по результатам рассмотрения жалобы ООО "ИК ГЕОС" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
09.09.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
председателя Комиссии - <...>
членов комиссии:
<...>
при участии представителей:
<...>
рассмотрев жалобу ООО "ИК ГЕОС" от 04.09.2019 N 735-09/19 (вх. от 04.09.2019 N 156290-ЭП/19), на действия (бездействие) заказчика АО "Концерн Росэнергоатом", организатора АО "Атомкомплект" при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку воздухонагревателей, воздухоохладителей (Смоленская АЭС) (извещение N 31908050115), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "ИК ГЕОС" (далее - Заявитель) от 04.09.2019 N 735-09/19 на действия (бездействие) заказчика АО "Концерн Росэнергоатом" (далее - Заказчик), организатора АО "Атомкомплект" (далее - Организатор) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку воздухонагревателей, воздухоохладителей (Смоленская АЭС) (извещение N 31908050115) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" от 07.02.2012 N 37 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Конкурса, документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 28.06.2019;
Начальная (максимальная) цена договора - 655 000 000 рублей;
Дата окончания подачи заявок - 15.08.2019;
Дата рассмотрения заявок - 06.09.2019;
Дата подведения итогов Конкурса - 16.09.2019;
На участие в Конкурсе подано 6 заявок.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком, Организатором нарушены положения Закона о закупках, поскольку Организатором принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.
Представители Заказчика, Организатора с доводом Жалобы не согласились и указали, что при проведении Конкурса Заказчик и Организатор действовали в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Организатора, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом "б" пункта 1 Положения о закупке.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Подпунктом 2.1 пункта 2.1.1 части 1 Документации установлено требование к участникам Конкурса, а именно: "наличие права распоряжения предлагаемым оборудованием (по номенклатуре спецификации Приложения N 1 к Части 3 "Проект договора" Тома 1 конкурсной документации) и/или согласия изготовителя данного оборудования, либо полномочного представителя такого изготовителя на предложение оборудования (по номенклатуре спецификации Приложения N 1 к Части 3 "Проект договора" Тома 1 конкурсной документации) в рамках настоящего конкурса, в том числе подтверждения гарантийных обязательств, в срок и на условиях настоящей конкурсной документации".
Для подтверждения вышеуказанному требованию Документации участникам Конкурса в составе заявки на участие в закупке необходимо представить:
"Если участник не является изготовителем предлагаемого оборудования по номенклатуре спецификации Приложения N 1 к Части 3 "Проект договора" Тома 1 конкурсной документации):
документы, подтверждающие право распоряжения предлагаемым оборудованием указанного изготовителя (договор купли-продажи, акты приема-передачи и т. п.)
и/или
документ от изготовителя, подтверждающий согласие такого изготовителя оборудования (по номенклатуре спецификации Приложения N 1 к Части 3 "Проект договора" Тома 1 конкурсной документации) на предложение оборудования (по номенклатуре спецификации Приложения N 1 к Части 3 "Проект договора" Тома 1 конкурсной документации) в рамках настоящего конкурса, в том числе подтверждения гарантийных обязательств, в срок и на условиях настоящей конкурсной документации, а именно: свидетельство в соответствии с инструкциями, приведенными в конкурсной документации (подраздел 5.1, Форма 4)
и/или
документы его полномочного представителя, подтверждающие согласие такого полномочного представителя данного изготовителя оборудования (по номенклатуре спецификации Приложения N 1 к Части 3 "Проект договора" Тома 1 конкурсной документации) на предложение оборудования (по номенклатуре спецификации Приложения N 1 к Части 3 Проект договора Тома 1 конкурсной документации) в рамках настоящего конкурса, в том числе подтверждения гарантийных обязательств, в срок и на условиях настоящей документации, а именно:
копии дилерских договоров и/или копии дистрибьюторских договоров и т. п.
свидетельство в соответствии с инструкциями, приведенными в конкурсной документации (подраздел 5.1, Форма 4).
По данным документам должна прослеживаться полностью цепочка от участника конкурса до такого изготовителя оборудования (по номенклатуре спецификации Приложения N 1 к Части 3 "Проект договора" Тома 1 конкурсной документации), предлагаемого в рамках настоящего конкурса".
Вместе с тем, участник Конкурса может не являться производителем оборудования по предмету Конкурса и не иметь договорных отношений с производителем такого оборудования, при этом ранее осуществлять поставки иного оборудования надлежащим образом в соответствии с требованиями договора поставки, не обладая документально подтвержденного права поставки такого оборудования.
Кроме того, в отсутствие обязанности производителя/дилера товара как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении, в срок до окончания подачи заявок на участие в Конкурсе, подтверждающих документов о том, что участник обладает правом поставки оборудования по предмету Конкурса, возможность участников закупки подать заявку на участие в Конкурсе в соответствии с вышеуказанными требованиями Документации всецело зависит от волеизъявления третьих лиц - производителя/дилера/поставщика, его официального представителя, что ограничивает возможность участия в Конкурсе.
Также представителями Заказчика на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности поставки участником Конкурса оборудования по предмету закупки, соответствующего требованиям Документации, в случае отсутствия у такого участника договорных отношений с производителем/дилером оборудования по предмету Конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование в Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту "б" пункта 1 Положения о закупке и нарушают пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, согласно протоколу рассмотрения заявок от 02.09.2019 N 2/19069281065225 Заявителю отказано в допуске к участию в Конкурсе в связи с несоответствием требованиям подпункта 2.1 пункта 2.1.1 части 1 Документации.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявку Заявителя и сообщил, что в подтверждении соответствия подпункту 2.1 пункта 2.1.1 части 1 Документации Заявителем представлено свидетельство производителя оборудования ООО "ГидроТехАтом" от 30.07.2019 N 437-07-19, при этом письмом от 26.08.2019 N 501-08-19 указанное свидетельство отозвано производителем, в связи с чем, Организатором принятом решение о признании заявки Заявителя несоответствующим требованиям Документации.
Учитывая изложенное, действия Организатора, отклонившего заявку Заявителя на основании несоответствия неправомерным требованиям Документации, нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ИК ГЕОС" (ИНН: 7733507115, ОГРН: 1037739900989) от 04.09.2019 N 735-09/19 на действия (бездействие) заказчика АО "Концерн Росэнергоатом" (ИНН: 7721632827, ОГРН: 5087746119951), организатора АО "Атомкомплект" (ИНН: 7706738770, ОГРН: 1107746480490) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку воздухонагревателей, воздухоохладителей (Смоленская АЭС) (извещение N 31908050115) обоснованной.
Признать АО "Концерн Росэнергоатом" нарушившим пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Признать АО "Атомкомплект" нарушившим часть 6 статьи 3 Закона о закупках.
Выдать АО "Концерн Росэнергоатом", АО "Атомкомплект" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 09.09.2019 N 223-ФЗ-900/19.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 09.09.2019 N 223-ФЗ-900/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 сентября 2019 г. N 223-ФЗ-900/19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.09.2019