Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
Хаснуллин Н.А., заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
Белова А.Н., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;
Эдилян Б.Х., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
при участии представителей:
МАОУ "Дуплекс" г. Перми - <_> (по доверенности),
рассмотрев жалобу ИП Баклановой Л.А. <_> (вх. N 007600) (далее - заявитель) на действия МАОУ "Предметно-языковая школа "Дуплекс" г. Перми (ИНН: 5903005753); Закупочной комиссии МАОУ "Предметно-языковая школа "Дуплекс" г. Перми (далее - заказчик, закупочная комиссия) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить договор на оказание услуг по уборке помещений и услуг гардеробщицы в здании Заказчика по адресу: г. Пермь, Толмачева, 18, а также по уборке территории прилегающей к зданию Заказчика, по адресу: г. Пермь, Толмачева, 18. (извещение N 31907810934, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) (далее - торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
28.05.2019 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, в которой указано на неправомерное установление требования в конкурсной документации о предоставлении справки об отсутствии судимости у участника закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменный отзыв на жалобу, указывает на отсутствие нарушений при проведении закупки.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
2. При проведении рассматриваемого конкурса, Заказчик руководствовался Положением о закупке Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Предметно-языковая школа "Дуплекс" г. Перми (далее - Положение) и Конкурсной документацией на право заключить договор на оказание услуг по уборке помещений и услуг гардеробщицы в здании Заказчика по адресу: г. Пермь, Толмачева, 18, а также по уборке территории прилегающей к зданию Заказчика, по адресу: г. Пермь, Толмачева 18. (далее - Документация).
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 24.04.2019 г., дата окончания приема заявок - 03.06.2019, рассмотрения заявок и подведения итогов конкурса - 04.06.2019.
На момент рассмотрения жалобы опубликован протокол оценки заявок и подведения итогов, договор по результатам закупки не заключен.
Согласно ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно п. 6 раздела 3 Документации, к участникам закупки установлено дополнительное требование об отсутствии у физического лица - участника закупки либо у руководителя юридического лица судимости за преступления, связанные с их профессиональной деятельностью или предоставлением заведомо ложных или недостоверных сведений, а также неприменение в отношении указанных лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и административного наказания в виде дисквалификации.
Согласно п. 9 раздела 4 Документации, заявка на участие в конкурсе должна содержать копию справки об отсутствии судимости установленной форму у физического лица - участника закупки, либо у руководителя юридического лица, выданную МВД РФ, не ранее 01.07.2018.
Между тем, Положением о закупке в п. 14.1 установлены единые требования к участникам закупок, в том числе, отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации (подп. 5); отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа судимости, уголовного преследования (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также против общественной безопасности, и исполнение договора связано с непосредственным присутствием участника закупки в здании и (или) на территории заказчика (подп. 8).
Требования, которые могут быть предъявлены к заявке на участие в открытом конкурсе установлены в п. 19.3 Положения. Указанный пункт не содержит нормы, согласно которой в составе заявки может требоваться справка об отсутствии судимости, выданная МВД РФ.
Согласно подп. ж) подп 1. п. 19.3 Положения, заявка на участие в конкурсе должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации документы и информацию, в том числе, декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с подпунктами 2)-9) пункта 14.1 Положения.
В силу п. 19.5 Положения, требовать от участника закупки иные документы и сведения, за исключением предусмотренных настоящим Положением, не допускается.
Таким образом, в силу норм Положения, заказчик не был вправе устанавливать в конкурсной документации требование о предоставлении справки об отсутствии судимости, выданной МВД РФ. Описанные действия заказчика нарушают п. 19.5 Положения, п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, а доводы жалобы заявителя являются обоснованными. Кроме того, установленные в Документации требования об отсутствии у участников закупки судимости, не соответствуют требованиям, которые установлены в данной части в Положении о закупке.
В рассматриваемой ситуации, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдаче заказчику и закупочной комиссии заказчика предписания, направленного на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений, в том числе, путем внесения изменений в документацию, приводящих установленные требования к участниками закупки и требования к содержанию заявок на участие в открытом конкурсе в соответствие с установленным Положением порядком.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Баклановой Л.А. <_> (вх. N 007600) на действия МАОУ "Предметно-языковая школа "Дуплекс" г. Перми (ИНН: 5903005753); Закупочной комиссии МАОУ "Предметно-языковая школа "Дуплекс" г. Перми при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить договор на оказание услуг по уборке помещений и услуг гардеробщицы в здании Заказчика по адресу: г. Пермь, Толмачева, 18, а также по уборке территории прилегающей к зданию Заказчика, по адресу: г. Пермь, Толмачева, 18. (извещение N 31907810934, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), обоснованной;
Признать в действиях МАОУ "Предметно-языковая школа "Дуплекс" г. Перми факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"; п. 19.5 Положения о закупке Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Предметно-языковая школа "Дуплекс" г. Перми;
Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.
Зам. Председателя Комиссии Н.А. Хаснуллин
Члены Комиссии А.Н. Белова
Б.Х. Эдилян
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Костюк А.В. (342) 235-10-36
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 июня 2019 г. N 059/07/3-530/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.06.2019