Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ЧОО "Гамбит" (далее также - Заявитель) на действия АО "Мосинжпроект" (далее также - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации пропускного и внутриобъектового режимов и обеспечению круглосуточной охраны на строительных площадках объектов строительства: Северо-Восточный участок ТПК ст. "Нижняя Масловка" - ст. "Авиамоторная" (реестровый N 31907915551, далее - Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, мотивированная несогласием c выбором победителя по результатам Конкурса.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее также - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт).
В соответствии с протоколом подведения итогов проведения Конкурса
от 19.06.2019 N 193-0519-ОКЭФ-1 (далее - Итоговый протокол) победителем Конкурса определено ООО "ЧОО "Альфа-Гром" (далее также - Победитель) с итоговым рейтингом 78,77 баллов. Заявителю присвоено 55,05 баллов.
Заявитель в своей жалобе выражает несогласие с результатами подведения итогов Конкурса, поскольку считает что баллы, присвоенные Победителю по квалификации участника являются завышенными и искаженными.
Комиссия, рассмотрев представленные возражения Заказчика, а также оценив всю представленную информацию в ее совокупности и взаимной связи, установила следующее.
Согласно Итоговому протоколу по критерию "Опыт участника по успешной поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" Победителю было присвоено 18,76 баллов, в то время, как Обществу было присвоено 9,60 балла.
В своей жалобе Заявитель считает завышенным оценку заявки Победителя по данному критерию, указывая на то, что согласно информации из Единой информационной системы в сфере закупок данное лицо не обладает достаточным количеством опыта для получения присвоенного ему количества баллов.
В соответствии с приложением N 4 Конкурсной документации Критерии оценки заявок на участие в конкурсе и их величины значимости" в рамках критерия "Опыт участника по успешной поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" в рамках критерия "предложение участника об объемах (суммарный объем оказанных услуг, исчисляемый в рублях), исполненных участником контрактов (договоров) за последние 3 года, предшествующие дате начала подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта (договора) по вине участника закупки"
Под услугами сопоставимого характера и объема понимаются услуги охраны объектов и (или) имущества.
Сведения подтверждаются следующими документами:
- по исполненным государственным контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ - реестр исполненных контрактов, содержащий сведения (по каждому контракту) о реестровом номере закупки, наименовании государственного заказчика, номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта, дате исполнения контракта, копии актов сдачи-приемки оказанных услуг;
- по исполненным договорам, заключенным участником закупки в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ - копии указанных договоров и актов сдачи-приемки оказанных услуг, изготовленных на листах формата А4 и содержащих все страницы таких договоров и актов сдачи-приемки оказанных услуг по каждому договору, содержащих сведения о цене договора и стоимости оказанных услуг в рублях.
При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Изучив Заявку Победителя Комиссия установила, что в ней было отражено наличие опыта на общую сумму 2 180 325 696, 71 рублей. В качестве подтверждения указанного количества опыта были представлены копии исполненных договоров, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе и Законом о закупках, а также акты сдачи-приемки оказанных услуг.
Вместе с тем в ответ на вопрос председателя Комиссии, представитель Заказчика сообщил, что не все из представленных в составе заявки Победителя договоров размещены в Единой информационной системе в сфере закупок.
Также дополнив, что при рассмотрении заявки ООО "ЧОО "Альфа-Гром" Конкурсная комиссия заказчика руководствовалась информацией, представленной в составе самой заявки, а не информацией из открытых источников.
В свою очередь, Комиссия не может согласиться с действиями Конкурсной комиссии, поскольку такая оценка заявки Победителя не в полной мере соответствует самой цели установления требования об опыте участника в рамках договоров заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе и Законом о закупках.
Основной задачей установления таких требований является возможность администрирования факта заключения договора посредством ЕИС для последующего подтверждения наличия такого опыта.
В настоящем случае Конкурсная комиссия должна была оценить только опыт победителя и других участников, который можно было администрировать в Единой информационной системе в сфере закупок, обратное же ведет к потере самого смысла установления такого профильного требования.
