Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Сухоплюев Д.В. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Студеникин Д.Е. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей:
от уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис": <_> (по доверенности), <_> (по доверенности);
от заказчика - ГБУЗ НСО "ГИКБ N 1": <_> (по доверенности), <_> (по доверенности),
в отсутствие представителей:
от подателя жалобы - OOO "ТД "ВИАЛ": не явились (уведомлено надлежащим образом);
рассмотрев жалобу ООО "ТД "ВИАЛ" на действия заказчика - ГБУЗ НСО "ГИКБ N 1" и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис" при проведении электронного аукциона N 0851200000619004016 на поставку лекарственного препарата для медицинского применения: "Цефоперазон+сульбактам", начальная (максимальная) цена контракта 656 629 руб. 00 коп.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "ТД "ВИАЛ" с жалобой на действия заказчика - ГБУЗ НСО "ГИКБ N 1" и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис" при проведении электронного аукциона N 0851200000619004016 на поставку лекарственного препарата для медицинского применения: "Цефоперазон+сульбактам".
Суть жалобы ООО "ТД "ВИАЛ" заключается в следующем.
Согласно пп. "б" п. 2 Особенностей описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 (далее - Особенности), при описании в документации о закупке заказчики помимо сведений, предусмотренных п.6 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), указывают дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, при закупке таблетки с дозировкой 300 мг в документации о закупке указывается: 1 таблетка с дозировкой 300 мг или 2 таблетки с дозировкой 150 мг), а также с возможностью поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта (например, флаконы 2,5 мг, или 3 мг, или 3,5 мг), допускается указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности.
Вместе с тем, в соответствии с описанием объекта закупки заказчиком установлена возможность поставки лекарственного препарата только в кратной дозировке и двойном количестве. Так, к поставке необходим лекарственный препарат со следующими характеристиками.
N п/п |
Международное непатентованное или группировочное или химическое наименование |
Характеристика товара |
Кол-во |
Ед. изм. |
|
Цефоперазон+сульбактам |
Порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 2,0+2,0 |
3200 |
гр |
|
Цефоперазон+сульбактам |
Порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 1,5+1,5 |
900 |
гр |
Возможность поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве.
В случае, если в описании объекта закупки указана форма выпуска "порошок", "концентрат", "лиофилизат", "раствор", "суспензия" участник может предложить к поставке любую взаимозаменяемую форму выпуска препарата, сохраняя способ его применения.
Таким образом, в нарушение вышеуказанного требования, в описании объекта закупки не содержится информация о возможности поставки лекарственного препарата в некратных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта.
По мнению подателя жалобы, требование о поставке лекарственного препарата с указанной в описании объекта закупки дозировкой сформировано без учета научно обоснованной информации об опыте клинического применения лекарственных препаратов.
ГКУ НСО "УКСис" и ГБУЗ НСО "ГИКБ N 1" в ответ на уведомление Новосибирского УФАС России о рассмотрении жалобы ООО "ТД "ВИАЛ" сообщило следующее.
Описание объекта закупки сформировано в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе и Особенностями. Описанием объекта закупки предусмотрена возможность поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве.
В соответствии с подпунктом "б" п. 2 Особенностей при описании в документации о закупке заказчики помимо сведений, предусмотренных п.6 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, указывают дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, при закупке таблетки с дозировкой 300 мг в документации о закупке указывается: 1 таблетка с дозировкой 300 мг или 2 таблетки с дозировкой 150 мг), а также с возможностью поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта (например, флаконы 2,5 мг, или 3 мг, или 3,5 мг), допускается указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности.
Вместе с тем, пересчет дозировок лекарственного препарата с МНН "Цефоперазон+Сульбактам" не свидетельствует о взаимозаменяемости лекарственных препаратов, так как согласно ст.4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закона об обращении лекарственных средств):
- взаимозаменяемый лекарственный препарат - лекарственный препарат с доказанной терапевтической эквивалентностью или биоэквивалентностью в отношении референтного лекарственного препарата, имеющий эквивалентные ему качественный состав и количественный состав действующих веществ, состав вспомогательных веществ, лекарственную форму и способ введения.
- терапевтическая эквивалентность - достижение клинически сопоставимого терапевтического эффекта при применении лекарственных препаратов для медицинского применения для одной и той же группы больных по одним и тем же показаниям к применению.
Таким образом, терапевтический эффект лекарственного препарата зависит от количества действующего вещества и сопоставим только у препаратов, имеющих одинаковые дозировки.
Терапевтическая эквивалентность лекарственных препаратов с МНН "Цефоперазон+сульбактам", имеющих иные формы выпуска и дозировки, не доказана клинически.
