Резолютивная часть решения оглашена "18" июля 2019 г.
Решение в полном объеме изготовлено "23" июля 2019 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
"<_>" - |
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
"<_>" - |
начальника отдела контроля в сфере закупок,
|
|
"<_>" - |
главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
|
при участии:
- "<_>" - представителя заказчика,
рассмотрев дело N 042/06/33-1145/2019, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования "Детская музыкальная школа N 10" законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0139300019719000200 "Проведение ремонтно-реставрационных работ фасада объекта культурного наследия регионального значения "Детская музыкальная школа", расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Прокопьевск, ул. Калинина,1.", и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с п.п "б" п.2 ч.3 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
11.07.2019 г., 12.07.2019 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили жалобы ООО "А.Эксперт" (вх. 3634э от 11.07.2019), ООО "Стикс" (вх.3637э от 11.07.2019), ООО "Строй-Гарант" (вх.3663э от 12.07.2019) на действия заказчика - Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская музыкальная школа N 10" при проведении электронного аукциона N 0139300019719000200 "Проведение ремонтно-реставрационных работ фасада объекта культурного наследия регионального значения "Детская музыкальная школа".
По мнению заявителей, аукционная документация не соответствует закону о контрактной системе.
В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
03.07.2019 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ уполномоченным органом - Администрацией города Прокопьевска размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0139300019719000200 "Проведение ремонтно-реставрационных работ фасада объекта культурного наследия регионального значения "Детская музыкальная школа" и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 43 305 767,63 рубля.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 ФЗ N44-ФЗ документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что Объектом закупки является: "Проведение ремонтно-реставрационных работ фасада объекта культурного наследия регионального значения "Детская музыкальная школа", расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Прокопьевск, ул. Калинина,1.".
Согласно Федеральному закону "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 г N73-ФЗ, Свода реставрационных правил СРП-2007.1:
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры): Объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникающие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (статья 3 Закона 73-ФЗ).
Ремонтно-реставрационные работы: работы, направленные на сохранение объекта культурного наследия, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор (статья 40 Закона 73-ФЗ).
В составе аукционной документации приложена научно - проектная документация "Проект реставрации фасада".
Таким образом в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований ФЗ N44-ФЗ.
Довод заявителя ООО "Строй-Гарант" о том, что от участника достаточно лишь согласие на выполнение работ, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным, поскольку в перечне работ, указанных в пункте 8 части 1 статьи 33 ФЗ N44-ФЗ отсутствуют такие виды работ как "проведению работ по сохранению объектов культурного наследия".
Объектом закупки является: "Проведение ремонтно-реставрационных работ фасада объекта культурного наследия регионального значения "Детская музыкальная школа", расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Прокопьевск, ул. Калинина,1.".
Следовательно, данная норма Закона не может быть применен к данному объекту закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 ФЗ N44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 3 письма ФАС от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
В нарушение вышеуказанных требований, заказчик установил в техническом задании характеристики, которые определяются путем проведения испытаний, тем самым нарушил требования пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ N44-ФЗ.
Согласно п.2 ч.2 ст.31 ФЗ-44 Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 31 ФЗ-44 Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в т.ч. к опыту работ, связанного с предметом контракта.
В соответствии с п.14 "Требования, предъявляемые к участникам аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона" аукционной документации, заказчиком к участникам закупки установлены следующие дополнительные требования:
Дополнительные требования к участникам аукциона и документы, подтверждающие соответствие участников аукциона дополнительным требованиям (в соответствии с п. 2, 3 ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019), Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (ред. от 15.06.2019)):
1) наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Заказчиком установлены в аукционной документации дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 Приложения 1 Постановления Правительства от 04.02.2015 г N99 при выполнении следующих видов работ: "Выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда".
При данных видах работ участник закупки должен соответствовать следующим дополнительным требованиям: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Таким образом, заказчиком соблюдены требования ФЗ-44.
В соответствии с п.14 "Требования, предъявляемые к участникам аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона" аукционной документации, заказчиком к участникам закупки установлены следующие дополнительные требования:
наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в аукционе, или копия договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее 2 лет, зарегистрированного в установленном порядке, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества, используемый в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в аукционе, или иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки недвижимого имущества на ином законном основании;
- перечень находящегося в собственности, аренде (лизинге) или на ином законном основании технологического и иного оборудования, необходимого для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, с указанием его производственных мощностей в сутки, сформированный в зависимости от вида работ;
- копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, в том числе на технологическое оборудование, необходимое для производства закупаемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом аукциона (при наличии указанных объектов в собственности), или копии договоров аренды (лизинга), копии договоров безвозмездного пользования, копии договоров субаренды с приложением актов, подтверждающих факт передачи такого оборудования участнику закупки, а также копии иных документов, подтверждающих факт наличия оборудования у участника закупки на ином законном основании.
Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что Заказчиком установлены в аукционной документации дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 Приложения 1 Постановления Правительства от 04.02.2015 г N99:
"1. Установить, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N1 к настоящему постановлению".
Следовательно, установленные в аукционной документации дополнительные требования к участникам закупки применяются как при конкурсах, так и при аукционах.
Таким образом, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований ФЗ-44.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строй-Гарант" на действия заказчика - Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская музыкальная школа N 10" при проведении электронного аукциона N 0139300019719000200 "Проведение ремонтно-реставрационных работ фасада объекта культурного наследия регионального значения "Детская музыкальная школа", расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Прокопьевск, ул. Калинина,1." необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Стикс" на действия заказчика - Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская музыкальная школа N 10" при проведении электронного аукциона N 0139300019719000200 "Проведение ремонтно-реставрационных работ фасада объекта культурного наследия регионального значения "Детская музыкальная школа", расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Прокопьевск, ул. Калинина,1." необоснованной.
3. Признать жалобу ООО "А.Эксперт" на действия заказчика - Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская музыкальная школа N 10" при проведении электронного аукциона N 0139300019719000200 "Проведение ремонтно-реставрационных работ фасада объекта культурного наследия регионального значения "Детская музыкальная школа", расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Прокопьевск, ул. Калинина,1." частично необоснованной.
4. Признать заказчика - Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская музыкальная школа N 10" нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ N44-ФЗ.
3. Предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку данная закупка отменена.
4. Передать материалы дела N 042/06/33-1145/2019 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: "<_>"
Члены комиссии: "<_>"
"<_>"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 18 июля 2019 г. N 042/06/33-1145/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.07.2019