В совокупности вышеизложенного, Комиссия считает что действия Конкурсной комиссии заказчика не отвечают требованиям части 1 и части 6 статьи 3 Закона о закупках, в связи с чем довод жалобы Заявителя признается обоснованным.
Также Заявитель в своей жалобе указывает на то, что достоверность оценки заявки Победителя по критерию "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у него транспортных средств, имеющих специальную раскраску и информационные надписи и знаки, согласованные с органами внутренних дел, и указывающие на принадлежность транспортных средств участнику закупки" вызывает сомнение, поскольку, по мнению Заявителя, в соответствии с расчетом присвоенных баллов Обществу и баллов, присвоенных Победителю, последним было представлена информация о наличии 1881 транспортных средств.
Так, в соответствии с Итоговым протоколом заявке Победителя по критерию "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у него транспортных средств, имеющих специальную раскраску и информационные надписи и знаки, согласованные с органами внутренних дел, и указывающие на принадлежность транспортных средств участнику закупки" присвоено максимальное значение - 12 баллов.
Согласно приложению N 4 к Конкурсной документации "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе и их величины значимости" в рамках критерия "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у него транспортных средств, имеющих специальную раскраску и информационные надписи и знаки, согласованные с органами внутренних дел, и указывающие на принадлежность транспортных средств участнику закупки" оценивается предложение участника закупки по обеспеченности транспортными средствами, имеющими специальную раскраску и информационные надписи и знаки, согласованные с органами внутренних дел, и указывающие на принадлежность транспортных средств участнику закупки.
Сведения подтверждаются копиями договоров купли-продажи, аренды (лизинга) транспортных средств с приложением актов приема-передачи транспортных средств участнику закупки или копиями паспортов транспортных средств, копиями заключений органов внутренних дел о согласовании специальной раскраски и информационных надписей и знаков на каждое транспортное средство.
Заявка участника с наибольшим количеством транспортных средств, имеющих специальную раскраску и информационные надписи и знаки, согласованные с органами внутренних дел, и указывающие на принадлежность транспортных средств участнику закупки оценивается большим количеством баллов.
Вместе с тем изучив заявку Заявителя, Комиссия установила, что ООО "ЧОО "Альфа-Гром" была представлена информация о 287 транспортных средствах, имеющих специальную раскраску и информационные надпись, принадлежащих ему на праве собственности или аренды.
Обществом в составе заявки была представлена информация о 169 транспортных средствах.
В свою очередь, согласно письменным пояснениям Заказчика из 169 представленных автомобильных средствах Заказчиком были учтены только 26, ввиду того, что на остальные транспортный средства отсутствовали заключения органов внутренних дел о согласовании специальной раскраски и информационных надписей и знаков на каждое транспортное средство.
Вместе с тем Комиссия не может согласиться с действиями Заказчика исходя из следующих обстоятельств.
Как следует из пункта 2 Правил согласования с органами внутренних дел специальной раскраски, информационных надписей и знаков на транспортных средствах частных охранных организаций, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 (далее - Правила согласования специальной раскраски транспортных средств), специальная раскраска, информационные надписи и знаки на транспортных средствах частных охранных организаций подлежат согласованию с органами внутренних дел.
Согласно пункту 4 вышеназванных правил по результатам рассмотрения представленных документов уполномоченным органом подготавливается заключение о согласовании схемы либо об отказе в согласовании схемы по форме, устанавливаемой Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил согласования специальной раскраски транспортных средств такое заключение направляется в адрес руководителя частной охранной организации и в территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по месту регистрации частной охранной организации.
Вместе с тем сведения об утверждении указанной формы Министерством внутренних дел отсутствуют
В то же время, учитывая положения пункта 5 Правил, согласования специальной раскраски транспортных средств, необходимо отметить, что названное заключение, направляемое руководителю охранной организации, относится к согласованию схемы раскраски, используемой частной охранной организацией на транспортном средстве, а не самого транспортного средства и носит информационный характер, подтверждающий соответствие такой схемы требованиям нормативных актов.
