Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей
ООО "ППТК" (далее - Организатор торгов) <...>;
ПАО "ТГК-1" (далее - Заказчик) <...>;
ООО "Энергосистемы" (далее - Заявитель) <...>;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 31.07.2019 вх. N 23054-ЭП/19) ООО "Энергосистемы" на действия организатора торгов ООО "ППТК" при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на модернизацию оборудования АИИС КУЭ объектов (D19P200561) (извещение N 31907841686), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
30 апреля 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение
N 31907841686 о проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на модернизацию оборудования АИИС КУЭ объектов (D19P200561) (далее - Закупка), включая документацию о закупке (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО "ТГК-1" (далее - Положение о закупках), версия 15 от 22.01.2019, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
16 000 000 ,00 руб. |
2. |
Дата размещения извещения (по местному времени заказчика) |
30.04.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
15.05.2019 в 11:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
10.07.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
По адресу в сети интернет www.gazneftetorg.ru |
2. Заявитель оспаривает необоснованное, по его мнению, решение Организатора торгов об отказе в заключении договора по итогам Закупки с ООО "Энергосистемы", заявка которого признана лучшей по результатам торгов.
Заявитель сообщает, что согласно итоговому протоколу от 10.07.2019 N17/ТГК/КО заявке ООО "Энергосистемы" присвоено первое место по итогам Закупки, однако 17.07.2019 Организатора торгов было опубликовано извещение об отказе в заключении договора, при этом Заявитель полагает указанное решение неправомерным.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.
Оригиналы документов, истребованные уведомлением N78/25422/19 от 01.08.2019 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
ПАО "ТГК-1" относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с Протоколом N 17/ТГК/КО заседания Комиссии по подведению итогов открытых конкурентных отборов в электронной форме на определение лучших условий поставки МТР, выполнения работ, оказания услуг для нужд филиалов ПАО "ТГК-1" (в части подведения итогов открытого конкурентного отбора в электронной форме N 892/КО) от 10.07.2019 к участию в Закупке допущены 3 заявки.
Пунктом 4 Протокола N 17/ТГК/КО от 10.07.2019 года принято следующее решение: "в соответствии с пунктом 2.7.3 раздела 2.7 "Оценка Заявок на участие в Конкурентном отборе" Документации о конкурентном отборе в электронной форме N 892/КО определить лучшей заявку ООО "Энергосистемы" (600028, г. Владимир, ул. Сурикова, д. 10А, пом. 10), которой присвоен первый порядковый номер, представленную на открытый конкурентный отбор в электронной форме N 892/КО на определение лучших условий выполнения работ по модернизации оборудования АИИС КУЭ объектов для нужд филиала "Кольский" ПАО "ТГК-1" на сумму 7 705 033,80 руб., (без учета НДС). Срок исполнения договора (в части выполнения работ) в соответствии со сроками, указанными в техническом задании, являющимся неотъемлемым приложением к документации о конкурентном отборе в электронной форме N 892/КО, в том числе проекта договора, являющегося неотъемлемым приложением к документации о конкурентном отборе в электронной форме N 892/КО".
17.07.2019 в 14:21 (МСК) Организатором торгов в ЕИС опубликовано уведомление об отказе от заключения договора с победителем конкурентного отбора N 892/КО на определение лучших условий выполнения работ по модернизации оборудования АИИС КУЭ объектов для нужд филиала "Кольский" ПАО "ТГК-1" на основании п. 1.16.4.1 Документации.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 15 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.
В соответствии с ч. 5 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.
Согласно ч. 7 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ по истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 1.1.3 Документации определено, что конкурентный отбор - способ конкурентной закупки, не являющийся торгами (конкурсом, аукционом, запросом предложений и запросом котировок) в соответствии со статьями 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации или публичным конкурсом в соответствии со статьями 1057-1061 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила проведения которой регламентируются Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО "ТГК-1", по результатам осуществления которой определяется победитель, наиболее полно соответствующий требованиям Документации о конкурентной закупке и подавший заявку, признанную наилучшей по итогам оценки и сопоставления Заявок.
В соответствии с п. 2.7.3 Документации лучшей Заявкой признается предложение Участника набравшего максимальное количество баллов и которой присвоен первый порядковый номер.
Согласно п. 3.1.3 Документации по результатам Конкурентного отбора Комиссия признает победителем Участника, чья Заявка на участие в Конкурентном отборе набрала наибольшее по сравнению с другими Заявками количество баллов по результатам оценки и сопоставления Заявок. Комиссия вправе по результатам Конкурентного отбора определить нескольких поставщиков (подрядчиков, исполнителей), если это предусмотрено Документацией и/или указано в Извещении.
Пунктом 3.1.6 Документации установлено, что Комиссия вправе рекомендовать Организатору (Заказчику) завершить процедуру Конкурентного отбора без заключения договора в случаях, перечисленных в пункте 1.16 Документации.
В соответствии с п. 1.16.4.1 Документации определено, что исходя из принципа эффективного расходования денежных средств Заказчик (Организатор) может завершить процедуру Конкурентного отбора полностью или в части отдельных лотов без заключения договора в том числе при возникновении (выявлении) обстоятельств, препятствующих заключению договора, в том числе в случае изменения (отсутствия) финансирования, изменения (необходимости изменения) технических решений, исходя из которых планировалось осуществление Конкурентного отбора, в случае выявления необходимости внесения изменений в план закупки Заказчика.
