по результатам рассмотрения жалобы ООО "Интеллектуальные системы" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
17.07.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
рассмотрев жалобу ООО "Интеллектуальные системы" б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО "РусГидро" при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на функциональное развитие системы управления персоналом ПАО "РусГидро" (извещение N 31907568395), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Интеллектуальные системы" (далее - Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО "Русгидро" (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на функциональное развитие системы управления персоналом ПАО "РусГидро" (извещение N 31907568395) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке продукции для нужд ПАО "РусГидро", утвержденного протоколом заседания Совета директоров ПАО "РусГидро" от 06.02.2018 N 265 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 Закона о закупках.
25.02.2019 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация).
Согласно Извещению, информации размещенной в ЕИС:
дата окончания подачи заявок - 25.04.2019;
дата рассмотрения заявок - 02.07.2019;
дата подведения итогов - 03.07.2019;
начальная (максимальная) цена договора - 16 670 000 рублей;
На участие в закупке подано 3 заявки, из них 1 признана соответствующей требованиям Документации.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.
Представитель Заказчика с доводам Жалобы не согласился и указал, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип предусмотрен подпунктом "г" пункта 1.3.2.2 Положения о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 4.16.4 Документации установлено, что "по результатам рассмотрения вторых частей заявок закупочная комиссия отклоняет несоответствующие заявки, в том числе, по основаниям:
а) несоответствие второй части заявки по составу, содержанию и правильности оформления требованиям Документации о закупке, в том числе наличие недостоверных сведений или намеренно искаженной информации или документов;
б) несоответствие Участника требованиям Документации о закупке, установленным в Приложении N3 к Документации о закупке (раздел 10);
г) наличие в документах второй части заявки сведений о ценовом предложении Участника".
Пунктом 11 постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление N 1352) установлено, что "участники закупки, осуществляемой среди субъектов малого и среднего предпринимательства обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства путем представления документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, содержащих информацию об участнике закупки, или декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Закона о развитии МСП, по форме декларации в случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона о развитии МСП, в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства".
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 02.06.2019 N 4 Заявителю отказано в допуске к участию в Конкурсе на основании, в том числе, "на основании подпунктов 4.16.4 а), б) и г) Документации о закупке, как несоответствующую следующим требованиям, а именно: в составе заявки Коллективного участника представлена Декларация о соответствии Лидера коллективного участника критериям отнесения к субъектам МСП по установленной в ПП 1352 форме, при этом Лидер коллективного участника не является вновь зарегистрированным юридическим лицом (дата создания 13.02.2017). Согласно данным, размещенным на официальном сайте налоговой (https://ofd.nalog.ru/#pnlSearchResult), по состоянию на 30.05.2019 сведения о Лидере коллективного участника отсутствуют в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, что противоречит условиям подпункта 11 Извещения о проведении конкурса и пункта 1.2.6 Документации о закупке, в котором установлено следующее требование: "11. Участники закупки. Участвовать в закупке могут только субъекты МСП. При этом Участник вправе привлекать субподрядчиков (соисполнителей), в том числе не являющихся субъектами МСП (в случае отсутствия в условиях прилагаемого проекта Договора прямого запрета на привлечение к исполнению обязательств по Договору третьих лиц)", а также не соответствует условиям пунктов 8 раздела 10.1 Приложения N 3 Документации о закупке и 4.5.1.7 Документации о закупке, в котором установлены следующие требования: "10.1 Обязательные требования".
Согласно пункту 1.2.6 Документации "участвовать в закупке могут только субъекты МСП. При этом участник вправе привлекать субподрядчиков (соисполнителей), в том числе не являющихся субъектами МСП (в случае отсутствия в условиях прилагаемого проекта Договора прямого запрета на привлечение к исполнению обязательств по Договору третьих лиц)".
При этом подпунктом 8 пункта 10.1 раздела 10 установлено, что участник должен подтвердить статус субъекта МСП. В целях подтверждения указанному требованию участнику необходимо представить:
"а) Документ, включающий в себя сведения из Реестра МСП, ведение которого осуществляется в соответствии с Законом 209-ФЗ - в случае если сведения об таком лице включены в указанный реестр;
или
б) Декларация о соответствии критериям отнесения к субъектам МСП по установленной в ПП 1352 форме - при отсутствии сведений в указанном реестре (в случае если Участник и/или привлекаемый им субподрядчик (соисполнитель) является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом)".
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что в подтверждение требования Документации Заявителем в составе заявки представлена декларация о соответствии критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил документы, сведения и сообщил, что заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям Документации в связи с отсутствием сведений об участнике в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, при этом представленная в составе заявки декларация о соответствии критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства не является подтверждением отнесения Заявителя к субъектам малого и среднего предпринимательства в связи с тем, что участник не является вновь созданным юридическим лицом.
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя не представил доказательств, подтверждающих, что закупочной комиссией Заказчика принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Интеллектуальные системы" (ИНН: 7709988672, ОГРН: 1177746139120) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО "РусГидро" (ИНН: 1510012774; ОГРН: 1041500751016) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на функциональное развитие системы управления персоналом ПАО "РусГидро" (извещение N 31907568395) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 июля 2019 г. N 223-ФЗ-766/19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.07.2019