Резолютивная часть решения оглашена "21" мая 2019 г.
В полном объеме решение изготовлено "28" мая 2019 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:__
рассмотрев дело N 25-3197-18/5 по признакам нарушения ООО "Газпром межрегионгаз Самара" (443099, г. Самара, ул. Водников, 24) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"),
при участии:
представителя ООО "Газпром межрегионгаз Самара":
представителя ООО "СВГК":
представителя ОАО "Самарагаз":
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области поступили заявления ООО "СВГК" (вх. N5242 от 06.07.2018 г.) и ОАО "Самарагаз" (вх. N 6154 от 08.08.2018 г.) о нарушении антимонопольного законодательства путем совершения действий ООО "Газпром межрегионгаз Самара", нарушающих права и законные интересы ООО "СВГК" и ОАО "Самарагаз", а также неопределенного круга лиц, путем расторжения агентского договора, заключенного с ООО "СВГК", а также агентского договора, заключенного с ОАО "Самарагаз", создающих угрозу прекращения поставки газа населению Самарской области.
По мнению ООО "СВГК", указанные действия являются неправомерными, в связи с тем, что расторжение агентского договора влечет невозможность исполнения ООО "СВГК" принятых на себя в рамках договоров обязательств перед населением Самарской области по обеспечению бесперебойного газоснабжения, что может привести к угрозе прекращения поставки газа. По мнению ООО "СВГК", результатом названных неправомерных действий ООО "Газпром межрегионгаз Самара" станет нарушение (ущемление) прав и законных интересов ООО "СВГК", а также населения Самарской области.
ОАО "Самарагаз" также считает указанные действия ООО "Газпром межрегионгаз Самара" неправомерными, в связи с тем, что расторжение агентского договора повлечет невозможность исполнения ОАО "Самарагаз" принятых на себя в рамках договоров обязательств перед населением города Самара и Самарской области. По мнению ОАО "Самарагаз", результатом названных действий ООО "Газпром межрегионгаз Самара" станет нарушение (ущемление) прав и законных интересов не только ОАО "Самарагаз", но и населения города Самара и Самарской области.
С точки зрения ООО "Газпром межрегионгаз Самара", расторжение агентского договора, то есть отказ поставщика от услуг сторонней организации по работе с населением, не повлечет изменений в осуществлении газоснабжения потребителей. Газ из собственности ООО "Газпром межрегионгаз Самара" также будет поступать в собственность потребителей. Изменится лишь то, что ранее поставщик поручал функцию абонентского учета на возмездной основе третьему лицу, а после расторжения договора он будет вести учет самостоятельно, а ООО "СВГК" и ОАО "Самарагаз" утратят право на получение агентского вознаграждения.
Приказом руководителя Управления в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Самара" было возбуждено дело N 25-3197-18/5.
Рассмотрев имеющиеся в деле документы (материалы), заслушав объяснения сторон, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Как следует из представленных в материалы дела документов, ООО "Газпром межрегионгаз Самара" сообщило ООО "СВГК" о принятии решения о расторжении агентского договора, заключенного между ООО "СВГК" и ООО "Газпром межрегионгаз Самара". Указанное письмо было подписано Генеральным директором ООО "Газпром межрегионгаз Самара".
В письме, подписанном Генеральным директором ООО "Газпром межрегионгаз Самара", направленном в адрес ОАО "Самарагаз", было указано о принятии решения о расторжении агентского договора, заключенного между ОАО "Самарагаз" и ООО "Газпром межрегионгаз Самара".
31.05.2018 г. в адрес ОАО "Самарагаз" ООО "Газпром межрегионгаз Самара" было направлено требование о расторжении агентского договора. К указанному требованию был приложен проект соглашения от 30.05.2018 г. о расторжении указанного агентского договора (далее - Соглашение).
ООО "Газпром межрегионгаз Самара" в адрес ООО "СВГК" было направлено аналогичное требование о расторжении агентского договора. К указанному требованию также был приложен проект соглашения о расторжении агентского договора.
В соответствии с пунктом 1 проектов соглашений о расторжении агентского договора, заключенного между ООО "СВГК" и ООО "Газпром межрегионгаз Самара", а также агентского договора, заключенного между ОАО "Самарагаз" и ООО "Газпром межрегионгаз Самара", вышеуказанные агентские договоры считаются расторгнутыми с 30.09.2018 г.
