Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - (_),
члены Комиссии: (_),
рассмотрев дело N 055/05/24-641/2019 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "ГемоОмск", адрес места нахождения: 644005, г. Омск, ул. Переулок Красный, д. 4, ОГРН 1085543029219, ИНН 5505202897 (далее - ООО "ГемоОмск", Общество) требований пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в отсутствие заявителя (_),
в присутствии представителя лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - (_)
УСТАНОВИЛА:
В адрес Омского УФАС России поступило обращение (_ ) по факту распространения по адресу: ул. Ильинская, д. 9 в г. Омске информации следующего содержания: "Медицинские анализы Недорого Лучшие из лучших Марка N 1 Федеральная сеть Гемотест ул. М. Жукова, 97/1 т. 37-12-00".
По мнению заявителя, в указанной информации усматриваются признаки нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Распространенная информация подпадает под понятие "реклама", поскольку обладает всеми ее признаками - распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к организации "Федеральная сеть Гемотест", а также к оказываемым медицинским услугам.
Согласно данным справочно-информационной системы "ДубльГИС" (2ГИС.Омск) по обозначенному в рекламе адресу (ул. М. Жукова, д. 97/1) расположена медицинская компания Гемотест, в качестве контактной информации для связи с которой указаны: адрес (г. Омск, ул. Жукова, д. 97/1), сайт (www.gemotest.ru), номер телефона (8-800-550-13-13).
В соответствии со сведениями, размещенными на сайте www.gemotest.ru, медицинская компания "Гемотест" (ООО "Лаборатория Гемотест", адрес места нахождения: 107045, г. Москва, б. Рождественский, д. 21, стр.2) осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации, в том числе посредством франчайзинга, так, на территории города Омска такой компанией является ООО "ГемоОмск".
В письме от 10.07.2019 ООО "Лаборатория Гемотест" указало, что фактическим местонахождением ООО "ГемоОмск" является г. Омск, ул. М. Жукова, д. 97/1.
Кроме того, ООО "ГемоОмск" выдана медицинская лицензия N ЛО-55-01-002419 от 18.10.2018, местом осуществления которой является: г. Омск, ул. М. Жукова, д. 97/1 (сведения сайта www.roszdravnadzor.ru Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения).
Таким образом, исходя из материалов дела, ООО "ГемоОмск" является рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицом (пункт 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе").
Определением Омского УФАС России в отношении ООО "ГемоОмск" возбуждено дело по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
В ответ на определение о возбуждении дела ООО "ГемоОмск" представило пояснения от 12.08.2019, согласно которым:
- в настоящее время вышеуказанная реклама не распространяется;
- "_услуги, входящие в Номенклатуру медицинских услуг, не поименованы. Таким образом, отсутствует нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе";
На заседании Комиссии Омского УФАС России 20.08.2019 представитель Общества (_) поддержала ранее представленные письменные пояснения относительно отсутствия нарушения требований части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" со стороны ООО "ГемоОмск"; объективное подтверждение того, что "Федеральная сеть Гемотест лучшая из лучших марка N 1" ООО "ГемоОмск" не представлено.
При рассмотрении настоящего дела Комиссией Омского УФАС России установлено следующее.
Факт распространения рекламы зафиксирован (заявление (_), акт фиксации Омского УФАС России от 07.06.2019).
Принадлежность спорной рекламы ООО "ГемоОмск" доказан и не оспаривается Обществом.
1. Частью 1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" установлено, что недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 29 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" "Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе)".
Утверждение, используемое ООО "ГемоОмск" в рекламе, "Федеральная сеть Гемотест" лучшая из лучших марка N 1" без указания критерия, на основании которого оно приводится, создает неверное и искаженное представление у потребителя о том, что рекламируемая таким способом организация является превосходной по отношению другим организациям с аналогичным профилем работы (предоставление медицинских услуг населению Российской Федерации).
2. В силу части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлены понятия:
- медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;
- медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Согласно сведениям выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "ГемоОмск" является организацией, осуществляющей медицинскую деятельность в соответствии с выданной Министерством здравоохранения Омской области лицензией N ЛО-55-01-002419 от 18.10.2018, и наделенной правом предоставления медицинских услуг населению.
В соответствии со сведениями сайта Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (http://www.roszdravnadzor.ru/services/licenses) при осуществлении медицинской деятельности, а именно при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерскому делу, сестринскому делу; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности), ультразвуковой диагностике ООО "ГемоОмск" предоставляет населению города Омска медицинские услуги.
Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" утверждена Номенклатура медицинских услуг (далее - Номенклатура), представляющая собой систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении.
Так, в соответствии с алгоритмом кодирования, указанном в Номенклатуре, медицинской организацией могут предоставляться следующие виды услуг: анализ минерального состава мочевых камней (A09.28.01); общий (клинический) анализ крови (B03.016.002); общий (клинический) анализ мочи (B03.016.006) и т.п. Данные услуги, по мнению Комиссии Омского УФАС России, безусловно отражены в формулировке "медицинские анализы".
Таким образом, содержание рекламы в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, позволяет Комиссии Омского УФАС России сделать к вывод о том, что вышеуказанная реклама направлена именно на привлечение внимания к медицинским услугам, оказываемым организацией ООО "ГемоОмск".
Следовательно, реклама таких услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
На момент выявления факта распространения вышеуказанной рекламы предупреждение, предусмотренное частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", отсутствовало.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Таким образом, рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ООО "ГемоОмск" требований пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" при распространении наружной рекламы.
Учитывая пояснения Общества о том, что в настоящее время реклама не распространяется, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нецелесообразности в выдаче ООО "ГемоОмск" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу ООО "ГемоОмск" (ОГРН 1085543029219, ИНН 5505202897) "Медицинские анализы Недорого Лучшие из лучших Марка N 1 Федеральная сеть Гемотест ул. М. Жукова, 97/1 т. 37-12-00" ненадлежащей, нарушающей требования пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО "ГемоОмск" не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение изготовлено в полном объеме 22 августа 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 20 августа 2019 г. N 055/05/24-641/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.08.2019