Резолютивная часть решения оглашена 28 августа 2019 года
В полном объеме решение изготовлено 02 сентября 2019 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
"_" |
- |
заместителя руководителя управления -начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
"_" |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
"_" |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Контракт" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству инженерно-технических систем обеспечения безопасности дорожного движения и дорожных сооружений на автомобильных дорогах Челябинской области (дооборудование автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области элементами обустройства - автоматической системой весогабаритного контроля) (извещение N 0369200036119000016) в присутствии:
- представителя ОГКУ "Челябинскавтодор" "_", действующего на основании доверенности от 28.08.2019 N29;
- представителя ОГКУ "Челябинскавтодор" "_"., действующего на основании доверенности от 28.08.2019 N30;
- представителя ООО "Лаборатория цифрового зрения" "_", действующего на основании доверенности от 26.06.2019 N96;
в отсутствие представителя ООО "Контракт", надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 22.08.2019 поступила жалоба ООО "Контракт" (далее - заявитель) на действия ОГКУ "Челябинскавтодор" (далее - заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству инженерно-технических систем обеспечения безопасности дорожного движения и дорожных сооружений на автомобильных дорогах Челябинской области (дооборудование автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области элементами обустройства - автоматической системой весогабаритного контроля) (извещение N 0369200036119000016) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам, заказчик объявил о проведении аукциона путем опубликования 22.07.2019 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки N0369200036119000016.
Начальная (максимальная) цена контракта (изв. N0369200036119000016) определена в размере 171 769 100,00 рублей.
Согласно сведениям, размещенным в плане-закупок (N201903692000361003), закупка осуществляется в рамках государственной программы Челябинской области "Развитие дорожного хозяйства в Челябинской области на 2015-2022 годы". Подпрограмма "Развитие и совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования в Челябинской области". (КБК 0060409181R2КУ110244 310).
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 22.08.2019 08:30.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0369200036119000016 от 22.08.2019 на участие в аукционе поступило 4 заявки. Все заявки признаны соответствующими требованиям документации о закупке, а участники допущены до дальнейшего участия в аукционе. Исходя из протокола проведения электронного аукциона от 23.08.2019, снижение цены контракта составило 25.5 % от установленной начальной (максимальной) цены контракта. Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0369200036119000016 от 27.08.2019 победителем признано ООО "ИБС ЭКСПЕРТИЗА" с предложением о цене контракта 127 967 979,50 рублей.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заключаются в следующем.
Заказчиком в нарушение части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе установлен срок подачи заявок на участие в аукционе менее чем 7 дней.
Также заявитель указывает на нарушение сроков проведения аукциона.
Кроме того, ООО "Контракт" обжалует отсутствие в проекте контракта идентификационного кода закупок.
По мнению заявителя, проект контракта не соответствует частям 4,5,8 статьи 34 Закона о контрактной системе в части установленных штрафов для исполнителя.
ООО "Контракт" указывает на отсутствие в проекте контракта обязательного требования в соответствии с частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Также заявитель считает, что в проекте контракта неправомерно установлено увеличение сроков исполнения обязательств в следствие наступления обстоятельств непреодолимой силы.
Согласно пункту 7 жалобы заказчиком нарушены положения части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, а именно в проекте контракта неверно определен момент начала исчисления срока оплаты за выполненные работы.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, указали, что заказчик разместил в единой информационной системе документацию с внесенными изменениями в соответствии с Предписанием Челябинского УФАС России N074/06/105-1562/2019 (585-ж/2019) от 08.08.2019, в том числе в части установленного срока подачи заявок на участие в аукционе.
Срок проведения аукциона установлен в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе.
Относительно отсутствия в проекте контракта сведений об идентификационном коде закупки представители заказчика пояснили, что проект контракта предполагает указание на данный код. Данная информация включается заказчиком на этапе направления проекта контракта победителю для дальнейшего его подписания.
По доводу незаконного определения ответственности на исполнителя представители заказчика указали, что ответственность установлена в проекте контракта в соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными Постановлением Правительства РФ 30.08.2017 N 1042.
Также представители заказчика указали, что отсутствие условия исполнения контракта, предусмотренное частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе не влияет на исполнения обязательств сторонами, поскольку банковская гарантия продолжает действовать и после отзыва лицензии у банка.
В части увеличения сроков исполнения контракта в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, представитель заказчика считает, что законодательством о контрактной системе не определены права и обязанности сторон в случае наступления таких событий, в связи с чем указанные обстоятельства устанавливаются по соглашению сторон в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Относительно установленного в проекте контракта срока оплаты выполненных работ представители заказчика указали, что порядок оплата производится заказчиком по результатам приемки выполненных работ. Порядок приемки работ по контракту установлен разделом 6 проекта контракта. Приемка выполненных работ производится заказчиком согласно условиям контракта в случае предоставления полного комплекта документов, в том числе счета-фактуры/счета на выполненные работы.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Как следует из части 3 статьи 63 Закона о контрактной заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Начальная (максимальная) цена рассматриваемой закупки составляет 171 769 100,00 рублей.
Согласно сведениям Единой информационной системы извещение N0369200036119000016 размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 22.07.2019. Срок окончания подачи заявок определен до 01.08.2019 в 08:30. Таким образом, срок подачи заявок составляет девять дней.