Указанные проекты соглашений о расторжении агентских договоров, заключенных между ООО "Газпром межрегионгаз Самара" и ООО "СВГК", а также, между ООО "Газпром межрегионгаз Самара" и ОАО "Самарагаз", подписаны Генеральным директором ООО "Газпром межрегионгаз Самара". Со стороны ООО "СВГК" и ОАО "Самарагаз" указанные проекты не были подписаны.
21.08.2018 г. ООО "Газпром межрегионгаз Самара" направило в адрес ОАО "Самарагаз" письмо о расторжении (прекращении) агентского договора, заключенного с ОАО "Самарагаз", после истечения настоящего календарного года, то есть с 01.01.2019 г.
ОАО "Самарагаз" письмом, направленным в ООО "Газпром межрегионгаз Самара", отказалось расторгать агентский договор, заключенный между ОАО "Самарагаз" и ООО "Газпром межрегионгаз Самара".
Также, 21.08.2018 г. ООО "Газпром межрегионгаз Самара" направило в адрес ООО "СВГК" аналогичное письмо о расторжении агентского договора, заключенного между ООО "Газпром межрегионгаз Самара" и ООО "СВГК".
ООО "СВГК" письмом, направленным в адрес ООО "Газпром межрегионгаз Самара" отказалось расторгать агентский договор, заключенный между ООО "Газпром межрегионгаз Самара" и ООО "СВГК".
Необходимо отметить, что деятельность ООО "СВГК" и ОАО "Самарагаз" по поставке газа населению Самарской области осуществлялась на основании агентских договоров, заключенных с ООО "Газпром межрегионгаз Самара" (ранее - ООО "Самарская региональная компания по реализации газа"), с 2005 года.
Далее по тексту информация, содержащая коммерческую тайну
Согласно части 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Действия, которые Агенты (ООО "СВГК" и ОАО "Самарагаз") обязались совершать от своего имени, но за счет Принципала (ООО "Газпром межрегионгаз Самара") были определены сторонами.
В соответствии с абзацем 10 статьи 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - ФЗ "О газоснабжении"), поставщик (газоснабжающая организация) - собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющее поставки газа потребителям по договорам.
Согласно абзацу 11 статьи 2 ФЗ "О газоснабжении", потребитель газа - лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд.
Между ООО "Газпром межрегионгаз" и ООО "Газпром межрегионгаз Самара" заключен договор поставки газа, в соответствии с которым, поставщик обязуется поставлять газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, цена которого является регулируемой, приобретенный у ПАО "Газпром", а ООО "Газпром межрегионгаз Самара" обязуется принимать и оплачивать газ.
В соответствии с абзацем 2 статьи 2 ФЗ "О газоснабжении", газ - природный газ, нефтяной (попутный) газ, отбензиненный сухой газ, газ из газоконденсатных месторождений, добываемый и собираемый газо- и нефтедобывающими организациями, и газ, вырабатываемый газо- и нефтеперерабатывающими организациями.
Газ, поставляемый по вышеуказанному договору, предназначен для последующей реализации покупателям (потребителям) Самарской области.
Газ приобретается по регулируемой оптовой цене, устанавливаемой Федеральной антимонопольной службой в Приказах об утверждении оптовых цен на газ, добываемый ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами, предназначенный для последующей реализации населению.
Установленные оптовые цены на газ, утвержденные приказом, учитываются при формировании розничных цен на газ, реализуемый населению.
В свою очередь, розничная цена на газ, реализуемый населению Самарской области, устанавливается Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, соответствующими приказами.
В настоящее время действует приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 17.05.2018 г. N 120 "Об установлении розничных цен на газ природный, реализуемый населению Самарской области, и признании утратившим силу приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.05.2017 г. N 127 "Об установлении розничных цен на газ природный, реализуемый населению Самарской области".
Расчет розничных цен на газ, реализуемый населению производится на основе приказа Федеральной службы по тарифам от 27.10.2011 г. N 252-э/2 "Об утверждении методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению (далее - Приказ ФСТ N 252-э/2).
