Резолютивная часть решения объявлена "19" августа 2019 года.
В полном объеме решение изготовлено "26" августа 2019 года.
Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы - Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее - Апелляционная коллегия) в составе: председателя Апелляционной коллегии: "<...>" ; членов Апелляционной коллегии: "<...>" , "<...>" , в присутствии по доверенности: от ООО "Мосрегионлифт": "<...>" , "<...>" , "<...>" , от ОАО "Щербинский лифтостроительный завод": "<...>" "<...>" ., от ООО "Звезда": "<...>" , "<...>" , посредством видеоконференц-связи: от Иркутского УФАС России: "<...>" ,
рассмотрев на заседании Апелляционной коллегии жалобы ООО "Мосрегионлифт", ОАО "Щербинский лифтостроительный завод" (далее - ОАО "ЩЛЗ") на решение Иркутского УФАС России от 26.04.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 1-11-117/38-18 (уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России в порядке статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) поступили жалобы ООО "Мосрегионлифт", ОАО "ЩЛЗ" (далее - Заявители) на решение Иркутского УФАС России от 26.04.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 1-11-117/38-18 (далее также - решение).
Решением Иркутского УФАС России в действиях ООО "Мосрегионлифт", ООО "ЩЛЗ" и ООО "Звезда" установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, которое выразилось в заключении антиконкурентного соглашения, которое привело к поддержанию цены на торгах, проводимых Фондом капитальнго ремонта многоквартирных домов Иркутской области (извещения на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" NN SBR037-170095040000133, SBR037-170095040000134, SBR037-170095040000135, SBR037-170095040000136, SBR037-170095040000137, SBR037-170095040000138).
Заявители с вынесенным решением Иркутского УФАС России не согласны, считают, что решение Иркутского УФАС России от 26.04.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 1-11-117/38-18 нарушает единообразие практики применения антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства и просят его отменить.
Доводы Заявителей изложены в жалобах, в частности, Заявители полагают, что Иркутским УФАС России не доказано ни наличие самого антиконкурентного соглашения, ни наступление или возможность наступления последствий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а также причинно-следственная связь между таким соглашением и такими последствиями.
В ходе рассмотрения жалоб Апелляционной коллегией установлено следующее.
Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области (далее также - ФКР МКД Иркутской области, Фонд) 20.12.2017 на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" размещены извещения о проведении аукционов NN SBR037-170095040000133, SBR037-170095040000134, SBR037-170095040000135, SBR037-170095040000136, SBR037-170095040000137, SBR037-170095040000138 (далее также - торги) на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на замену лифтового оборудования, выполнению работ по замене лифтового оборудования, за исключением работ, предусмотренных подпунктом "е" пункта 8 Постановления Правительства N 615 от 01.07.2016, и при условии, что работы по замене лифтового оборудования не включают работы по ремонту лифтовых шахт.
Заявки на участие в торгах подали ООО "Звезда", ОАО "ЩЛЗ", ООО "Мосрегионлифт".
В соответствии с протоколами NN 01, 02, 03, 04, 05, 06 от 15.01.2018 рассмотрения заявок на участие в вышеуказанных электронных аукционах допущены все поименованные участники.
Торги состоялись 18.01.2018:
1. Аукцион N SBR037-170095040000133 начался в 04:00 по московскому времени. Начальная (максимальная) цена договора - 252985790,30 руб. ОАО "ЩЛЗ" в 04:00:52 сделало первое ценовое предложение в размере 251720861,35 (снижение составило 0,5%). Следующее предложение было сделано ООО "Звезда" в 04:01:43 с ценой 239071571,83 руб. (снижение составило 5,5%). Далее, в 04:14:32 (дополнительное время аукциона), свое ценовое предложение сделало ООО "Мосрегионлифт" с ценой 251720861,40 руб. (снижение составило 0,5%).
Таким образом, ценовое предложение ООО "Звезда", как наименьшее, стало лучшим, и ООО "Звезда" было признано победителем в этом аукционе.
