидированы. Пометка о наличии противопоказаний и необходимости консультации специалистов, предусмотренная законодательством о рекламе, была указана на вывеске организации. В настоящее время рассматриваемая реклама не размещается, нарушение устранено. ИП К<...> заключен договор N46 от 06.08.2019 г. с ИП С<...> . Согласно п.1.1. Договора подрядчик принимает на себя обязательства по аппликации на вывесках по адресу: г.Барнаул, ул. Петра Сухова, д.14а.
В качестве доказательства в материалы дела представитель ИП К<...> представила копии указанных договоров.
15.08.2019 г. Комиссия, рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения представителя ИП К<...>, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
На основании статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Обозначенная информация полностью соответствует законодательному определению понятия "реклама", является публичной, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к офтальмологической клинике "Сибирский взгляд", а также медицинским методам и услугам, оказываемым данной клиникой, способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.
В соответствии с ч.7 ст.24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Согласно номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг", к медицинским услугам относятся:
- прием (осмотр, консультация) врача-офтальмолога (B01.029.001 - B01.029.004);
- комплекс исследований для диагностики нарушения зрения (B03.029.001) и.т.п.;
- подбор ортокератологических линз (A23.26.002.001);
- подбор очковой коррекции зрения (A23.26.001);
- подбор контактной коррекции зрения (A23.26.002);
- Дисцизия, экстракция вторичной катаракты (A16.26.096).
Таким образом, рекламируемые офтальмологической клиникой услуги: "Диагностика зрения *Консультация врача офтальмолога * Хирургия катаракты и глаукомы *Подбор очков контактных лиц", относятся к медицинским.
Рассматриваемая реклама: "Сибирский взгляд Офтальмологическая клиника *Диагностика зрения *Консультация врача офтальмолога *Лазерное лечение заболеваний глаза * хирургия катаракты и глаукомы *Подбор очков контактных линз *Расходные материалы для офтальмологии", не содержит предусмотренного Федеральным законом "О рекламе" предупреждения о наличии противопоказаний или необходимости получения консультации специалистов, что указывает на нарушение требования ч.7 ст.24 Федерального закона "О рекламе".
Согласно ч.8 ст.24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Требования ч.8 ст.24 Федерального закона "О рекламе" распространяются на все без исключения методы профилактики, диагностики и медицинской реабилитации и запрещают их рекламирование.
В рассматриваемой рекламе рекламируются метод лечения - лазерное лечение заболевания глаза, который является передовым методом в офтальмологии. У коррекции зрения лазером имеются противопоказания: беременность и кормление грудью; тяжелая форма сахарного диабета; иридоциклит; прогрессирующая миопия; атрофия роговицы; острые воспалительные заболевания глаз; общие острые вирусные и инфекционные болезни.
Рассматриваемая реклама медицинского метода лечения (лазерное лечение заболевания глаз), размещается и распространяется на наружной конструкции, размещенной в г.Барнауле по адресу: ул. Петра Сухова, д.14а. Указанный способ размещения рассматриваемой рекламы не является местом проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, что нарушает требование ч.8 ст.24 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии со ст. 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований ч.7, ч.8 ст.24 Федерального закона "О рекламе" несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Из документов и материалов, представленных ИП К<...> . на определение о возбуждении дела N022/05/24-451/2019, Комиссией установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП К<...> (ОГРНИП 304222427400041).
На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ИП К<...> ч.7, 8 ст.24 Федерального закона "О рекламе", выразившегося в размещении и распространении ненадлежащей рекламы медицинскую услуг и методов, оказываемых офтальмологической клиникой "Сибирский взгляд", по адресу: г.Барнаул, ул. Петра Сухова, д.14а.
В соответствии с п. 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает предписание лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Доказательства, подтверждающие прекращение распространения ненадлежащей рекламы медицинских услуг, метода лечения, оказываемых офтальмологической клиникой "Сибирский взгляд", по адресу: г.Барнаул, ул. Петра Сухова, д.14а, в антимонопольный орган ИП К<...> не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пп.37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать рекламу медицинских услуг, метода лечения: "Сибирский взгляд Офтальмологическая клиника *Диагностика зрения *Консультация врача офтальмолога *Лазерное лечение заболеваний глаза * хирургия катаракты и глаукомы *Подбор очков контактных линз *Расходные материалы для офтальмологии", размещенную и распространенную по адресу: г.Барнаул, ул. Петра Сухова, д.14а, ненадлежащей, так как при ее размещении и распространении нарушены требования ч.7,8 ст.24 Федерального закона "О рекламе".
2.Признать ИП К<...> нарушившим требование ч.7,8 ст.24 законодательства Российской Федерации о рекламе.
3.Выдать ИП К<...> предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ИП К<...> дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии: К<...>
Члены Комиссии: Б<...>
К<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 22 августа 2019 г. N 022/05/24-451/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.08.2019