Согласно пункту 10 Приказа ФСТ N 252-э/2. необходимыми условиями для установления розничных цен на газ без территориальной дифференциации на территории субъекта Российской Федерации являются:
-наличие одного поставщика, реализующего газ населению;
- одинаковый расчетный уровень розничных цен на газ, определенный для зон обслуживания разных поставщиков, в случае если газ на территории субъекта Российской Федерации реализуют населению несколько поставщиков.
Между ООО "Газпром межрегионгаз Самара" и населением (физическими лицами) заключается договор поставки природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
В частности, в Самарское УФАС России были представлены формы договоров поставки природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (за 2016, 2017, 2018 гг.).
Исходя из анализа ранее действующих агентских договоров, заключенных между ООО "СВГК" и ООО "Газпром межрегионгаз Самара", и, агентского договора, заключенного между ОАО "Самарагаз" и ООО "Газпром межрегионгаз Самара", ООО "Газпром межрегионгаз Самара" уполномочил ООО "СВГК" и ОАО "Самарагаз" на осуществление действий, предусмотренных действующим законодательством для поставщика газа.
*Далее по тексту информация, содержащая коммерческую тайну
Как сообщило ООО "Газпром межрегионгаз Самара" в письме, "расторжение агентского договора, то есть отказ поставщика от услуг сторонней организации по работе с населением, не повлечет изменений в осуществлении газоснабжения потребителей. Газ из собственности ООО "Газпром межрегионгаз Самара" будет поступать в собственность потребителей. При этом транспортировать газ также будет газораспределительная организация - ООО "СВГК". Изменится лишь то, что ранее поставщик поручал функцию абонентского учета на возмездной основе третьему лицу, а после расторжения договора он будет вести учет самостоятельно, а ООО "СВГК" утратит право на получение агентского вознаграждения".
В вышеназванном письме ООО "Газпром межрегионгаз Самара" указывает на то, что "ООО "Газпром межрегионгаз Самара" не имел и не имеет намерения прекратить, сократить поставку газа населению. Гражданско-правовые отношения поставщика с кем-либо, прекращение их или изменение не влекут прекращение обязанности поставщика поставлять газ потребителям в надлежащем качестве и объеме. В отсутствие агента поставка газа населению продолжится непрерывно и будет осуществляться в соответствии с параграфом 6 гл. 30 ГК (Энергоснабжение), а также Законом "О газоснабжении в РФ"".
В материалы дела письмом поступило ходатайство ООО "СВГК" об отказе от заявления и прекращении рассмотрения дела.
В обосновании данного ходатайства ООО "СВГК" указало, что между ООО "СВГК" и ООО "Газпром межрегионгаз Самара" достигнута договоренность о взаимном урегулировании возникшей ситуации и прекращении исполнения агентского договора. Порядок и условия прекращения взаимных обязательств определены сторонами в соглашении, в рамках которого ООО "СВГК" в порядке, установленном действующим законодательством передаст ООО "Газпром межрегионгаз Самара" все исполненное (включая права и обязанности, оформленные документы и т.д.) по договорам газоснабжения с абонентами категории "население" в целях их дальнешего переоформления с ООО "Газпром межрегионгаз Самара".
Также, в материалы дела было представлено аналогичное ходатайство от ОАО "Самарагаз".
В своих письменных пояснениях ООО "СВГК" указало на то, что "угроза прекращения поставки газа населению Самарской области в связи с действиями ООО "Газпром межрегионгаз Самара" по расторжению агентского договора отсутствует.
Кроме того, ООО "СВГК" указало на то, что "прекращение агентских отношений в рамках которых ранее обеспечивалась поставка газа абонентам, не может привести к прекращению газоснабжения населения, поскольку в этом случае соответствующая обязанность возлагается на собственника газа - ООО "Газпром межрегионгаз Самара". Учитывая, что переданные ООО "СВГК" полномочия были утрачены в связи с прекращением действия агентского договора, с 01.01.2019 г. в качестве поставщика газа для абонентов категории "населения" выступает собственник поставляемого газа - ООО "Газпром межрегионгаз Самара".
Аналогичные доводы содержатся в письменных пояснениях ОАО "Самарагаз".
