Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от АО "СЗППК" (далее - Организатор торгов); в отсутствие представителей от ООО "СпецСтройПроект" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх. NN 25128/19, 25186-ЭП/19 от 21.08.2019) ООО "СпецСтройПроект" на действия Организатора торгов АО "СЗППК" и его закупочной комиссии (далее - Закупочная комиссия) при организации и проведении предварительного квалификационного отбора с ограничением срока подачи заявок в электронной форме (в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО "СЗППК") N 28342/ПОЭ-АО "СЗППК"/2019/СПБ по выбору организаций, обладающих достаточной квалификацией для выполнения работ по строительству и ремонту объектов инфраструктуры АО "СЗППК" на сети (полигоне) Октябрьской железной дороги в период с 2019 по 2021 годы (извещение N 31907974728), заслушав пояснения,
УСТАНОВИЛА:
10 июня 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31907974728 о проведении предварительного квалификационного отбора с ограничением срока подачи заявок в электронной форме (в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО "СЗППК") N 28342/ПОЭ-АО "СЗППК"/2019/СПБ по выбору организаций, обладающих достаточной квалификацией для выполнения работ по строительству и ремонту объектов инфраструктуры АО "СЗППК" на сети (полигоне) Октябрьской железной дороги в период с 2019 по 2021 годы (далее - Закупка), включая документацию о предварительном квалификационном отборе (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО "СЗППК" (далее - Положение о закупках) в редакции от 12.03.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
0 ,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
10.06.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
26.06.2019 в 09:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
10.07.2019 в 09:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
197022, г. Санкт-Петербург, Инструментальная ул., д.3, лит. П. |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО "СпецСтройПроект" от участия в процедуре Закупки.
Также Заявитель обжалует условие, установленное в п. 3.16.14 Документации, о праве заказчика до подведения итогов Закупки в письменной форме запросить у участников Закупки информацию и документы, необходимые для подтверждения соответствия участника, товаров, работ, услуг, предлагаемых в соответствии с квалификационной заявкой такого участника, а также условие, установленное в п. 3.6.16 Документации, о праве заказчика проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов и организаций в сети Интернет.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО "СЗППК" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "СпецСтройПроект" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/27716/19 от 22.08.2019, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/27716/19 от 22.08.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
По доводу жалобы Заявителя о необоснованном отклонении заявки ООО "СпецСтройПроект" от участия в процедуре Закупки:
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке N 28342/ПОЭ-АО "СЗППК"/2019/СПБ/2 от 06.08.2019 заявка ООО "СпецСтройПроект" (регистрационный номер заявки: N 4) была отклонена от участия в процедуре Закупки по следующим основаниям: "участнику N4 (участник, на стороне которого выступает несколько юридических лиц) отказано в допуске к участию в Закупке на основании подпункта 3.6.9.3. квалификационной документации в связи с несоответствием заявки требованию пункта 3.3.2. документации, а именно: участником не представлены сведения о соответствии обязательным требованиям, указанным в подпунктах 3.3.2.1. - 3.3.2.4. документации, каждого юридического лица, выступающего на стороне указанного участника".
Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Как следует из пп. 16 п. 12 Положения о закупках, конкурентная закупка с ограниченным участием - форма торгов, при которой победителем признается участник конкурентной закупки, прошедший предварительный квалификационный отбор, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений в порядке, установленном документацией о конкурентной закупке, содержит лучшие условия исполнения договора.
В соответствии с пп. 26 п. 12 Положения о закупках предварительный квалификационный отбор - оценка соответствия поставщиков, исполнителей, подрядчиков предъявляемым требованиям, проводимая до подачи заявок с технико-коммерческими предложениями и не влекущая за собой обязательств заключения договора по ее итогам.
Согласно п. 138 Положения о закупках конкурентные закупки с ограниченным участием проводятся с обязательным проведением предварительного квалификационного отбора.
На основании пп.пп. 2, 5 п. 142 Положения о закупках квалификационная документация должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в предварительном квалификационном отборе, а также требования к участникам предварительного квалификационного отбора и перечень документов, представляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Как следует из п. 3.1.2 ч. 3 Документации, к участию в предварительном квалификационном отборе допускаются участники, соответствующие требованиям пункта 3.3 квалификационной документации, предъявляемым обязательным и квалификационным требованиям, квалификационные заявки которых соответствуют требованиям технического задания, квалификационной документации, представившие надлежащим образом оформленные документы, предусмотренные квалификационной документацией.
