по результатам рассмотрения жалобы ИП Гореликова А.Г. на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
09.09.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
председателя Комиссии - <...>
членов комиссии:
<...>
при участии представителей:
<...>
рассмотрев жалобу ИП Гореликова А.Г. от 29.08.2019 N 45 (вх. 155754-ЭП/19 от 04.09.2019), направленную письмом Ростовского УФАС России от 03.09.2019 N 16253/05, на действия (бездействие) заказчика ПАО "Сбербанк России" при проведении конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по комплексному ТО ИСЖ и эксплуатации имущества (извещение N 31908200307), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ИП Гореликова А.Г. (далее - Заявитель) от 29.08.2019 N 45 на действия (бездействие) заказчика ПАО "Сбербанк России" (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по комплексному ТО ИСЖ и эксплуатации имущества (извещение N 31908200307) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках ПАО "Сбербанк России", утвержденным Решением Наблюдательного совета ПАО "Сбербанк России" (протокол от 13.08.2018 N 19) (далее - Положение о закупках).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Конкурса, документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 14.08.2019;
Начальная (максимальная) цена договора - 109 532 754,48 рублей;
Дата окончания подачи заявок - 30.08.2019;
Дата рассмотрения первых частей заявок - 06.09.2019;
Дата рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов Конкурса - 31.10.2019;
На участие в Конкурсе подано 3 заявки, соответствуют по первым частям 3 заявки.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком в Документации установлены неправомерные требованиям к участникам Конкурса.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные пунктом 1 частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен пунктом 1.3 Положения о закупке.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
Пунктами 2, 5 и 6 раздела 2 "Требования к участникам закупки" Документации установлены следующие требования:
N п/п |
Требования Банка |
Документы, подтверждающие выполнение требований Банка |
2 |
Наличие в штате участника/ или по договору ГПХ (гражданско-правовые отношения) с физ. или юр. Лицами, не мене одного сотрудника сертифицированного заводом-изготовителем оборудования (или его филиалом) "АРС by Schneider Electric" для ИБП и "F.G.Wilson" для ДГУ (возможно обучение двух и более сотрудников по разному оборудованию). |
Участник должен предоставить выписку из штатного расписания или справку о наличии сотрудников в штате организации или копию договоров ГПХ, копии удостоверений (сертификатов) об обучении с приложением согласия на обработку персональных данных. Копия соглашения о сотрудничестве (договора субподряда, рамочного договора) с другим юридическим лицом (с предоставлением копий документов, подтверждающих обучение его специалистов) с приложением согласия на обработку персональных данных. |
5 |
Наличие в выписке из ЕГРЮЛ участника не менее двух из следующих видов деятельности (ОКВЭД-2): - 33.14 "Ремонт электрического оборудования"; -33.20 "Монтаж промышленных машин и оборудования"; - 35.30.3 "Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)"; - 43.22 "Производство электромонтажных, санитарно- технических и прочих строительно-монтажных работ". - 81.10 "Деятельность по комплексному обслуживанию помещений". Данные виды деятельности должны быть включены в ЕГРЮЛ не позже чем за 6 месяцев до даты объявления закупочной процедуры. |
Проверяются по выписке из ЕГРЮЛ. |
6 |
Опыт работы участника по оказанию услуг комплексного технического обслуживания инженерных систем не менее чем на 200 объектах в рамках одного договора заключенного на срок не менее года. |
Участник предоставляет скан. копии договоров (не менее одного договора) на оказание услуг комплексного технического обслуживания инженерных систем, которые должны содержать следующие условия: - срок оказания услуг не менее одного года; - договор предусматривает оказание услуг (выполнение работ) по техническому обслуживанию (так же допускаются формулировки "сервисное обслуживание; "комплексное обслуживание" и сходные по смыслу) инженерных систем или инженерного оборудования; - по договору обслуживалось несколько различных видов систем или оборудования (не менее трех разных видов из следующего перечня): электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, канализации, ДГУ, ИБП; - обслуживание производится не менее чем на 200 объектах - по 200 разным адресам. |
Вместе с тем, отсутствие у участника на момент подачи заявки соответствующего квалифицированного персонала, а также подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, поскольку такой персонал может быть привлечен участником закупки после подведения итогов закупки, в случае признания такого участника победителем закупки, и, напротив, налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Конкурсе.
Кроме того, осуществление участником Конкурса видов деятельности, отличных от видов указанных в пункте 5 раздела 2 Документации, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, поскольку соответствующие коды ОКВЭД могут быть получены после подведения итогов закупки.
Также отсутствие у участника закупки опыта по оказанию услуг комплексного технического обслуживания инженерных систем, а также подтверждающих документов в соответствии с пунктом 6 раздела 2 Документации, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, и не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса.
Кроме того, учитывая, что участником Конкурса могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - СМП), Заказчиком ограничена возможность участия в Конкурсе вновь созданных субъектов СМП и не обладающих вышеуказанным квалифицированным персоналом, записью в ЕГРЮЛ соответствующего кода ОКВЭД, а также опытом оказания услуг по комплексному техническому обслуживанию инженерных систем оборудования.
Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанное положение Документации, ограничивает количество участников закупки и противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Гореликова А.Г. (ИНН: 450206892639; ОГРНИП: 317450100032642) от 29.08.2019 N 45 на действия (бездействие) заказчика ПАО "Сбербанк России" (ИНН: 7707083893; ОГРН: 1027700132195) при проведении конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по комплексному ТО ИСЖ и эксплуатации имущества (извещение N 31908200307) обоснованной.
2. Признать ПАО "Сбербанк России" нарушившим пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать ПАО "Сбербанк России" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 09.09.2019 N 223-ФЗ-899/19.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 09.09.2019 N 223-ФЗ-899/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 сентября 2019 г. N 223-ФЗ-899/19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.09.2019