2. Аукцион N SBR037-170095040000134 начался в 04:15 по московскому времени. Начальная (максимальная) цена договора - 199764051,12 руб. ОАО "ЩЛЗ" в 04:15:35 сделало первое ценовое предложение в размере 198765230,86 (снижение составило 0,5%). Следующее предложение было сделано ООО "Мосрегионлифт" в 04:16:33 с ценой 197766410,60 руб. (снижение составило 1%). На этом ход торгов завершается, ООО "Звезда", как допущенный к торгам участник, ценовых предложений не подает. Ни ОАО "ЩЛЗ", ни ООО "Мосрегионлифт" больше не торгуются. Победителем было признано ООО "Мосрегионлифт".
3. Аукцион N SBR037-170095040000135 начался в 04:30 по московскому времени. Начальная (максимальная) цена договора - 259832813 руб. Первое ценовое предложение в 04:30:54 в размере 258533648,93 поступило от ОАО "ЩЛЗ" (снижение цены составило 0,5%). Следующее предложение было сделано ООО "Звезда" в 04:35:07 с ценой - 257234484,86 руб. (снижение составило 1%). Затем ООО "Мосрегионлифт" в 04:44:15 подало ценовое предложение в размере 258533650 руб. Победителем аукциона признается ООО "Звезда".
4. Аукцион N SBR037-170095040000136 начался в 04:45 по московскому времени. Начальная (максимальная) цена договора - 246490924 руб. Первое ценовое предложение в 04:46:44 в размере 244026014,76 поступило от ООО "Мосрегионлифт" (снижение цены составило 1%). Следующее предложение было сделано ОАО "ЩЛЗ" в 04:47:19 с ценой - 242793560,14 руб. (снижение составило 1,5%). На этом ход торгов завершается, ООО "Звезда", как допущенный к торгам участник, ценовых предложений не подает. Ни ООО "Мосрегионлифт", ни ОАО "ЩЛЗ" больше не торгуются. Победителем аукциона было признано ОАО "ЩЛЗ".
5. Аукцион N SBR037-170095040000137 начался в 05:00 по московскому времени. Начальная (максимальная) цена договора - 21626047,4 руб. Первое ценовое предложение в 05:03:49 в размере 21409786,92 поступило от ООО "Мосрегионлифт" (снижение цены составило 1%). Следующее предложение сделано ОАО "ЩЛЗ" в 05:06:57 с ценой - 21301656,68 руб. (снижение составило 1,5%). На этом ход торгов завершается, ООО "Звезда", как допущенный к торгам участник, ценовых предложений не подает. Ни ООО "Мосрегионлифт", ни ОАО "ЩЛЗ" больше не торгуются. Победителем аукциона было признано ОАО "ЩЛЗ".
6. Аукцион N SBR037-170095040000138 начался в 05:15 по московскому времени. Начальная (максимальная) цена договора - 63069318,6 руб. Первое ценовое предложение в 05:19:51 в размере 62753972,01 поступило от ОАО "ЩЛЗ" (снижение цены составило 0,5%). Следующее предложение было сделано ООО "Звезда" в 05:24:44 с ценой - 62438625,42 руб. (снижение составило 1%). Затем ООО "Мосрегионлифт" в 05:35:24 подало предложение с ценой 6306931,6 руб.. Победителем было признано ООО "Звезда".
В Иркутское УФАС России 12.07.2018 поступило обращение ООО "Элевейтинг" (вх. N 9970/18), перенаправленное из ФАС России, о нарушении антимонопольного законодательства участниками торгов, а именно о наличии между ними антиконкурентного соглашения.
В соответствии с приказом Иркутского УФАС России N 211/18 от 02.08.2018 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Звезда", по результатам которой инспекцией Иркутского УФАС России составлен акт проверки N 46/18 от 21.09.2018.
В рамках указанной проверки Иркутским УФАС России, в частности были обнаружены заявление ООО "Звезда" на открытие счёта в АО КБ "Солидарность", анкета для заполнения клиентами - юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, при открытии счёта в АО КБ "Солидарность" (далее также - анкета).
В соответствии с пунктом 12 анкеты "Данные о предприятии" в графе "Сведения об основных контрагентах: плательщиках и получателях" ООО "Звезда" указало в качестве получателей: "АО Щербинский лифтовый завод, МЛМ-Усолье".
