Резолютивная часть решения оглашена 17 июля 2019 года.
В полном объеме решение изготовлено 26 июля 2019 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее по тексту - комиссия) в составе: <_>,
в отсутствие заявителя - физического лица;
в отсутствие лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ООО "Регион Медиа Групп", ООО ПЦТ "Сакнур";
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, ООО "Александровский Сад", в лице представителя по доверенности от 10.04.2019 г. <_>;
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, ООО "Фабрика рекламы "Грейхаунд", в лице представителя по доверенности от 01.03.2019 г. <_>,
рассмотрев дело N 043/05/24-05/2019, возбужденное по признакам нарушения ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ (ред. от 30.10.2018) "О рекламе" (далее по тексту - Федеральный закон "О рекламе") по факту размещения информации: "Сак Нур: создан, чтобы исцелять. Лечение онкологии в Казани. Лучевая терапия на уровне мировых стандартов. Тел. <_> г. Казань, Сибирский тракт, 29, <_>", на рекламном щите по адресу: г. Киров, пр-т Строителей <_>,
УСТАНОВИЛА:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступило заявление физического лица о нарушении рекламного законодательства при размещении рекламы следующего содержания: "Сак Нур: создан, чтобы исцелять. Лечение онкологии в Казани. Лучевая терапия на уровне мировых стандартов. Тел. <_> г. Казань, Сибирский тракт, 29, <_>, на рекламном щите по адресу: г. Киров, пр-т Строителей .
Определением от 05 марта 2019 года в отношении ООО "Фабрика рекламы Грейхаунд" Кировским УФАС России было возбуждено дело N 043/05/24-05/2019 по признакам нарушения ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе", рассмотрение назначено на 27 марта 2019 г.
Согласно письменным пояснениям, представленными ООО "Грейхаунд", рекламная конструкция, расположенная по адресу: г. Киров, пр-т Строителей, <_> передана в аренду контрагенту ООО "Александровский Сад" в соответствии с договором N <_> аренды рекламной конструкции от 01.10.2018 г., ООО "Фабрика рекламы Грейхаунд" вину не признает.
Определением от 27 марта 2019 года срок рассмотрения дела N 043/05/24-05/2019 был продлен до 05 июня 2019 г., рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью привлечения для участия в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, общества с ограниченной ответственностью "Александровский Сад".
Согласно письменным пояснениям, представленными ООО "Александровский Сад", Общество получило от ООО "Регион Медиа Групп" готовый баннер "Клиника "Сак Нур" с предложением разместить его на конструкции, расположенной по адресу: г. Киров, пр-т Строителей, <_> полученной в аренду.
Определением от 18 апреля 2019 г. рассмотрение дела было отложено в связи с необходимостью привлечения для участия в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, общества с ограниченной ответственностью "Регион Медиа Групп".
Согласно письменным пояснениям, представленными ООО "Регион Медиа Групп", в октябре 2018 г. к ним обратился заказчик ООО ПЦТ "Сакнур" за размещением рекламно-информационных материалов (далее по тексту - РИМ) на рекламных конструкциях в г. Кирове с 01.11.2018 г по 30.11.2018 г., не являясь собственниками рекламных конструкций, ООО "Регион Медиа Групп" обратилось к ООО "Александровский Сад" для размещения РИМ, о чем свидетельствует договор N <_> от 24.10.2018 г., заключенный ООО "Регион Медиа Групп" с ООО ПЦТ "Сакнур".
Определением от 21 мая 2019 г. рассмотрение дела было отложено в связи с необходимостью привлечения для участия в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, общества с ограниченной ответственностью приволжского центра томотерапии "Сакнур".
Определением от 20 июня 2019 г. рассмотрение дела было отложено в связи с необходимостью получения дополнительных материалов и сведений, необходимых для рассмотрения дела по существу.