Вместе с тем исходя из буквального толкования указанного постановления Комиссия приходит к выводу, что прямо из его текста не следует, что в выдаваемом заключении должен указываться конкретный регистрационный номер автомобиля. Иного Заказчиком на заседании Комиссии доказано не было
При этом из материалов заявки усматривается, что Обществу было предоставлено соответствующее подтверждение о согласовании специальной раскраски автомобильных средств Общества. Следует также отметить, что в составе заявки Обществом было представлено письмо, адресованное органу внутренних дел для согласования специальной раскраски с указанием данных самих транспортных средств, на которых будет использована данная схема раскраски.
При таких обстоятельства Комиссия приходит к выводу, что у Заказчика отсутствовали основания для непринятия к оценке информации о всех транспортных средствах, представленных Обществом в составе заявки, и считает действия Заказчика исходящими из сугубо формального подхода к оценке заявки участника, свидетельствующие об отсутствии ориентированности Заказчика на достижение таких целей правового регулирования соответствующей сферы, таких как расширение круга участников конкурентных процедур, не учитывающие базовые принципы Закона о закупках, определенные в части 1 статьи 3 Закона о закупках.
В этой связи Комиссия считает довод жалобы обоснованным.
Следует также отметить, что Итоговый протокол не соответствует принципу информационной открытости, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках поскольку не содержит конкретизированного обоснования начисления того или иного количества баллов участникам, что не позволяет сделать однозначный вывод о причинах выбора победителя.
Применительно к составлению протоколов рассмотрения поданных участниками заявок, их оценки и сопоставления соблюдение указанного принципа означает необходимость обязательного доведения до сведения участников закупки всей информации, касающейся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в названной закупке, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников.
Кроме того, такая информация должна детально раскрывать причины начисления того или иного количества баллов поданным заявкам (если оценка и сопоставление таких заявок осуществляются на основании присвоения баллов), а также причины признания той или иной заявки победителем закупочной процедуры с тем, чтобы исключить возможность организаторов торгов в последующем субъективно трактовать причины такого отклонения, начисления и признания соответственно и предоставить участникам закупки возможность в случае несогласия с таким решением заказчика оспорить его в установленном законом порядке.
Указанный правовой подход наиболее полно отвечает целям обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках), а также законодательно закрепленным принципам равенства участников гражданских правоотношений (п.1 ст. 1 ГК РФ) и презумпции добросовестности участников таких правоотношений (ч.5 ст.10 ГК РФ).
Таким образом, вне зависимости от того, какие именно сведения подлежат указанию в итоговом протоколе по проведению закупочной процедуры в соответствии с Положением о закупках и Конкурсной документацией в упомянутом протоколе отражению подлежали абсолютно все сведения, касающиеся непосредственного определения Заказчиком победителя закупочной процедуры, в том числе конкретные основания начисления баллов участникам процедуры.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЧОО "Гамбит" (ОГРН: 1077761878700, ИНН: 7743664999) на действия АО "Мосинжпроект" (ОГРН: 1107746614436, ИНН: 7701885820) при проведении Конкурса обоснованной.
Установить в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 077/07/00-4578/2019 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
15.07.2019 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 15.07.2019 N 077/07/00-4578/2019,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
АО "Мосинжпроект" (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации пропускного и внутриобъектового режимов и обеспечению круглосуточной охраны на строительных площадках объектов строительства: Северо-Восточный участок ТПК ст. "Нижняя Масловка" - ст. "Авиамоторная" (реестровый N 31907915551, далее - Конкурс), а именно:
Заказчику отменить протокол подведения итогов проведения Конкурса от 19.06.2019 N 193-0519-ОКЭФ-1.
Заказчику разместить информацию об отмене вышеуказанного протокола на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система; Официальный сайт)
в сети Интернет.
Заказчику разместить на Официальном сайте информацию о новой дате оценки заявок на участие в Конкурсе, подведения итогов Конкурса.
Заказчику провести оценку поступивших заявок с учетом решения Комиссии Московского УФАС России от 15.07.2019 N 077/07/00-4578/2019.
Оператору электронной торговой площадки - АО "ЕЭТП", обеспечить возможность исполнения настоящего предписания Заказчиком.
Заказчику завершить процедуру Конкурса в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 13.09.2019.
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 20.09.2019 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 июля 2019 г. N 077/07/00-4578/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.08.2019