Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Спарта Консалтинг" (далее также - Заявитель; Общество) на действия ГБУ г. Москвы "ЕИРЦ г. Москвы" (далее также - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на поставку электромагнитных теплосчетчиков ВИС.Т для формирования подменного фонда и выполнения крупного узлового ремонта теплосчетчиков ВИС.Т (реестровый N 31908100006, далее - Закупка) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов при проведении Закупки выразилось в необоснованном ограничении конкуренции из-за установления требования в п. 5.11 Технического задания, в котором указано, что поставка эквивалентного товара невозможна по причине необходимости обеспечения полной совместимости и взаимодействия закупаемых средств измерений со средствами измерений используемыми Заказчиком на основании согласованной проектной документацией, а также неразмещение этой документации. Кроме того, Заявитель ссылается на то, что Заказчик закупает новые теплосчетчики вместо вместо отдельных функциональных блоков. Фактически Заявитель спорит с потребностью Заказчика.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая случаи, предусмотренные ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Заказчик с доводами Заявителя не согласился, представив письменные возражения. Заказчик в письменных возражениях указывает, что оставшиеся конкретные товарные знаки указаны в связи с прямым на то указанием в рабочей документации, представленной на заседание комиссии.
Комиссия, рассмотрев жалобу Заявителя приняла решение о признании ее необоснованной, исходя их следующих фактических обстоятельств дела.
Как следует из материалов дела, заказчиком в единой информационной системе закупок (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении закупки.
Частью 6.1 ст. 3 Закона о закупках установлены правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки.
Согласно п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и чёткое описание указанных характеристик предмета закупки; описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков (в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "или эквивалент".
При этом согласно пп. "а" п. 3 ст. 6.1 Закона о закупках указание товарного знака без использования слова "или эквивалент" возможно в случае несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
Как следует из п. 5.11. Технического задания в соответствии с проектом УУТЭ и теплоносителя на отопление и горячее водоснабжение, согласованного ПАО "МОЭК", а также в соответствии со Спецификацией к указанному проекту, предусмотрено использование товара, указанного в Приложении N 1 к Техническому заданию. Копии проектов УУТЭ и акты осмотра УУТЭ могут быть предоставлены Заказчиком по письменному запросу Поставщика.
Вместе с тем, Заявитель, имея замечания к документации, не воспользовался своим законным правом направить в адрес Заказчика запрос на разъяснение ее положений.
В аукционной документации Заказчиком установлено условие о невозможности поставки эквивалентного товара, которое обусловлено следующими причинами.
Теплосчетчики, тепловычислители и первичные преобразователи расхода марки ВИС.Т закупаются для их установки в ходе проведения крупноузлового ремонта узлов учета тепловой энергии (далее - УУТЭ) в соответствии с согласованной с ресурсоснабжающей организацией (далее РСО) проектной документацией (рабочим проектом) силами ремонтно-эксплуатационного управления Заказчика в сроки, не превышающие 15 суток, для обеспечения расчетов за потребленную тепловую энергию на основании показаний приборов учета.
В соответствии с описанием типа средства измерения, приборы учета марки ВИС.Т сертифицированы как единый измерительный комплекс, в состав которого входят преобразователи расхода и тепловычислитель. Таким образом, при возникновении неисправности хотя бы одного из преобразователей расхода, отремонтировать узел учета заменой данного преобразователя не представляется возможным в силу его технической конфигурации.
Кроме того, все номера преобразователей расхода прописаны в постоянном запоминающем устройстве (далее - ПЗУ) тепловычислителя, и при замене одного из них, возникает конфликт прошитого номера из ПЗУ устройства с номером вновь установленного преобразователя. Данное обстоятельство противоречит описанию типа средства измерения и приводит к снятию измерительного комплекса с коммерческого учета.
В случае возникновения описанных выше неисправностей, Заказчик применяет метод крупноузлового ремонта с заменой тепловычислителя в комплекте с первичными преобразователями расхода, что позволяет уложиться в установленный Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2019 N 1034 (далее - Правила) пятнадцатидневный безучетный период. При этом, демонтированные приборы учета отправляются в сервисный центр для ремонта или выбраковки.
В соответствии с п. 73 Правил, после проведения ремонтных работ, связанных с заменой конструктивных элементов, осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, и составляется акт периодической проверки узла учета. При этом, комиссией в обязательном порядке проверяется соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации; наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм и соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета (п. 66 Правил).
В состав проектной документации (п.44 Правил) входят в том числе:
- спецификация применяемого оборудования и материалов;
- электрические и монтажные схемы подключения приборов учета;
- настроечная база данных, вводимая в тепловычислитель; монтажные схемы установки расходомеров, датчиков температуры и датчиков давления.