Заседание комиссии, назначенное на 17 июля 2019 года, состоялось:
в отсутствие заявителя - физического лица;
в отсутствие лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ООО "Регион Медиа Групп", ООО ПЦТ "Сакнур";
Ответчик - ООО "Александровский Сад" уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела N 043/05/24-05/2019 обеспечил явку представителя по доверенности от 10.04.2019 г. - <_>, который поддержал письменную позицию;
Ответчик - ООО "Фабрика рекламы "Грейхаунд" уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела N 043/05/24-05/2019, запрошенные Кировским УФАС России, документы представил, обеспечил явку представителя по доверенности от 01.03.2019 г. <_>.
Комиссия Кировского УФАС России, рассмотрев материалы дела, изучив письменные пояснения и заслушав позиции лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.
Реклама в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием средств, адресованная неопределенному кругу и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар - продукт деятельности, предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация следующего содержания: "Сак Нур: создан, чтобы исцелять. Лечение онкологии в Казани. Лучевая терапия на уровне мировых стандартов. Тел. <_> Казань, Сибирский тракт, 29, <_>, размещенная на рекламном щите, расположенном по адресу: г. Киров, пр-т Строителей, <_> соответствует всем критериям рекламы, перечисленным в статье 3 Федерального закона "О рекламе": распространена посредством наружной рекламы, адресована проезжающим мимо водителям автотранспорта, пассажирам и пешеходам, способствует формированию интереса к рекламируемым услугам (оказание медицинских услуг с акцентом внимания на мировые стандарты) и продвижению услуг на рынке, то есть содержит все необходимые юридические признаки рекламы.
Следовательно, информация: "Сак Нур: создан, чтобы исцелять. Лечение онкологии в Казани. Лучевая терапия на уровне мировых стандартов. Тел. <_> г. Казань, Сибирский тракт, 29, <_> является рекламой.
Статья 1 Федерального закона "О рекламе" устанавливает реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Согласно информации, представленной Министерством здравоохранения Республики Татарстан письмом от <_> г. N <_> (вх. N <_> от <_>), ООО ПЦТ "Сакнур" в соответствии с действующей лицензией <_> от 23 октября 2018 г., имеет право осуществлять медицинскую деятельность по адресу, указанному в рассматриваемом рекламном модуле: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Сибирский тракт, <_>, в том числе при оказании высокотехнологичной медицинской помощи в условиях дневного стационара по онкологии.
В п. 10 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323 - ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н (с изм. от 12.07.2018) "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.11.2017 N 48808).
Содержащаяся в спорной рекламе информация об оказании услуги по лечению онкологии относится к медицинской услуге (класс 027 в разделе В), включенной в данный перечень услуг.
Следовательно, информация: "Сак Нур: создан, чтобы исцелять. Лечение онкологии в Казани. Лучевая терапия на уровне мировых стандартов. Тел. <_> г. Казань, Сибирский тракт, <_> является рекламой медицинских услуг.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В силу требований, установленных части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", реклама лекарственных препаратов, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Анализируемая информация является рекламой медицинских услуг, однако необходимое предупреждение в спорной рекламе отсутствует.
С учетом вышеизложенного реклама медицинских услуг, размещенная на рекламной металлоконструкции, расположенной по адресу: г. Киров, пр-т Строителей, 17, следующего содержания: "Сак Нур: создан, чтобы исцелять. Лечение онкологии в Казани. Лучевая терапия на уровне мировых стандартов. <_> г. Казань, Сибирский тракт, <_>, не соответствует требованиям ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе", так как не содержит предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо) и рекламораспространитель (лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств).
Согласно договору аренды рекламной конструкции от 01.10.2018 г. N 15-18 ООО "Фабрика рекламы Грейхаунд" передало во временное пользование ООО "Александровский сад" рекламный объект, расположенный по адресу: г. Киров, пр-т Строителей, <_> на период с 01.11.2018 г. по 30.112018г.
