Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе: <_>
в присутствии представителей:
ООО "Профилактика" - уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в заседании комиссии не обеспечило;
ОАО "РЖД" - <_>
рассмотрев жалобу ООО "Профилактика" на действия ОАО "РЖД", материалы дела N 027/01/18.1-544/2019,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Профилактика" на действия ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 4277/ОАЭ-ДЖВ/19 на право заключения договора оказания услуг по профилактической дезинсекции, дератизации (вокзалы Хабаровск-1, Комсомольск,Бикин, Вяземский, Ванино, Новый Ургал) (извещение N 31908114863).
Из жалобы общества следует, что в закупочной документации не установлено требование о наличии лицензии на оказание медицинской деятельности по "дезинфектологии", что противоречит требованиям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закона N 223-ФЗ).
ОАО "РЖД" в представленном отзыве и его представители в заседании комиссии доводы жалобы отклонили, пояснив, что установленные закупочной документацией требования установлены в соответствии с нормами действующего законодательства, обоснованы целями и принципами правового регулирования Закона N 223-ФЗ. По мнению представителей ОАО "РЖД", основание для обращения ООО "Профилактика" в антимонопольный орган не входит в перечень случаев, когда участник вправе обжаловать действия заказчика в антимонопольный орган, установленный частью 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, соответственно у антимонопольного органа отсутствуют правовые основания рассматривать жалобу ООО "Профилактика".
Поскольку доводы жалобы подпадают под основания, указанные в части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Заслушав представителей ОАО "РЖД", участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закон N 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Частью 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.
Из части 10 статьи 4 Закона N 223-Ф следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам такой закупки.
19.07.2019 ОАО "РЖД" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 31908114863 о проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 4277/ОАЭ-ДЖВ/19 на право заключения договора оказания услуг по профилактической дезинсекции, дератизации (вокзалы Хабаровск-1, Комсомольск, Бикин, Вяземский, Ванино, Новый Ургал) и закупочная документация.
Заказчик ОАО "РЖД".
Дата начала срока подачи заявок - 19.07.2019.
Дата и время окончания подачи заявок - 31.07.2019 в 02:00 (по местному времени заказчика). Дата рассмотрения первых частей заявок - 01.08.2019. Дата начала срока подачи ценовых предложений - 06.08.2019.
Рассмотрение вторых частей заявок - 15.08.2019. Дата подведения итогов - 15.08.2019.
Начальная (максимальная) цена договора: 789 776,36 рублей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с Законом о лицензировании, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 Закона о лицензировании и регулирующим отношения в соответствующих сферах деятельности.
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании медицинская деятельность подлежит лицензированию. Лицензирование деятельности, связанной с проведением дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ, названным федеральным законом не предусмотрено.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение N 291), медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) её компонентов в медицинских целях.
Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
При этом требований к организации и выполнению работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность в целях лицензирования по дезинфектологии, Министерством здравоохранения Российской Федерации не установлено.
Согласно приложению к Положению N 291 в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включена дезинфектология.
Кроме того, в пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь определена, как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Медицинской услугой является медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4 статьи 2 названного Закона). В свою очередь под медицинским вмешательством понимаются выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а так же искусственное прерывание беременности (пункт 5 статьи 2 названного Закона).
Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Из определений понятий "медицинская деятельность" и "санитарнопротивоэпидемические (профилактических) мероприятия" не следует, что указанные мероприятия могут проводиться только в рамках медицинской деятельности.
В случае если, предметом закупки является выполнение работ или оказание услуг, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положения законодательства Российской Федерации, заказчик устанавливает требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
Вместе с тем, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательное наличие у лица, выполняющего работы, услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не праве требовать наличие такого документа у участника закупки.
При этом у хозяйствующего субъекта отсутствует необходимость получение лицензии ввиду работ (услуг) в целях оказания услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации, которые не предусматривают осуществление мероприятий в рамках оказания медицинской помощи и не являются медицинской услугой.
Следовательно, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует.
Вместе с тем, установление приведенных требований к участнику закупки ограничивают количество потенциальных участников закупки.
То обстоятельство, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов, не свидетельствует о допустимости злоупотребления правом со стороны заказчика.
Вместе с тем, действия заказчика, не установившего указанное требование в закупочной документации, не нарушают требования Закона N 223-ФЗ. Таким образом, довод жалобы, не обоснован.
Случаи обжалования участником закупки действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг установлены частью 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссий или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Предусмотренный положениями данной статьи порядок рассмотрения жалоб направлен на оперативное устранение нарушения порядка проведения закупочных процедур, защиту нарушенных прав участников закупок.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции соответствующие действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Обжалование действий (бездействия) по правилам данной статьи допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 4).
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие). Если в ходе рассмотрения жалобы установлены иные нарушения в действиях (бездействии) комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По смыслу статьи 18.1 Закона о защите конкуренции оценка обоснованности жалобы осуществляется комиссией антимонопольного органа в ходе ее рассмотрения, а не на стадии принятия к производству должностным лицом. При соответствии жалобы предъявляемым к ней требованиям, антимонопольный орган обязан принять и рассмотреть такую жалобу по существу.
В том случае, если действия заказчика обжалуются за пределами установленных оснований, такая жалоба подлежит рассмотрению антимонопольным органом по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции на предмет соблюдения установленных статьей 17 этого закона запретов.
По своему содержанию жалоба общества соответствует части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Срок обжалования обществом не пропущен. В связи с этим у Хабаровского УФАС России отсутствовали основания, установленные частью 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, для возвращения жалобы.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Профилактика" на действия ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 4277/ОАЭ-ДЖВ/19 на право заключения договора оказания услуг по профилактической дезинсекции, дератизации (вокзалы Хабаровск-1, Комсомольск,Бикин, Вяземский, Ванино, Новый Ургал) (извещение N 31908114863), необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 8 августа 2019 г. N 027/01/18.1-544/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.08.2019