Представитель Организатора торгов пояснил, что решение об отказе от заключения договора по итогам Закупки принято на основании письма ПАО "ТГК-1" от 16.07.2019 N154-01/51, подписанного неустановленным должностным лицом ПАО "ТГК-1", исполняющим обязанности (по замещению) начальника управления ресурсообеспечения и закупочной деятельности ПАО "ТГК-1".
В приложении к указанному письму от 16.07.2019 N154-01/51 упомянуто письмо от 16.07.2019 N644-02/03-вн, при этом приложение к письму Организатором торгов и Заказчиком не представлено.
Процедура Закупки согласно извещению о Закупке проводилась для нужд филиала "Кольский" ПАО "ТГК-1" в отношении объектов - АИИС КУЭ энергообъектов: Нива ГЭС-1; Нива ГЭС-2; Нива ГЭС-3; Кумской ГЭС (ГЭС-9); Иовской ГЭС (ГЭС-10); Княжегубской ГЭС (ГЭС-11); Верхне-Туломской ГЭС (ГЭС-12); Нижне-Туломской ГЭС (ГЭС-13); Серебрянской ГЭС-1 (ГЭС-15); Серебрянской ГЭС-2 (ГЭС-16); Верхне-Териберской ГЭС(ГЭС-18); Нижне-Териберской ГЭС (ГЭС-19) филиала "Кольский" ПАО "ТГК-1".
Вместе с тем, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что обстоятельства, повлекшие принятие решения об отказе от заключения договора по итогам Закупки, не возникали вследствие непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
При этом, иных условий для отказа от заключения договора по итогам проведенной конкурентной закупки нормами Закона N223-ФЗ не предусмотрено.
Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что решение Организатора торгов об отказе от заключения договора с победителем Закупки ООО "Энергосистемы" на основании п. 1.16.4.1 Документации, оформленное уведомлением об отказе от заключения договора с победителем конкурентного отбора N 892/КО на определение лучших условий выполнения работ по модернизации оборудования АИИС КУЭ объектов для нужд филиала "Кольский" ПАО "ТГК-1", неправомерно, как принятое с нарушением требований ч. 7 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ, а упомянутое в п. 1.16.4.1 Документации условие, допускающее право отказа от заключения договора с победителем Закупки - незаконным и противоречащим действующему законодательству.
На основании изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному принятию решения об отказе от заключения договора с победителем Закупки ООО "Энергосистемы", принятого согласно уведомлению об отказе от заключения договора с победителем конкурентного отбора N 892/КО, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 7 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенное при проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 31.07.2019 вх. N 23054-ЭП/19) ООО "Энергосистемы" на действия организатора торгов ООО "ППТК" при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на модернизацию оборудования АИИС КУЭ объектов (D19P200561) (извещение N 31907841686), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора торгов ООО "ППТК" нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 7 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ, допущенное при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (от 31.07.2019 вх. N 23054-ЭП/19) ООО "Энергосистемы" на действия организатора торгов ООО "ППТК" (ИНН 7733667750, ОГРН 5087746050145) при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на модернизацию оборудования АИИС КУЭ объектов (D19P200561) (извещение N 31907841686) обоснованной.
2. Признать в действиях организатора торгов ООО "ППТК" (ИНН 7733667750, ОГРН 5087746050145) при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на модернизацию оборудования АИИС КУЭ объектов (D19P200561) (извещение N 31907841686) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 7 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенное путем неправомерного принятия решения об отказе от заключения договора с победителем Закупки ООО "Энергосистемы", принятого согласно уведомлению об отказе от заключения договора с победителем конкурентного отбора N 892/КО.
3. Организатору торгов ООО "ППТК" (ИНН 7733667750, ОГРН 5087746050145) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на модернизацию оборудования АИИС КУЭ объектов (D19P200561) (извещение N 31907841686) путем отмены уведомления об отказе от заключения договора с победителем конкурентного отбора N 892/КО на определение лучших условий выполнения работ по модернизации оборудования АИИС КУЭ объектов для нужд филиала "Кольский" ПАО "ТГК-1" и завершения процедуры Закупки с учетом резолютивной части настоящего решения в строгом соответствии с нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
07 августа 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
на основании решения Комиссии от 07.08.2019 N Т02-495/19 по жалобе на действия организатора торгов ООО "ППТК" при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на модернизацию оборудования АИИС КУЭ объектов (D19P200561) (извещение N 31907841686, далее - Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов ООО "ППТК" (ИНН 7733667750, ОГРН 5087746050145) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на модернизацию оборудования АИИС КУЭ объектов (D19P200561) (извещение N 31907841686), путем отмены уведомления об отказе от заключения договора с победителем конкурентного отбора N 892/КО на определение лучших условий выполнения работ по модернизации оборудования АИИС КУЭ объектов для нужд филиала "Кольский" ПАО "ТГК-1" и завершения процедуры Закупки с учетом резолютивной части решения Комиссии от 07.08.2019 N Т02-495/19 в строгом соответствии с нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 29 августа 2019 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 августа 2019 г. N Т02-495/19 (ключевые темы: организатор торгов - заключение договора - антимонопольный орган - участники закупок - положение о закупке)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.08.2019