Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
УСТАНОВИЛ:
07.06.2019 в Ивановское УФАС России из Ивановской транспортной прокуратуры поступило обращение (письмо от 23.05.2019 N2-93в-2019) по факту выявления входе проверки в действиях ООО "Центр Авиа" признаков нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
Из представленных материалов следует, что yа сайте htt://ivanovo.aero в разделе "Партнерам" размещена вкладка "Тарифы и сборы от 25.05.2019", переходя по которой открывается Приложение N1 к приказу от 17.05.2019 N59-1 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов, действующих в аэропорту Иваново".
Из Приложения N1 к приказу от 17.05.2019 N59-1 следует, что ООО "Центр Авиа" установлены тарифы на обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обслуживание пассажиров.
Как следует из приказа N59-1 от 17.05.2019, с 25.05.2019 утверждены следующие тарифы и сборы (Приложение N1):
N п/п |
Наименование сбора, тарифа |
Единица измерения |
Размер сбора (тарифа) без НДС |
НДС (в соотв. с законод-м РФ) |
17. |
Тарифы за обеспечение авиаГСМ: - стоимость ТС-1 |
руб./тонна |
55 000,00 |
Обл. НДС |
|
- Тариф за обеспечение заправки авиационным топливом |
руб./тонна |
1 500,00 |
Не обл. |
|
- стоимость ПВК жидкости |
руб./кг |
200,00 |
Обл. НДС |
18. |
Хранение авиационного топлива |
руб./тонна |
1 500,00 |
Обл. НДС |
Согласно статье 64 Воздушного кодекса Российской Федерации, оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации (часть 2).
Состав услуг, которые предоставляются потребителям (авиакомпаниям) в аэропортах определен Перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (далее - Правила формирования тарифов и сборов), а также Правила взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (далее - Правила взимания платы за обслуживание), утверждены приказом Минтранса России от 17.07.2012 N241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" (далее - Приказ N241).
В соответствии с 1.5 Правил формирования тарифов и сборов аэропортовые сборы и тарифы формируются за обслуживание воздушных судов на гражданских аэродромах и в аэропортах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, определен постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 N293. Согласно данному Перечню государственному регулированию подлежат:
5. Обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом,
6. Хранение авиационного топлива.
Пунктом 4 Положения о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 N293 (далее - Положение), государственное регулирование тарифов осуществляется органами регулирования в пределах их компетенции.
Как следует из п. 2 Положения, под органами регулирования понимается Федеральная антимонопольная служба и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное регулирование тарифов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При этом, из п. 5 Положения следует, что тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.
Пунктом 7 Положения определено, что тарифы устанавливаются в виде фиксированных (предельных максимальных или минимальных) ценовых ставок тарифов. Фиксированные (предельные максимальные или минимальные) ставки тарифов могут устанавливаться как в виде абсолютных значений, так и в виде индексов к действующему уровню тарифов. Минимальная величина тарифов должна обеспечивать покрытие расходов субъектов регулирования на оказываемые услуги с учетом объема этих услуг.
Порядок расчета тарифов (индексов к действующему уровню тарифов) устанавливается Федеральной антимонопольной службой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (п. 8 Положения).
Порядок расчета предельного уровня сборов и тарифов по видам услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, подлежащих государственному регулированию в соответствии с их перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N293, определен в Методических указаниях по вопросу государственного регулирования сборов и тарифов на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных Приказом ФСТ России от 31.10.2014 N238-т/2.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством тарифы и сборы в аэропортах подлежат государственному регулированию уполномоченным органом ФАС России и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Действующее законодательство не предоставляет права хозяйствующему субъекту самостоятельного определения тарифа и сбора на обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обеспечение авиационной безопасности, обслуживание пассажиров, обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, хранение авиационного топлива.
Из пояснений ООО "Центра Авиа"от 03.07.2019 N186 следует, что тарифы на заправку и хранение авиационного топлива для Общества не установлены.
Изложенное свидетельствует, что общество в установленном порядке в уполномоченный орган не обращалось, тарифы и сборы установлены приказом генерального директора Общества.
В соответствии с п. 10 ч.1 ст. 10 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
ООО "Центр Авиа" согласно свидетельству соответствия от 27.03.2018 N АНО.022 является оператором аэропорта Иваново "Южный", имеет сертификат соответствия, выданный Федеральным агентством воздушного транспорта от 26.12.2017 NАД00087.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц на 27.08.2019, ООО "Центр Авиа" осуществляет основной вид деятельности "Деятельность аэропортовая" (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС N52.23.11), а также дополнительные виды деятельности (в авиационной сфере): предоставление услуг по ремонту, техническому обслуживанию летательных аппаратов, включая косметические (ОКВЭД 33.16); обеспечение обслуживания (управления) воздушного движения (ОКВЭД 52.23.12); деятельность вспомогательная прочая, связанная с воздушным транспортом (ОКВЭД 52.23.19).
В соответствии с аналитическим отчетом Ивановского УФАС России от 23.07.2019 ООО "Центр Авиа" в соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" занимает доминирующее положение на товарном рынке "услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом, и услуг по хранению авиационного топлива" в границах территории аэропорта "Иваново".
Таким образом, действия ООО "Центр Авиа", выразившиеся в самостоятельном установлении тарифов на обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, хранение авиационного топлива, подлежащих государственному ценовому регулированию, содержат признаки нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области N__ от 04.09.2019 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО "Центр Авиа" пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
определил:
1. Назначить дело N 037/01/10-292/2019 (02-10/2019-004) к рассмотрению на 10 час. 00 мин. 08 октября 2019 года по адресу: г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, каб. N 411.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела N037/01/10-292/2019 (02-10/2019-004) в качестве ответчика Общество с ограниченной ответственностью "Центр Авиа" (ХХХ);
3. Привлечь к участию в рассмотрении дела N037/01/10-292/2019 (02-10/2019-004) в качестве заявителя Ивановскую транспортную прокуратуру (пл. Вокзальная, д. 3, г. Иваново, Ивановская область, 153004).
Явка ответчика и заявителя или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.
Председатель Комиссии А.В. Боровков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 4 сентября 2019 г. N 037/01/10-292/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.09.2019