Кроме того, ООО "СВГК" и ОАО "Самарагаз" в указанных письменных пояснениях сообщили, что абоненты ООО "СВГК" и ОАО "Самарагаз" уведомлены о смене поставщика газа и продолжении исполнения обязательств по газоснабжению со стороны ООО "Газпром межрегионгаз Самара" путем размещения информации на официальном сайте ОАО "Самарагаз" (https: //samaragaz.ru/), а также, на официальном сайте ООО "СВГК" (https://www.svgk.ru).
Также, ООО "СВГК" и ОАО "Самарагаз" в своих письменных пояснениях указали на то, что 30.01.2019 г. в пресс-центре "Комсомольской правды" была проведена открытая пресс-конференция с участием представителей ОАО "Самарагаз", ООО "СВГК", ООО "Газпром межрегионгаз Самара", Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области и Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области. Пресс-конференция была освещена в СМИ, в том числе в телевизионном эфире (ГТРК Самара, ГИС Самара и др.).
ООО "Газпром межрегионгаз Самара" в своих письменных пояснениях (указало на то, что письма ООО "Газпром межрегионгаз Самара, направленные в адрес ООО "СВГК" и ОАО "Самарагаз" не содержали в какой-либо форме угроз или требований о прекращении поставки газа населению Самарской области в случае их оставления без рассмотрения или отказа в удовлетворении.
Буквальное их содержание свидетельствует о намерении ООО "Газпром межрегионгаз Самара" осуществлять самостоятельно поставку природного газа абонентам (физическим лицам).
Прекращение агентских отношений с ООО "СВГК" и ОАО "Самарагаз" не влечет прекращения ООО "Газпром межрегионгаз Самара" поставки газа населению Самарской области.
Как указало ООО "Газпром межрегионгаз Самара", ни содержание указанных писем, ни сам факт их направления в адрес ООО "СВГК" и ОАО "Самарагаз" не представляли угрозы прекращения поставки природного газа населению Самарской области, а прекращение агентских договоров с ООО "СВГК" и ОАО "Самарагаз" не повлияло на стабильность газоснабжения населения Самарской области. Транспортировка газа и техническое обслуживание ВДГО (ВКГО) по прежнему осуществляют газораспределительные организации - ООО "СВГК" и ОАО "Самарагаз".
Таким образом, несмотря на прекращение агентских отношений между ООО "Газпром межрегионгаз Самара" и ООО "СВГК", ОАО "Самарагаз", осуществляется газоснабжение населения Самарской области, при котором абоненты продолжают пользоваться газом в необходимом количестве.
ООО "Газпром межрегионгаз Самара" в материалы дела был представлен список СМИ, в которых была размещена информация для населения Самарской области о необходимости заключения договоров поставки газа с ООО "Газпром межрегионгаз Самара".
Далее по тексту информация содержащая коммерческую тайну
Самарским УФАС России были запрошены доказательства прекращения поставки газа населению Самарской области. Вместе с тем, документов, подтверждающих прекращение поставки газа населению Самарской области в Самарское УФАС России не представлено.
На основании части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
В своих ходатайствах, ООО "СВГК" и ОАО "Самарагаз" указали на то, что ущемление прав и законных интересов ООО "СВГК" и ОАО "Самарагаз" отсутствует, а права и законные интересы неопределенного круга лиц не нарушены, в связи с тем, что исполнение всех обязательств по их газоснабжению продолжается ООО "Газпром межрегионгаз Самара" в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, отсутствие ущемления интересов ООО "СВГК" и ОАО "Самарагаз", отсутствие угрозы прекращения поставки газа населению Самарской области, продолжение ООО "Газпром межрегионгаз Самара" газоснабжения населения Самарской области в отсутствие заключенных с ООО "СВГК" и ОАО "Самарагаз" агентских договоров, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушения части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" в рассмотренных действия ООО "Газпром межрегионгаз Самара".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Оснований для выдачи ООО "Газпром межрегионгаз Самара" предписания об устранении нарушения части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии), Комиссия не установила.
Комиссия пришла к выводу о прекращении рассмотрения дела N 25-3197-18/5, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Прекратить рассмотрение дела N 25-3197-18/5 в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Самара" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии);
2. В связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства, не выдавать ООО "Газпром межрегионгаз Самара" предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 21 мая 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.05.2019