В соответствии с п. 3.2.3 ч. 3 Документации участник, на стороне которого выступает несколько лиц, должен представить в составе квалификационной заявки все предусмотренные квалификационной документацией документы, при этом в заявке участника, на стороне которого выступают несколько лиц, подготовленной по Форме заявки участника, представленной в приложении N 3 квалификационной документации, должны быть представлены сведения, подтверждающие соответствие каждого лица, выступающего на стороне такого участника, обязательным требованиям квалификационной документации, а в составе квалификационной заявки должен быть представлен договор простого товарищества (договор о совместной деятельности).
Пунктом 3.3.1 ч. 3 Документации установлено, что участник должен соответствовать обязательным (пункт 3.3.2 квалификационной документации) и квалификационным требованиям (пункт 1.3 квалификационной документации). Квалификационная заявка участника должна соответствовать требованиям технического задания (приложение N 2 квалификационной документации). Для подтверждения соответствия требованиям квалификационной документации в составе квалификационной заявки должны быть представлены все необходимые документы и информация в соответствии с требованиями квалификационной документации.
На основании п. 3.3.2 ч. 3 Документации участник (в том числе каждое юридическое и/или физическое лицо, выступающее на стороне одного участника) должен соответствовать обязательным требованиям квалификационной документации, а именно:
непроведение ликвидации участника предварительного квалификационного отбора - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника предварительного квалификационного отбора - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
неприостановление деятельности участника в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи квалификационной заявки на участие в предварительном квалификационном отборе;
отсутствие у участника предварительного квалификационного отбора - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом квалификационного отбора, и административного наказания в виде дисквалификации;
отсутствие сведений об участнике в реестрах недобросовестных поставщиков, предусмотренных частью 7 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Соответствие обязательным требованиям подтверждается участником в декларативной форме в заявке, подготовленной по Форме заявки на участие в предварительном квалификационном отборе, представленной в приложении N3 квалификационной документации.
Приложением N 3 к Документации предусмотрена форма заявки на участие в Закупке, в которой должны быть указаны следующие сведения (в том числе, но не ограничиваясь):
"Настоящим подтверждаем, что:
________ (наименование участника, лиц, выступающих на стороне участника) не находится в процессе ликвидации;
в отношении ________ (наименование участника, лиц, выступающих на стороне участника) не открыто конкурсное производство;
на имущество ________ (наименование участника, лиц, выступающих на стороне участника) не наложен арест, экономическая деятельность не приостановлена...".
Как следует из п. 3.6.9 ч. 3 Документации, участник предварительного квалификационного отбора не допускается к участию в предварительном квалификационном отборе в случае:
несоответствия участника предварительного квалификационного отбора предусмотренным квалификационной документацией требованиям;
несоответствия квалификационной заявки требованиям квалификационной документации, в том числе если квалификационная заявка не соответствует форме, установленной квалификационной документацией, не содержит документов, иной информации согласно требованиям квалификационной документации.
Представители Организатора торгов отметили, что в составе заявки ООО "СпецСтройПроект" была представлена заявка по форме приложения N 3 к Документации, в которой участник указал следующие сведения (в том числе, но не ограничиваясь):
"Настоящим подтверждаем, что:
ООО "СпецСтройПроект" (претендент, на стороне которого участвует несколько юридических лиц, а именно: ООО "СпецСтройПроект", ООО "СтройКонтракт") не находится в процессе ликвидации;
в отношении ООО "СпецСтройПроект" (претендент, на стороне которого участвует несколько юридических лиц, а именно: ООО "СпецСтройПроект", ООО "СтройКонтракт") не открыто конкурсное производство;
на имущество ООО "СпецСтройПроект" (претендент, на стороне которого участвует несколько юридических лиц, а именно: ООО "СпецСтройПроект", ООО "СтройКонтракт") не наложен арест, экономическая деятельность не приостановлена...".
