по результатам рассмотрения жалобы СПАО "РЕСО-Гарантия" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
04.09.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего заседание Комиссии - <...>
членов Комиссии:
<...>
при участии представителей:
<...>
рассмотрев жалобу СПАО "РЕСО-Гарантия" б/д б/н (вх. 149683/19 от 26.08.2019) на действия (бездействие) заказчика ФГУП "Почта России" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право оказания услуг по добровольному медицинскому страхованию граждан (извещение N 31907944773), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступили жалоба СПАО "РЕСО-Гарантия" б/д б/н (далее - Заявитель) на действия (бездействие) заказчика ФГУП "Почта России" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право оказания услуг по добровольному медицинскому страхованию граждан (извещение N 31907944773) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Почта России", утвержденным приказом ФГУП "Почта России" от 11.06.2019 N 283-п (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Конкурса, Конкурсная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 31.05.2019;
Начальная (максимальная) цена договора - 461 469 397,26 рублей;
Дата окончания подачи заявок - 08.07.2019;
Дата рассмотрения заявок и подведения итогов Конкурса - 20.08.2019;
На участие в Конкурсе подано 3 заявки, 2 заявки признаны соответствующими требованиям Документации.
В ходе заседания 02.09.2019 Комиссией ФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя объявлен перерыв до 04.09.2019.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:
Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе;
Заказчиком неправомерно допущена к участию в Конкурсе заявка АО "Альфастрахование".
Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и указали, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
Рассмотрев представленные материалы и документы, выслушав представителей Заказчика, Заявителя, АО "Альфастрахование", Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
07.08.2019 ФАС России рассмотрена жалоба АО "Альфастрахование" от 02.08.2019 N 6241668 (вх. от 02.08.2019 N 135887/19) на действия (бездействие) Заказчика при проведении Конкурса (далее - Жалоба 1). По результатам рассмотрения Жалобы 1, Комиссией ФАС России принято решение от 08.08.2019 N 223-ФЗ-820/19 о признании Заказчика нарушившем часть 6 статьи 3 Закона о закупках, а также выдано предписание от 08.08.2019 N 223-ФЗ-820/19 об устранении выявленных нарушений (далее - Предписание N 223-ФЗ- 820/19).
В соответствии с Предписанием N 223-ФЗ-820/19 Заказчику необходимо представить в ФАС России в срок до 23.08.2019 подтверждение выполнения следующих действий:
Заказчику отменить протокол заседания комиссии по рассмотрению заявок на оценочной стадии и подведению итогов открытого конкурса в электронном виде N 31907944773 от 24.07.2019, протокол заседания комиссии по рассмотрению заявок, поданных в виде электронных документов на участие в Конкурсе на отборочной стадии N 31907944773 от 16.07.2019, составленные в ходе проведения Конкурса.
Заказчику назначить новую дату рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, новую дату подведения итогов Конкурса, уведомить участников Конкурса о новой дате рассмотрения, оценки заявок и подведения итогов Конкурса.
Заказчику произвести рассмотрение и оценку заявок, поданных участниками закупки на участие в Конкурсе, в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупке, Документации, а также с учетом принятого Комиссией ФАС России решения от 08.08.2019 N 223-ФЗ-820/19.
В соответствии с письмом Заказчика от 23.08.2019 N 1.5.4.2.1.2-11/42775 Предписание N 223-ФЗ-820/19 исполнено.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Пунктом 9.3.1.1 Положения о закупке установлено, что Заказчик или комиссия по осуществлению закупок обязаны в любой момент до заключения договора отстранить участника от участия в закупке, в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником закупки в составе заявки.
Аналогичное положение установлено пунктом 1.22 Документации.
В соответствии с протоколом об отстранении Заказчиком участника закупки от 20.08.2019 б/н комиссией по закупкам Заказчика принято решение об отстранении заявки Заявителя от участия в Конкурсе в соответствии со статьей 9.3 Положения о закупках.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что в связи с выявленными расхождениями между сведениями, представленными Заявителем в составе заявки на участие в Конкурсе по показателям квалификации "Наличие отказов в выплате по ДМС в 2016, 2017, 2018 г. (Показатель N2), "Наличие страховых выплат по ДМС на основании решения суда за 2017 и 2018 г." (Показатель N3), и сведениями, размещенными на официальном сайте Банка России, а именно отчетности Заявителя по форме по ОКУД 0420162 "Сведения о деятельности страховщика" за период в 2016, 2017, 2018 гг., Заказчиком принято решение об отклонении заявки Заявителя как заявки содержащей недостоверные сведения.
