Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев в жалобу <...> на действия арбитражного управляющего Проровского М.А. (далее - Организатор торгов) при проведении торгов посредством публичного предложения по продаже имущества должника (сообщение N 3613539 лот N 1) (далее - Торги),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии
с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона
от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон
о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов. Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС России от 22.04.2014 N 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.
Согласно пункту 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.
Таким образом, проведение спорного Торгов является обязательным в силу Закона о банкротстве, в связи с чем рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоба на обязательные в силу закона торги.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Организатора торгов выразилось в неправомерной приостановке проведения Торгов.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.04.2017 по делу N А40-168315/16 ООО "Голден Лайн" признано банкротом.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 22.06.2018 по делу N А40-168315/16 конкурсным управляющим утвержден Проровский М.А.
28.03.2019 организатор торгов-конкурсный управляющий разместил сообщение о проведении Торгов N 3613539.
В соответствии с указанным сообщением определены следующие периоды снижения цены:
1-й этап: цена 43 354 800, с 01.04.2019 по 06.05.2019;
2-й этап: цена 40 319 964, с 07.05.2019 по 14.05.2019;
3-й этап: цена 37 285 128, с 15.05.2019 по 22.05.2019;
4-й этап: цена 34 250 292, с 23.05.2019 по 30.05.2019;
5-й этап: цена 31 215 456, с 31.05.2019 по 07.06.2019;
6-й этап: цена 28 180 620, с 08.06.2019 по 15.06.2019;
7-й этап: цена 25 145 784, с 16.06.2019 по 23.06.2019;
8-й этап: цена 22 110 948, с 24.06.2019 по 01.07.2019;
9-й этап: цена 19 076 112, с 02.07.2019 по 09.07.2019;
10-й этап: цена 16 041 276, с 10.07.2019 по 17.07.2019;
11-й этап: цена 13 006 440, с 18.07.2019 по 25.07.2019.
Согласно представленным документам на этапе Торгов с 24.06.2019 10:00 по 01.07.2019 10:00 <...> в интересах <...> на основании нотариальной доверенности была подана заявка на участие в Торгах, заявке был присвоен N 13736, дата и время регистрации - 01.07.2019 09:56.
Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 Закона о банкротстве.
Победителем торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения признается участник торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов.
С даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается.
В свою очередь, вместо рассмотрения поступивших заявок и оформления соответствующего протокола о результатах проведения торгов Организатор торгов опубликовал сообщение в ЕФРСБ от 10.07.2019 N 3947004, в котором указал, что Торги приостановлены на основании требования кредитора от 05.07.2019, то есть спустя 9 дней с даты окончания прима заявок на этапе, на котором поступили заявки и, соответственно, на котором должны были быть подведены итоги.
Организатор торгов-арбитражный управляющий на заседание Комиссии не явился, однако представил возражения на жалобу Заявителя до заседания Комиссии, согласно которым Организатор торгов считает требование кредитора о приостановлении торгов безусловным и подлежащим исполнению конкурсным управляющим незамедлительно.
Рассмотрев представленные документы и сведения на заседании, Комиссия отмечает, что Законом о банкротстве не предусмотрены основания для приостановления Торгов.
Кроме того, действующим законодательством предусмотрено, что торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов антимонопольным органом (ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции), либо наложением обеспечительных мер судом.
Вместе с тем требование кредитора о приостановлении торгов само по себе не является причиной для такого приостановления.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Организатор торгов фактически не имел оснований для приостановления Торгов.
Согласно части 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Также не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 9 статьи 110 Закона о банкротстве организатор торгов обязан осуществлять разумные необходимые действия для поиска и привлечения покупателей с учетом особенностей выставленного на Торги имущества. В данном случае Организатор торгов, мотивируя законность своих действий исключительно безусловным требованием кредитора, злоупотребил своими гражданскими правами при реализации имущества должника на Торгах, поскольку не имел на то оснований, в связи с отсутствием предусмотренного законом права на приостановление торгов, что нарушило права Заявителя, который успел подать заявку на участие в Торгах в установленный срок и приобрел, таким образом, право на участие в Торгах со сложившимся к истечению этого срока составом участников.
Публичный порядок проведения торгов по реализации имущества, определенный законодательством о банкротстве, включает в себя регламентацию этапов проведения торгов, в рамках которых определены сроки совершения отдельных действий, направленных на достижение цели торгов - продажи имущества на конкурентной основе.
Таким образом, безосновательное приостановление Торгов нарушает порядок проведения торгов, лишая правового смысла само предусмотрение сроков проведения таких Торгов.
Кроме того, на Организатора торгов в соответствии с пунктом 15 статьи 110 Закона о банкротстве возложена обязанность по формированию протокола о результатах проведения торгов, а также по уведомлению всех участников торгов о результатах проведения торгов посредством направления им протокола о результатах торгов в форме электронного документа не позднее рабочего дня, следующего после дня подписания такого протокола, на адрес электронной почты, указанный в заявке на участие в торгах.
Вместе с тем Организатором торгов требования пункта 15 статьи 110 Закона о банкротстве соблюдены не были.
С учетом изложенного, Комиссией принято решение о признании жалобы Заявителя обоснованной.
Относительно довода о невозвращении задатка на участие в Торгах Заявителю Комиссия отмечает, что, поскольку Торги были неправомерно приостановлены Организатором торгов, то на момент рассмотрения настоящей жалобы у Организатора торгов не имелось оснований для возврата такого задатка, поскольку Торги не были завершены.
В свою очередь, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Организатору торгов предписания о возобновлении процедуры проведения Торгов и рассмотрении поступивших заявок от участников.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов обоснованной в части неправомерного приостановления Торгов, в части невозвращения задатка - необоснованной.
2. Признать действия Организатора торгов нарушающими пункты 9, 15 статьи 110 Закона о банкротстве, публичный порядок Российской Федерации, определенный законодательством о банкротстве и положениями законодательства, регулирующего проведение публичных торгов.
3. Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 августа 2019 г. N 077/07/00-6523/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.08.2019