В результате анализа полученной информации, хода проведения торгов, в том числе тактики поведения участников торгов, Иркутское УФАС России пришло к выводу о наличии признаков антиконкурентного соглашения между ООО "Звезда", ООО "Мосрегионлифт" и ОАО "ЩЛЗ", а именно признаков нарушения пукнта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Приказом Иркутского УФАС России от 19.10.2018 N 349/18 в отношении ООО "Звезда", ОАО "ЩЛЗ", ООО "Мосрсгионлифт" было возбуждено дело по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившимся в заключении антиконкурентного соглашения, которое привело или могло привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
В рамках рассмотрения дела, с учетом пояснений лиц, участвующих в деле, Иркутское УФАС пришло, в том числе к следующим выводам:
1. Анализ тактики поведения ООО "Звезда", ООО "Мосрегионлифт", ОАО "ЩЛЗ" при совместном участии в аукционах, заказчиком которых являлся Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области, свидетельствует о том, что в ходе торгов указанные хозяйствующие субъекты создавали видимость состязательной борьбы.
2. С точки зрения географии расположения объектов, на которых требуется выполнение работ в рамках проводимых торгов по итогам проведенных 6 аукционов также наблюдается разделение аукционов на 2 части, которые условно можно обозначить как "юг" (г. Иркутск, г. Ангарск, г. Саянск - расстояние между населенными пунктами не превышает 300 км (по данным Интернет ресурса "Google Maps")) (победитель ООО "Звезда") и "север" (г. Братск, г. Усть-Илимск, г. Железногорск-Илимский, г. Усть-Кут расстояние между населенными пунктами не превышает 350 км (по данным Интернет ресурса "Google Maps")) (победители - ООО "Мосрегионлифт" и ОАО "ЩЛЗ"). При этом между собой указанные зоны разделены большим расстоянием (минимально от г. Саянска до г. Братска - 357 км (по данным Интернет ресурса "Google Maps")), а также существующей инфраструктурой железнодорожного транспорта и автодорог.
Кроме того, Иркутским УФАС России в рамках рассмотрения дела также было установлено, что ни один из победителей не выполнял заключенные договоры с ФКР МКД Иркутской области самостоятельно. Более того, ОАО "ЩЛЗ" после заключения договоров с Фондом на следующий день обратилось к организатору торгов за согласованием заключения субподрядного договора с ООО "Мосрегионлифт", который впоследствии был заключен и исполнен.
Решением Иркутского УФАС России в действиях ООО "Мосрегионлифт", ООО "ЩЛЗ" и ООО "Звезда" установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, которое выразилось в заключении антиконкурентного соглашения, которое привело к поддержанию цены на торгах, проводимых Фондом капитальнго ремонта многоквартирных домов Иркутской области (извещения на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" NN SBR037-170095040000133, SBR037-170095040000134, SBR037-170095040000135, SBR037-170095040000136, SBR037-170095040000137, SBR037-170095040000138).
По результатам рассмотрения жалоб ООО "Мосрегионлифт" и ОАО "ЩЛЗ" на решение Иркутского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства Апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 23 Закона о защите конкуренции коллегиальный орган пересматривает решения и (или) предписания территориальных органов ФАС России по делам о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если такие решения и (или) предписания нарушают единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещается заключение соглашений (картелей) между хозяйствующими субъектами-конкурентами, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно правовой позиции, приведенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 21.12.2010 N 9966/10 у антимонопольного органа отсутствует необходимость доказывания фактического исполнения участниками условий соглашения, поскольку нарушение в виде заключения антиконкурентного соглашения состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям. Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципа разумности и обоснованности.
Согласно "Обзору по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере", утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, факт заключения хозяйствующими субъектами антиконкурентного соглашения может быть доказан только с использованием совокупности доказательств, в том числе включая фактическое поведение хозяйствующих субъектов.
Кроме того, в соответствии с Разъяснениями N 3 Президиума ФАС России "Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах", утвержденными протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 N 3 (далее - Разъяснение Президиума ФАС России N3), факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств. В качестве доказательств могут использоваться документы и материалы, полученные с соблюдением требований к порядку и оформлению их получения.
Указанная позиция также находит отражение в судебной практике, например, в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 15.08.2017 NФ10-2426/2017 по делу NА64-4040/2016 суд указал, что при доказывании антиконкурентных соглашений необходимо оценивать всю "полноту сбора доказательств, их "весомость" как в отдельности, так и в совокупности".