Также представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России сообщил, что в соответствии с письмом Банка России от 30.08.2019 N 47-3-4/2084, полученного в ответ на запрос Заказчика от 20.08.2019 N 1.5.4.2.1.2-11/42081-1, Банком России не подтверждена достоверность сведений, представленных Заявителем в составе заявки по Показателям N 2 и N 3.
Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что при повторном рассмотрении заявок Заказчик действовал в соответствии с решением и предписанием ФАС России от 08.08.2019 N 223-ФЗ-820/19.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, однозначно подтверждающих достоверность сведений в заявке, а также подтверждений того, что действия Заказчика не соответствуют Закону о закупках.
Учитывая изложенное, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком неправомерно допущена к участию в Конкурсе заявка АО "Альфастрахование", поскольку такая заявка содержит недостоверные сведения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принципы закупочной деятельности установлены в статье 1.2 Положения о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно пункту 5.2 Информационной карты Документации критерии оценки заявок на участие в Конкурсе установлены в приложении N 1 к Информационной карте Документации (далее - Приложение N 1).
В соответствии с Приложением N 1 оценка заявок участников Конкурса осуществляется, в том числе по критериям "Наличие отказов в выплате по ДМС в 2016, 2017, 2018 г.", "Наличие страховых выплат по ДМС на основании решения суда за 2017 и 2018 г." (далее - Показатель N 2 и N 3). При этом установлен следующий порядок оценки:
Показатель |
Документы, подтверждающие данные по показателю |
Расчет по показателю |
Показатель 2 Наличие отказов в выплате по ДМС в 2016, 2017, 2018 г. |
Копия формы по ОКУД 0420162 "Сведения о деятельности страховщика" за период в 2016, 2017, 2018 г. (раздел 1, стр. 126, столбец 8) |
Отсутствие отказов - 25 баллов Наличие отказов от 1 до 100 - 10 баллов Наличие отказов от 101 и более - 0 баллов Максимальное количество баллов - 25 |
Показатель 3 Наличие страховых выплат по ДМС на основании решения суда за 2017 и 2018 г. |
Копия формы по ОКУД 0420162 "Сведения о деятельности страховщика" в 2017 и 2018 г. (раздел 1, стр. 126, столбец 11) |
Отсутствие выплат - 25 баллов Наличие выплат от 1 до 100 - 5 баллов Наличие выплат 101 и более - 0 баллов Максимальное количество баллов - 25 |
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя сообщил, что форма по ОКУД 0420162 "Сведения о деятельности страховщика" за период в 2016, 2017, 2018 гг. (далее - Форма), представленная Заявителем в составе заявки на участие в Конкурсе, по ряду позиций отличается от Формы размещенной на сайте Банка России.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил материалы и сообщил, что сведения по Форме, размещенные на сайте Банка России и представленные в составе заявки АО "Альфастрахование" идентичны в части сведений по Показателям N 2 и N 3. При этом Заказчиком, в отсутствие соответствующей обязанности, не осуществлялась проверка всей Формы на предмет наличия расхождений со сведениями Интернет-сайта Банка России.
Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России представитель АО "Альфастрахование" представил материалы и сообщил, что АО "Альфастрахование" не обладает отказами в выплатах и выплатами по решению суда в соответствии с Показателями N 2 и N 3. Также представитель АО "Альфастрахование" сообщил, что сведения заявки по Показателями N 2 и N 3 являются достоверными, что подтверждается сведениями сайта Банка России.
Учитывая изложенное, в отсутствие иных сведений подтверждающих наличие в составе заявки АО "Альфастрахование" недостоверных сведений в отношении Показателей N 2 и N 3, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу о неправомерности действий Заказчика, допустившего заявку АО "Альфастрахование" к участию в Конкурсе.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу СПАО "РЕСО-Гарантия" (ИНН: 7710045520, ОГРН: 1027700042413) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ФГУП "Почта России" (ИНН: 7724261610, ОГРН: 1037724007276) (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право оказания услуг по добровольному медицинскому страхованию граждан (извещение N 31907944773) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 сентября 2019 г. N 223-ФЗ-888/19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.09.2019