Поскольку в соответствии с п. 17 Правил организация коммерческого учета тепловой энергии производится только на основании разработанной и согласованной с РСО проектной документации, при поставке эквивалентного товара у Заказчика возникнет необходимость разработки и согласования проектной документации на организацию коммерческого учета энергоресурсов на объектах, где будет применен эквивалентный товар.
На основании п. 41 и п. 51 Правил для РСО установлены сроки выдачи технических условий на организацию коммерческого учета и согласования проектной документации, которые составляют 15 рабочих дней по каждой процедуре, что совокупно составляет 6 календарных недель.
Кроме того, после проведения строительно-монтажных и пуско-наладочных работ, проводятся организационные мероприятия по вводу УУТЭ в коммерческую эксплуатацию. В соответствии с п. 64 Правил комиссии, принимающей узел учета, предоставляются почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением - 7 суток), получить которые возможно только после проведения пуско-наладочных работ. Так же, в соответствии с п. 65 Правил, документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию.
Таким образом, при изменении проектной документации и соблюдении всех нормативных сроков согласования проектной документации и ввода УУТЭ в коммерческую эксплуатацию, период отсутствия учета тепловой энергии, теплоносителя у потребителя будет составлять не менее 9 недель (63 суток).
Так же, при проведении строительно-монтажных работ в соответствии с разработанной проектной документацией может возникнуть необходимость применения кабельной продукции для прокладки линий питания и связи, а также иных типов применяемых датчиков температуры и давления (указанных к применению в составе УУТЭ в соответствии с паспортом на вновь устанавливаемое оборудование), отличных от примененных ранее на объекте.
Учитывая, что Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках, процедура закупки указанных материалов и оборудования составит не менее 45 календарных дней.
Таким образом, учитывая вышеперечисленные факторы, отсутствие учета тепловой энергии у потребителя ресурсов может составить 108 и более суток.
Кроме того, Заказчик указывает, что в соответствии с п. 115 и п. 116 Правил, при отсутствии показаний УУТЭ в период превышающий 15 суток, определение количества тепловой энергии, осуществляется по расчетной тепловой нагрузке, указанной в договоре теплоснабжения. Как правило, расчетные значения выше фактического потребления в 1,5 - 2,5 раза, что приводит к увеличению финансовой нагрузки на потребителей тепловой энергии.
Кроме того, довод Заявителя, что товар (теплосчетчики) являются узлами учета несостоятелен.
Так, в соответствии с Правилами "узел учета" - техническая система, состоящая из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя, а теплосчетчик - прибор, предназначенный для измерения отдаваемой теплоносителем или расходуемой вместе с ним тепловой энергии, представляющий собой единую конструкцию либо состоящий из составных элементов - преобразователей расхода, расходомеров, водосчетчиков, датчиков температуры (давления) и вычислителя. Следовательно, теплосчетчики входят в состав узла учета (п. 33 Правил).
Из вышеизложенного следует, что поставка эквивалентного товара в рамках закупок средств измерений (теплосчетчиков, тепловычислителей и первичных преобразователей расхода) для крупноузлового ремонта приборов учета марки ВИС. Т повлечет за собой незапланированные расходы Заказчика, связанные с получением технических условий в РСО, разработкой и согласованием в РСО новой проектной документации, а также расходы, связанные закупкой недостающих материалов и оборудования, перемонтажом линий питания и связи, проведением строительно-монтажных и пуско-наладочных работ и организационных мероприятий по вводу УУТЭ в коммерческую эксплуатацию.
Учитывая вышеизложенное, Заказчиком в соответствии с гип. а, ч. 3, ст. 8.11 Положения о закупках товаров, работ, услуг, утвержденного 13.03.2019 ГБУ "ЕИРЦ города Москвы", установлено требование о необходимости обеспечения полной совместимости и взаимодействия закупаемых средств измерений со средствами измерений используемыми Заказчиком в составе УУТЭ на основании согласованной РСО проектной документацией.
Данные мероприятия повлекут за собой увеличение сроков проведения восстановительных работ от 63 суток и более (в отдельных случаях 108 и более суток), что, в свою очередь, приведет к безучетному потреблению ресурсов третьими лицами (потребителями) и, соответственно, к росту их расходов на оплату данных ресурсов.
Также, следует отметить, что согласно п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчик должен руководствуются принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек Заказчика.
В этой связи Комиссия в данном случае в действиях Заказчика не усматривает нарушений норм ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках.
На основании изложенного Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя необоснованной.
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Спарта Консалтинг" (ИНН:7714339730) на действия ГБУ г. Москвы "ЕИРЦ г. Москвы" (ОГРН:1127746615831) при проведении Закупки необоснованной.
Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 01.08.2019 N ПО/38741/19.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального Кодекса, в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 августа 2019 г. N 077/07/00-6863/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.08.2019