По результатам анализа материалов дела N 1-11-117/38-18 установлена следующая совокупность выявленных Иркутским УФАС России косвенных доказательств заключения антиконкурентного соглашения между ООО "Звезда", ОАО "ЩЛЗ" и ООО "Мосрегионлифт":
заключение контрактов с минимальным снижением начальной максимальной цены контракта - от 0,5 до 5,5%;
пассивное поведение ООО "Мосрегионлифт" в основное время и подача ценового предложения в дополнительное время;
поочередная подача ценовых предложений с целью обеспечения поочередной победы в аукционах определенного участника;
электронное письмо ООО "Звезда" в адрес АО КБ "Солидарность" от 23.12.2017 об открытии счета в банке, где в анкете в качестве контрагента указано ОАО "ЩЛЗ";
договор субподряда на выполнение работ между ООО "Мосрегионлифт" и ОАО "ЩЛЗ".
По мнению Апелляционной коллегии, указанные доказательства свидетельствуют о заключении антиконкурентного соглашения между ООО "Мосрегионлифт" и ОАО "ЩЛЗ". Вместе с тем имеющейся в материалах дела информации и установленных Иркутским УФАС России в рамках рассмотрения дела фактов недостаточно для признания участником антиконкурентного соглашения также ООО "Звезда".
Так, Апелляционная коллегия приходит к выводу, что об участии ООО "Звезда" в антиконкурентном соглашении, исходя из установленных обстоятельств могли бы свидетельствовать в совокупности тактика поведения на торгах, а также наличие связей, как, например, договоров субподряда на выполнение работ по итогам проведения торгов с ООО "Мосрегионлифт" и (или) ОАО "ЩЛЗ". При этом следует отметить, что в рамках дела не установлено доказательств связи между ООО "Звезда" и ООО "Мосрегионлифт", а наличие в анкете для открытия счета в банке информации об "АО Щербинский лифтовый завод, МЛМ-Усолье", как о потенциальных контрагентах, не является достаточным и весомым фактом для установления наличия связи между ООО "Звезда" и ОАО "ЩЛЗ".
Таким образом, в рамках полного и всестороннего рассмотрения дела N 1-11-117/38-18 Иркутское УФАС России правомерно установило наличие антиконкурентного соглашения, при этом недостоверно определив его участников, а также результаты такого соглашения.
На основании изложенного, Апелляционная коллегия полагает, что имеющиеся в материалах дела информация и установленные факты свидетельствуют о наличии антиконкурентного соглашения между ООО "Мосрегионлифт" и ОАО "ЩЛЗ", которое привело к поддержанию цены на торгах, проводимых Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области (извещения на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" N SBR037-170095040000134, N SBR037-170095040000136, N SBR037-170095040000137).
Таким образом, Апелляционная коллегия приходит к выводу, что решение Иркутского УФАС России от 26.04.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 1-11-117/38-18 не соответствует требованиям Закона о защите конкуренции и нарушает единообразие практики применения антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.
Согласно части 11 статьи 23 Закона о защите конкуренции основанием для изменения или отмены решения территориального антимонопольного органа является нарушение единообразия в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.
Руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия
РЕШИЛА:
Изменить решение Иркутского УФАС России от 10.04.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 1-11-17/39-18, путем внесения в резолютивную часть указанного решения следующих изменений:
1) изложить пункт 1 в следующей редакции: "Признать ОАО "Щербинский лифтостроительный завод" (ИНН 5051000880), ООО "Мосрегионлифт" (ИНН 7705722209) нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" в части совершения действий, выразившихся в заключении антиконкурентного соглашения, которое привело к поддержанию цены на торгах, проводимых Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области (извещения на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" N SBR037-170095040000134, N SBR037-170095040000136, N SBR037-170095040000137).";
2) дополнить пунктом 1.1. следующего содержания: "Прекратить производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО "Звезда"".
Председатель Апелляционной коллегии:
Члены Апелляционной коллегии: |
________________
________________
________________
|
"<...>"
"<...>"
"<...>" |
Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с частью 1.1. статьи 52 Закона о защите конкуренции решение по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 августа 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.08.2019