Согласно приложению N 1 к договору N 12-16 от 05.10.2016 г., ООО "Александровский сад" оказывает услуги по размещению РИМ ООО "Регион Медиа Групп" в период с 01.11.2018 г. по 30.11.2018 г.
Согласно договору N 373 от 24.10.2018 г. ООО "Регион Медиа Групп" предоставляет ООО ПЦТ "Сакнур" в аренду рекламную поверхность, расположенную по адресу: Киров, пр-т Строителей, 17 с момента подписания договора до 31 декабря 2018 г.
Исполнение данных договоров подтверждается копиями актов: N 594 от 30.11.2018 г., N 996 от 30.11.2018 г., N 157 от 30.11.2018 г; счетов: N 597 от 01.11.2018 г., N 699 от 24.10.2018 г., N 142 от 01.11.2018 г.; платежных поручений: N 136 от 21.06.2019 г., N 58 от 10.07.2019 г. и актом сверки взаимных расчетов за период 01.01.2018 г.-17.05.2019 г. кассового чека от 13.02.19 и копией квитанции к приходному кассовому ордеру N 67 от 13.02.2019 г., актом N НГ00-000068 от 08 февраля 2019 г. об оказании услуг и счетом N НГ00-000031 от 30.01.2019.
Исследовав указанные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу, что рекламодателем вышеуказанной информации является ООО ПЦТ "Сакнур", поскольку является лицом определившим содержание рекламы, которое занимается деятельностью по оказанию медицинских услуг.
Рекламораспространителями являются ООО "Александровский сад" и ООО "Фабрика рекламы Грейхаунд", поскольку ООО "Фабрика рекламы Грейхаунд", как собственник, осуществляет владение и пользование владеет рекламной конструкцией, расположенной по адресу: г. Киров, пр-т Строителей, 17, в том числе в феврале 2019 года (акт фиксации от 15.02.2019 г.); в период с 01.11.2018 г. по 30.11.2018 г. ООО "Александровский сад" являлся ее арендатором и использовал данную рекламную конструкцию.
Комиссией Кировского УФАС России принято решение в отношении ООО "Регион Медиа Групп" производство по делу прекратить, в связи с не подтверждением в его действиях факта нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Порядок выдачи антимонопольным органом предписаний о прекращении нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлен Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508 (далее - Правила).
Согласно пункту 47 Правил, при добровольном устранении лицом (лицами) совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в случае его нецелесообразности.
Учитывая тот факт, что на момент принятия решения нарушение рекламного законодательства прекращено, комиссия решила предписание об устранении нарушения рекламного законодательства ООО "Александровский сад", ООО "Фабрика рекламы Грейхаунд" и ООО ПЦТ "Сакнур" не выдавать.
В соответствии с ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ, нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Комиссия считает необходимым передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Александровский сад", ООО "Фабрика рекламы Грейхаунд" и ООО ПЦТ "Сакнур" и их должностных лиц.
Руководствуясь статьями 1, 3, 24 и 38 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, Комиссия Кировского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "Сак Нур: создан, чтобы исцелять. Лечение онкологии в Казани. Лучевая терапия на уровне мировых стандартов. Тел. <_> г. Казань, Сибирский тракт, <_>, размещенную на металлоконструкции, расположенной по адресу: Киров, пр-т Строителей, <_>, так как она противоречит требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе".
2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО "Александровский сад" (<_>), ООО "Фабрика рекламы Грейхаунд" (<_>) и ООО ПЦТ "Сакнур" (<_>) не выдавать.
3. В отношении ООО "Регион Медиа Групп" (<_>) производство по делу прекратить.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Кировского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Александровский сад" (<_>) и его должностного лица.
5. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Кировского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО ПЦТ "Сакнур" (<_>) и его должностного лица.
6. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Кировского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Фабрика рекламы Грейхаунд" (<_>) и его должностного лица.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 17 июля 2019 г. N 043/05/24-05/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.07.2019