по результатам рассмотрения жалобы АО "НИИ "Полюс" им. М.Ф. Стельмаха" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
26.07.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
"..."
рассмотрев жалобу АО "НИИ "Полюс" им. М.Ф. Стельмаха" от 12.07.2019 N 5066 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки и выполнения монтажных и пусконаладочных работ компрессорного оборудования (извещение N 31907823184), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба АО "НИИ "Полюс" им. М.Ф. Стельмаха" (далее - Заявитель) от 12.07.2019 N 5066 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки и выполнения монтажных и пусконаладочных работ компрессорного оборудования (извещение N 31907823184) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" (далее - Положение о закупке).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Аукциона, документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 26.04.2019;
Начальная (максимальная) цена договора - 288 915 528 рублей;
Дата окончания подачи заявок - 17.06.2019;
Дата проведения Аукциона - 04.07.2019;
Дата подведения итогов - 04.07.2019;
На участие в Аукционе подано 4 заявки, из которых 3 заявки признаны соответствующими требованиям Документации.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 3.6.5.4 Документации установлено, что в случае если заявка участника на участие в Аукционе не соответствует форме, установленной извещением, не содержит документов, иной информации согласно требованиям Извещения, такая заявка участника Аукциона отклоняется.
Пунктом 3.14.1 Документации установлено, что в техническом предложении участника, представляемое в составе заявки, должно соответствовать требованиям аукционной документации, технического задания, являющегося приложением N 1.1 к аукционной документации, и должно предоставляться по Форме технического предложения участника, представленной в приложении N 1.3 аукционной документации.
В соответствии с пунктом 3.14.4 Документации, техническое предложение должно содержать все показатели и характеристики товаров, работ, услуг, условия исполнения договора, указанные в техническом задании аукционной документации. Участником должны быть указаны марки, модели, наименования предлагаемых товаров, работ, услуг. Характеристики товаров, работ, услуг должны быть изложены таким образом, чтобы при рассмотрении заявок не допускалось их неоднозначное толкование, числовые показатели при описании характеристик товаров, работ, услуг должны быть указаны в абсолютных величинах.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 05.07.2019 N 2504/ОАЭ-РЖДС/19/1 (далее - Протокол) Заявителю отказано в допуске на участие в Аукционе "на основании пункта 3.6.5.4 аукционной документации, а именно: в техническом предложении указаны технические и функциональные характеристики предлагаемого к поставке товара, допускающие неоднозначное их толкование, а именно по позиции NN 16-18 указаны не конкретные характеристики предлагаемого товара, например: давление абсолютное, кгс-см2: - после первой ступени (избыточное) - 1,8-2,3.
Требования к закупаемым товарам установлены в Техническом задании, являющегося приложением N 1.1 к Документации (далее - Техническое задание).
В Техническом задании установлено следующее:
"Компрессор (позиции NN 16-18):
Давление абсолютное, кгс/см2, не более: - после первой ступени (избыточное) - 1,8-2,3".
На заседании комиссии ФАС России представитель Заказчика предоставил заявку Заявителя, документы и пояснил, что Заявителем в техническом предложении по позиции NN 16-18 указано "давление абсолютное, кгс-см2: - после первой ступени (избыточное) - 1,8-2,3", указанные неточности в определении технических характеристик не позволили экспертной группе определить конкретные характеристики предлагаемых к поставке товаров.
Вместе с тем, представитель Заявителя предоставил письмо АО ПО "Компрессорные Машины" от 11.07.2019 N 359, в котором указано, что значение избыточного давления первой ступени в абсолютном значении составляет от 1,8 до 2,3 кгс/см2. Конкретное значение внутри данного диапазона определяется высотой установки оборудования над уровнем моря, а также текущими погодными условиями в месте установки. При этом, производитель гарантирует, что при любой высоте установки оборудования и при любых погодных условиях выход за крайние значения давления исключен технологией производства.
Кроме того, представитель Заявителя сообщил, что характеристика "давление первой ступени" не может быть указано конкретной величиной, в связи с чем, в заявке указано диапазонное значения данной характеристики.
Комиссия ФАС России, изучив требования Документации, а также заявку Заявителя на участие в Аукционе, приходит к выводу о том, что техническое предложение Заявителя соответствует требованиям Документации.
Таким образом, действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя ограничивает количество участников закупки и нарушает часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленного нарушения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу АО "НИИ "Полюс" им. М.Ф. Стельмаха" (ИНН: 7728816598; ОГРН: 1127746646510) от 12.07.2019 N 5066 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки и выполнения монтажных и пусконаладочных работ компрессорного оборудования (извещение N 31907823184) обоснованной.
Признать ОАО "РЖД" нарушившим часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать ОАО "РЖД" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 26.07.2019 N 223-ФЗ-796/19.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 26.07.2019 N 223-ФЗ-796/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 июля 2019 г. N 223-ФЗ-796/19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 31.07.2019