Представители Организатора торгов пояснили, что форма заявки (приложение N 3 к Документации) предусматривала перечисление лиц, выступающих на стороне участника Закупки (в скобках указано именно то, что необходимо было указать вместо прочерка), вместе с тем Заявитель ООО "СпецСтройПроект" однозначно указал в заявке, что он как претендент соответствует требованиям Документации, то есть задекларировал только свое соответствие требованиям п. 3.3.2 ч. 3 Документации, не задекларировав при этом соответствие второго участника в составе коллективного участника обязательным требованиям Документации. Иными словами, в соответствии с формой заявки (приложение N 3 к Документации) и требованиями Документации участник должен был указать следующее (пример):
Настоящим подтверждаем, что:
ООО "СпецСтройПроект", ООО "СтройКонтракт" не находятся в процессе ликвидации и так далее.
Представители Организатора торгов также отметили, что в соответствии с формой заявки (приложение N 3 к Документации) и требованиями п.п. 3.2.3, 3.3.2 ч. 3 Документации в случае, если в состав коллективного участника входят несколько лиц, то каждое из них должно отвечать обязательным требованиям Документации, однако Заявитель задекларировал только свое соответствие обязательным требованиям Документации, вследствие чего заявка ООО "СпецСтройПроект" была отклонена от участия в процедуре Закупки.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку ООО "СпецСтройПроект", представленную в заседание Комиссии СПб УФАС России для обозрения, установила, что Заявитель ООО "СпецСтройПроект" в составе коллективной заявки на участие в Закупке представил заявку по форме приложения N 3 к Документации, в которой в нарушение требований, установленных формой заявки (приложение N 3 к Документации) и п.п. 3.2.3, 3.3.2 ч. 3 Документации, не задекларировал соответствие каждого лица, выступающего на стороне коллективного участника, обязательным требованиям Документации, изложенным в п. 3.3.2 ч. 3 Документации, что являлось основанием для отклонения коллективной заявки ООО "СпецСтройПроект" от участия в процедуре Закупки согласно п. 3.6.9 ч. 3 Документации.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении коллективной заявки ООО "СпецСтройПроект" от участия в процедуре Закупки принято в порядке, соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, по первому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки в части отклонения коллективной заявки ООО "СпецСтройПроект" от участия в процедуре Закупки.
По доводу жалобы Заявителя об установлении в п. 3.16.14 Документации условия о праве заказчика до подведения итогов Закупки в письменной форме запросить у участников Закупки информацию и документы, необходимые для подтверждения соответствия участника, товаров, работ, услуг, предлагаемых в соответствии с квалификационной заявкой такого участника, а также условия, указанного в п. 3.6.16 Документации, о праве заказчика проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов и организаций в сети Интернет:
Частью 11 ст. 3 Закона N 223-ФЗ определено, что в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке N 28342/ПОЭ-АО "СЗППК"/2019/СПБ/2 от 06.08.2019 ООО "СпецСтройПроект" (регистрационный номер заявки: N 4) подавало заявку на участие в Закупке.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что Заявителем ООО "СпецСтройПроект" были приняты все требования и условия проведения процедуры Закупки, кроме того, факт подачи заявки на участие в Закупке свидетельствует об отсутствии препятствий для участия в процедуре Закупки ООО "СпецСтройПроект", следовательно, Заявитель, обращаясь с жалобой на требования Документации, в которой ООО "СпецСтройПроект" предварительно приняло участие и согласилось со всеми требованиями, не является лицом, права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате возможного нарушения порядка организации и проведения торгов.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (вх. NN 25128/19, 25186-ЭП/19 от 21.08.2019) ООО "СпецСтройПроект" на действия Организатора торгов АО "СЗППК" (ИНН: 7839330845, ОГРН: 1067847492888) и его Закупочной комиссии при организации и проведении предварительного квалификационного отбора с ограничением срока подачи заявок в электронной форме (в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО "СЗППК") N 28342/ПОЭ-АО "СЗППК"/2019/СПБ по выбору организаций, обладающих достаточной квалификацией для выполнения работ по строительству и ремонту объектов инфраструктуры АО "СЗППК" на сети (полигоне) Октябрьской железной дороги в период с 2019 по 2021 годы (извещение N 31907974728) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 сентября 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.09.2019