Согласно статьи 27.1 Закона об обращении лекарственных взаимозаменяемость лекарственных препаратов для медицинского применения определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правилами определения взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.10.2015 N 1154 "О порядке определения взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения" (далее - Правила) установлено, что взаимозаменяемость лекарственного препарата определяется в процессе его государственной регистрации на основании сравнения с референтным лекарственным препаратом по параметрам, указанным в ч.1 ст.27.1 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", при проведении в установленном порядке комиссией экспертов федерального государственного бюджетного учреждения по проведению экспертизы лекарственных средств, находящегося в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, экспертизы лекарственного препарата в части экспертизы качества лекарственного средства и (или) экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата. Вывод о взаимозаменяемости (невзаимозаменяемости) лекарственного препарата оформляется в виде приложения к заключению комиссии экспертов, указанной в п.3 настоящих Правил, по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Таким образом, участник закупки вправе подать заявку с учетом предложения некратных дозировок при наличии экспертного заключения об эквивалентности.
Вместе с тем, в государственном реестре лекарственных средств в отношении лекарственных препаратов с МНН "Цефоперазон+сульбактам" в особых отметках (п.12) содержится информация о том, что указанные лекарственные препараты не подлежат определению взаимозаменяемости или невозможно определить взаимозаменяемость лекарственного препарата.
Кроме того, согласно информации, размещенной в государственном реестре лекарственных средств, препараты как минимум трех производителей соответствуют описанию объекта закупки (Сульмаграф, Вл. Сучжоу Данрайс Фармасьютикал Ко. Лтд, Китай; Цефоперазон и Сульбактам, АО НПЦ "Эльфа", Россия; Бакцефорт, ПАО "Красфарма", Россия). Следовательно, круг потенциальных участников электронного аукциона не ограничен, принцип обеспечения конкуренции реализован, так как в данном электронном аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков, способных предложить требуемый к поставке товар.
Учитывая изложенное, включение в документацию об электронном аукционе конкретных требований к лекарственному препарату, соответствующих потребностям заказчика не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением законодательства.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с описанием объекта закупки заказчиком установлены следующие требования к дозировке препарата "Цефоперазон+сульбактам":
N п/п |
Международное непатентованное или группировочное или химическое наименование |
Характеристика товара |
Кол-во |
Ед. изм. |
|
Цефоперазон+сульбактам |
Порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 2,0+2,0 |
3200 |
гр |
|
Цефоперазон+сульбактам |
Порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 1,5+1,5 |
900 |
гр |
Кроме того, описанием объекта закупки предусмотрена возможность поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве.
Подпунктом "б" п.2 Особенностей установлено, что при описании в документации о закупке заказчики помимо сведений, предусмотренных п.6 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, указывают, в том числе, дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, при закупке таблетки с дозировкой 300 мг в документации о закупке указывается: 1 таблетка с дозировкой 300 мг или 2 таблетки с дозировкой 150 мг), а также с возможностью поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта (например, флаконы 2,5 мг, или 3 мг, или 3,5 мг), допускается указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями, установленными указанными Особенностями, эквивалентные дозировки лекарственного препарата не должны предусматривать необходимость делить таблетку, порошок или иную твердую лекарственную форму.
В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об электронном аукционе в праве установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды. Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом, заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
На заседании комиссии представители заказчика сообщили, что указание в описании объекта закупки на необходимость поставки лекарственного препарата с указанной дозировкой обусловлено спецификой назначения и способа его применения.
Изучив информацию, содержащуюся в государственном реестре лекарственных средств, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что требованиям, установленным в документации об электронном аукционе, соответствуют лекарственные препараты минимум трех производителей (Сульмаграф, Вл. Сучжоу Данрайс Фармасьютикал Ко. Лтд, Китай; Цефоперазон и Сульбактам, АО НПЦ "Эльфа", Россия; Бакцефорт, ПАО "Красфарма", Россия), кроме того, лекарственный препарат с МНН "Цефоперазон+сульбактам" выпускается в дозировках 0,25г + 0,25г; 0,5г + 0,5г; 0,75г + 0,75г; 1г + 1г; 1,5г + 1,5г; 2,0г + 2,0г, таким образом, по указанному препарату в государственном реестре лекарственных средств не содержится сведений о дозировках некратных установленным в описании объекта закупки. Следовательно, отсутствие указания на возможность поставки лекарственного препарата с МНН "Цефоперазон+сульбактам" в некратных эквивалентных дозировках не ограничивает количество потенциальных участников закупки.
На основании изложенного, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, документация об электронном аукционе не противоречит требованиям, установленным законодательством о контрактной системе.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлены.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ТД "ВИАЛ" на действия заказчика - ГБУЗ НСО "ГИКБ N 1" и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис" при проведении электронного аукциона N 0851200000619004016 на поставку лекарственного препарата для медицинского применения: "Цефоперазон+сульбактам" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 5 августа 2019 г. N 054/06/33-1477/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.08.2019