по результатам рассмотрения жалобы ООО "НГТИИ" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
28.08.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц Управления контроля размещения государственного заказа <................>,
членов комиссии:
заместителя начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа <................>,
ведущего консультанта правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа <................>,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа <................> (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ООО "Газпром межрегионгаз": <................> (доверенность от 07.06.2019 N 78 АБ 6982402),
ООО "НГТИИ": <................> (приказ о назначении генерального директора от 03.10.2018 N 249-10-2018), <................>(доверенность от 26.08.2019 б/н),
рассмотрев жалобу ООО "НГТИИ" от б/д б/н (вх. от 22.08.2019 N 148034-ЭП/19) на действия (бездействие) заказчика ООО "Газпром межрегионгаз" при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО "Газпром межрегионгаз" по строительству объектов газораспределения в Республике Коми (1 этап) по Программе газификации регионов Российской Федерации (извещение N 31908099878), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "НГТИИ" (далее - Заявитель) от б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ООО "Газпром межрегионгаз" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО "Газпром межрегионгаз" по строительству объектов газораспределения в Республике Коми (1 этап) по Программе газификации регионов Российской Федерации (извещение N 31908099878) (далее - Конкурентный отбор, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ООО "Газпром межрегионгаз" и Компаний Группы Газпром, утвержденным решением Совета директоров ОАО "Газпром" от 19.10.2018 N 3168 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке:
Извещение о проведении Конкурентного отбора, документация о проведении Конкурентного отбора (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 15.07.2019;
Дата окончания подачи заявок - 08.08.2019;
Дата подведения итогов закупки - не позднее 02.09.2019;
Начальная (максимальная) цена договора - 7 184 133 040 рублей.
На участие в закупке подано 3 заявки, допущено 2 заявки.
В целях полного и всестороннего рассмотрения Жалобы 27.08.2019 Комиссией ФАС России объявлен перерыв до 28.08.2019.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Процедура проведения способа закупки "открытый конкурентный отбор в электронной форме" установлена в разделе 14 "Конкурентный отбор" Положения о закупке, согласно которому способ "Конкурентный отбор" проводится по правилам, предусмотренным разделом 7, а также разделом 8 в случае, если конкурентный отбор проводится в электронной форме, с учётом особенностей, установленных разделом 14 Положения о закупке.
Из Жалобы следует, что Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:
Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурентном отборе;
Заказчиком неправомерно определен способ проведения закупки;
Заказчиком в Документации неправомерно установлено положение о праве Заказчика завершить процедуру закупки без заключения договора.
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и указал, что при проведении Конкурентного отбора Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип установлен пунктом 1.1.3 Положения о закупке.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам закупки.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 4.1.22 Информационной карты Документации установлено, что участник Конкурентного отбора должен быть членом саморегулируемой организации (далее - СРО) в области строительства объектов капитального строительства.
При этом подпунктом 2 пункта 4.1.22 Информационной карты Документации установлено, что совокупный размер обязательств участника открытого конкурентного отбора по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
Для подтверждения вышеуказанному требованию участникам Конкурентного отбора необходимо представить в составе заявки на участие в закупке действующую выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58.
Кроме того, согласно части 6 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) член СРО, не уплативший указанный в части 5 статьи 55.8 ГрК РФ дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не имеет права принимать участие в заключении новых договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Согласно протоколу от 15.08.2019 N 22-01-10/66-07 Заявителю (участник N 1) отказано в допуске к участию в Конкурентном отборе на основании пункта 7.8.1 Положения о закупке, пункта 2.10.7 Документации в связи с несоответствием подпункту 2 пункта 4.1.22 Информационной карты Документации.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявку Заявителя и сообщил, что согласно уровням ответственности, предусмотренным частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ, для заключения договора по результатам Конкурентного отбора участник закупки должен соответствовать 4 уровню ответственности (предельный размер обязательств по договорам строительного подряда не превышает 10 миллиардов рублей), при этом Заявителем в составе заявки представлена выписка СРО от 18.07.2019 N 0000000000000000000001433, согласно которой Заявитель обладает 3 уровнем ответственности, что соответствует стоимости работ не превышающей 3 миллиарда рублей, и, как следствие, не соответствует требованию пункта 4.1.22 Информационной карты Документации, поскольку Заявителем предложена цена заявки - 6 824 926 388 рублей.
В соответствии с подпунктом "b" пункта 2.10.7 Документации комиссия вправе отклонить заявку участие в конкурентном отборе в случае отсутствия документов, определенных Документацией, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об Участнике или о закупаемых товарах (работах, услугах).
Учитывая изложенное, действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя ввиду несоответствия такого участника требованиям Документации, не противоречат требованиям Закона о закупках, Положения о закупках и Документации.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Дополнительно Комиссия ФАС России сообщает, что в соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурентном отборе - 08.08.2019. При этом Жалоба поступила в ФАС России 22.08.2019, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Учитывая изложенное, доводы Заявителя на положения Документации, а именно доводы N 2 и N 3, не подлежат рассмотрению Комиссией ФАС России.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "НГТИИ" (ИНН: 7814605287, ОГРН: 1147847092216) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ООО "Газпром межрегионгаз" (ИНН: 5003021311, ОГРН: 1025000653930) при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО "Газпром межрегионгаз" по строительству объектов газораспределения в Республике Коми (1 этап) по Программе газификации регионов Российской Федерации (извещение N 31908099878) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущий заседание Комиссии ФАС России <................>
Члены Комиссии ФАС России <................>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 сентября 2019 г. N 223-ФЗ-871/19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.09.2019