В Челябинское УФАС России 01.08.2019 поступила жалоба ИП Евдокимова А.М. Комиссией данная жалоба признана частично обоснованной. По итогам рассмотрения жалобы оформлено Решение по делу N074/06/105-1562/2019 от 08.08.2019, а также выдано Предписание по делу N074/06/105-1562/2019 от 08.08.2019, согласно которому заказчику необходимо внести изменения в документацию об аукционе и продлить срок подачи заявок на участие в аукционе не менее чем 5 дней с даты размещения в Единой информационной системе документации об аукционе с внесенными изменениями.
Во исполнение указанного Предписания заказчиком 16.08.2019 внесены изменения в документацию об аукционе. При этом срок окончания подачи заявок установлен до 22.08.2019 08:30, то есть срок подачи заявок составляет 5 дней, что не противоречит выданному предписанию.
Согласно части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
Таким образом, учитывая изложенное Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушений в действиях заказчика в части установленного срока подачи заявок на участие в аукционе.
2. Согласно части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.
Положения пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе распространяются на проведение закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
В извещении об осуществлении закупки установлена дата и время окончания подачи заявок - 22.08.2019 08:30. Дата проведения аукциона - 23.08.2019.
Как следует из пояснений заказчика, указанные в документации о закупке работы, относятся к работам по содержанию автомобильных дорог, а не к работам по капитальному ремонту, поскольку в рассматриваемом случае требуется оснащение дорог автоматическими пунктами весогабаритного контроля (работающих в автоматическом режиме специальных технических средств имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи), установка которых не предполагает конструктивного изменения дорожного полотна, то есть автоматическая система весогабаритного контроля встраивается в уже имеющееся дорожное полотно без устройства отдельных пунктов контроля. Кроме того, представители заказчика указали, что проектная документация, размещенная в составе документации о закупке, не является обязательной и разработана по инициативе заказчика в целях детальной и глубокой проработки вопроса обеспечения безопасности дорожного движения и дорожных сооружений на автомобильных дорогах Челябинской области.
В свою очередь заявитель ни в составе жалобы, ни на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих факт отнесения необходимых к выполнению работ к капитальному ремонту, а, следовательно, необходимости проведения аукциона через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.
Таким образом, довод жалобы относительно установленного срока проведения аукциона не обоснован ввиду недоказанности.
3. В силу части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
При этом процедура заключения контракта, указанная в статье 83.2 Закона о контрактной системе, не предусматривает включение данной информации в проект контракта на стадии его заключения.
Вместе с тем, проект контракта, размещенный в составе документации об аукционе не содержит информацию об идентификационном коде закупки.
Таким образом, проект контракта не соответствует требованиям части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе.
4. В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) установлены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила).
Исходя из пункта 5 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в следующем порядке:
а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:
10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
1 процент начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).
Иной градации размера штрафа в зависимости от цены контракта Правила не устанавливают.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что нарушения в действиях заказчика в части, установленных в проекте контракта размера и порядка начисления штрафа не противоречат требованиям действующего законодательства о контрактной системе.
5. В нарушение части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе в документации о закупке, в проекте контракта отсутствует условие, согласно которому в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи
6 Согласно части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
В пункте 10.1 проекта контракта указано, что стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по контракту, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, делающих невозможным полное или частичное исполнение любой из сторон обязательств по контракту. Срок исполнения обязательств отодвигается соразмерно времени, в течение которого будут действовать такие обстоятельства.
При этом, законодательством о контрактной системе не определены права и обязанности заказчика и подрядчика в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, в связи с чем указанные обязательства сторон регламентируются гражданским законодательством.
7. В силу части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе предусмотрено, что приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Согласно пункту 2.6 проекта контракта оплата выполненных работ в текущем финансовом году осуществляется в соответствии с Графиком оплаты выполненных работ по устройству инженерно-технических систем обеспечения безопасности дорожного движения и дорожных сооружений на автомобильных дорогах Челябинской области (дооборудование автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области элементами обустройства - автоматической системой весогабаритного контроля) (Приложение 3) за фактически выполненные работы на основании справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и счета-фактуры/счета в течение 30 дней после их подписания, но не позднее срока завершения операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году, установленного бюджетным законодательством.
Таким образом, оплата выполненных работ производится на основании справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и счета-фактуры/счета.
Вместе с тем, исходя из пункта 6.6 проекта контракта, результаты приемки оформляются путем подписания заказчиком акта о приемки выполненных работ по форме КС-2.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, что проект контракта не соответствует положениям части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, поскольку оплата за выполненные работы осуществляется не на основании предусмотренного проектом контракта документа о приемки (акта о приемки выполненных работ).
Исходя из информации, представленной заявителем, заказчиком, уполномоченным органом, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Контракт" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству инженерно-технических систем обеспечения безопасности дорожного движения и дорожных сооружений на автомобильных дорогах Челябинской области (дооборудование автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области элементами обустройства - автоматической системой весогабаритного контроля) (извещение N 0369200036119000016) обоснованными в части отсутствия в проекте контракта идентификационного кода закупки, условия замены банковской гарантии, представленной в качестве обеспечения исполнения контракта на основании, предусмотренном частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе, а также в части установленного в проекте контракта срока оплаты выполненных работ на основании документов, не являющихся документом о приемки.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушение части 1 статьи 23, частей 13.1, 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, в том числе с учетом итогов рассмотрения жалобы ООО "Лаборатория цифрового зрения" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству инженерно-технических систем обеспечения безопасности дорожного движения и дорожных сооружений на автомобильных дорогах Челябинской области (дооборудование автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области элементами обустройства - автоматической системой весогабаритного контроля) (извещение N0369200036119000016).
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии "_"
Члены комиссии "_"
"_"
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 28 августа 2019 г. N 074/06/105-1682/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.09.2019