Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от АО "ЗАВОД "ДВИГАТЕЛЬ" (далее - Организатор торгов); от ООО "Альянс-Эксперт СПб" (далее - Заявитель);
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 20.08.2019 вх. N 24994/19) ООО "Альянс-Эксперт СПб" на действия закупочной комиссии Организатора торгов АО "ЗАВОД "ДВИГАТЕЛЬ" (далее - Закупочная комиссия) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку аккумуляторной батареи 2х40V4PzS 280 Ah для электрокары ЕП 011.2 инв. N 42636 (извещение N 31908176527), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
07 августа 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31908176527 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку аккумуляторной батареи 2х40V4PzS 280 Ah для электрокары ЕП 011.2 инв. N 42636 (далее - Закупка), включая документацию о запросе котировок (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО "ЗАВОД "ДВИГАТЕЛЬ" (далее - Положение о закупках) в редакции от 29.12.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
240 000 ,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
07.08.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
14.08.2019 в 09:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
15.08.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
194044, г. Санкт-Петербург, Пироговская наб., д. 13. пом. 505 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 31908176527 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО "Альянс-Эксперт СПб" от участия в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО "ЗАВОД "ДВИГАТЕЛЬ" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "Альянс-Эксперт СПб" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/27603/19 от 21.08.2019, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/27603/19 от 21.08.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
информационная открытость закупки;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с итоговым протоколом по Закупке N 150 от 16.08.2019 заявка ООО "Альянс-Эксперт СПб" (идентификационный номер участника: N 1624) была отклонена от участия в процедуре Закупки по следующим основаниям: "п. 4.2.6.6. Поданное ценовое предложение не соответствует договорным условиям, указанным в документации о проведении котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. Сумма договора, предложенная участником, указана в евро, что не соответствует п. 3.3.1. Извещения".
Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
На основании п. 5 извещения о проведении процедуры Закупки (далее - Извещение), а также п. 4 информационного паспорта запроса котировок (далее - Информационный паспорт) начальная (максимальная) цена договора составляет 240 000,00 рублей (Двести сорок тысяч рублей, 00 копеек) в т.ч. НДС - 20%.
Как следует из п.п. 3.3.1, 3.3.2 части 1 Извещения, все суммы денежных средств в документах, входящих в заявку, должны быть выражены в валюте, указанной в извещении и информационном паспорте запроса котировок, в целях оценки и сопоставления заявок, за исключением нижеследующего.
Документы, оригиналы которых выданы участнику запроса котировок третьими лицами с выражением сумм денежных средств в иных валютах, могут быть представлены в валюте оригинала при условии, что к этим документам будут приложены комментарии с переводом этих сумм в Российские рубли исходя из официального курса валюты, установленного Центральным банком Российской Федерации, с указанием такового курса и даты его установления.
Пунктом 3.1.9 части 1 Извещения установлено, что все документы, представляемые участниками в составе заявки, должны быть заполнены по всем пунктам.
На основании п. 3.4.1 части 1 Извещения участник запроса котировок должен подготовить заявку, включающую в свой состав документы, оформленные строго по образцам форм документов, которые представлены в Части 5 "Образцы форм документов" Извещения.
Согласно п. 3.4.3 части 1 Извещения участник должен представить ценовое предложение по форме N 2, которое включает в себя заявку на участие в запросе котировок (Оферта Участника запроса котировок), срок действия которой должен быть не менее 30 (тридцати) календарных дней со дня, следующего за днем окончания приема заявок на участие в запросе котировок (далее - Форма N 2).
Частью 5 Извещения (Образцы форм документов) определены образцы форм документов, предоставляемых участниками в составе заявки на участие в Закупке, в том числе Форма N 2 (Заявка на участие в запросе котировок), в пункте 2 которой участник Закупки должен указать следующую информацию: "Настоящей заявкой мы выражаем своё согласие поставить товар (выполнить работы, оказать услуги) в точном соответствии с условиями, указанными в Извещении и проекте договора, по цене: ____________________ Евро, НДС__% в том числе / не облагается (нужное подчеркнуть)", а также заполнить следующую таблицу:
N п\п |
Наименование товара |
Характеристики товара (конкретные показатели, соответствующие требованиям извещения) |
Страна происхождения товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
Срок гарантии на товар (мес.) |
Сумма (Евро) без НДС |
Сумма (Евро) с НДС |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Пунктом 4.2.6.6 части 1 Извещения установлено, что в ходе рассмотрения заявок на участие в закупке заказчик, организатор закупки имеет право запрашивать у соответствующих органов государственной власти, а также юридических и физических лиц, указанных в заявке на участие в закупке и приложениях к ней, получать из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации, информацию о соответствии и достоверности указанных в заявке на участие в закупке сведений, на основании которой Закупочная комиссия принимает решение о дальнейшем допуске к участию в закупке или отстранении участника закупки от участия в закупке в случае несоответствия договорных условий, указанных в заявке на участие в закупке, требованиям Извещения.
Заявитель в жалобе указывает на то, что в соответствии с Формой N 2 (Заявка на участие в запросе котировок), представленной в части 5 Извещения (Образцы форм документов), участник должен указать свое ценовое предложение в евро, что и было сделано со стороны ООО "Альянс-Эксперт СПб". В Форме N 2, представленной в составе заявки ООО "Альянс-Эксперт СПб", Заявитель указал свое ценовое предложение по требуемому формату, а именно в евро, что и стало причиной отклонения заявки ООО "Альянс-Эксперт СПб" от участия в процедуре Закупки.
Представитель Организатора торгов пояснил, что Форме N 2 (Заявка на участие в запросе котировок), представленной в части 5 Извещения (Образцы форм документов), со стороны Организатора торгов была допущена техническая ошибка и в соответствии с требованиями п. 3.3.1 части 1 Извещения участник должен был указать свое ценовое предложение в валюте, указанной в Извещении и Информационном паспорте, то есть в рублях, однако Заявитель ООО "Альянс-Эксперт СПб" в Форме N 2, представленной в составе заявки, указал свое ценовое предложение в евро, что не соответствовало требованиям Извещения и послужило основанием для отклонения заявки ООО "Альянс-Эксперт СПб" от участия в процедуре Закупки.
Вместе с тем Комиссией СПб УФАС России установлено, что Форма N 2 (Заявка на участие в запросе котировок), представленная в части 5 Извещения (Образцы форм документов), предусматривает указание участником Закупки своего ценового предложения в евро, что и было сделано в Форме N 2, представленной в составе заявки ООО "Альянс-Эксперт СПб", при этом согласно п. 3.4.1 части 1 Извещения участник запроса котировок должен подготовить заявку, включающую в свой состав документы, оформленные строго по образцам форм документов, которые представлены в Части 5 "Образцы форм документов" Извещения.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что Заявитель ООО "Альянс-Эксперт СПб" представил свое ценовое предложение по Форме N 2 в соответствии с требованиями Извещения, оформленное по образцу соответствующей формы, установленному частью 5 Извещения, вследствие чего решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО "Альянс-Эксперт СПб" от участия в процедуре Закупки согласно итоговому протоколу по Закупке N 150 от 16.08.2019 является неправомерным, как принятое в порядке, не соответствующем Извещению.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов по неправомерному отклонению заявки ООО "Альянс-Эксперт СПб" от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Извещению, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам Закупки, а также в предъявлении требований к участникам Закупки по условиям и в порядке, которые не указаны в Извещении, допущенное при проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 20.08.2019 вх. N 24994/19) ООО "Альянс-Эксперт СПб" на действия Закупочной комиссии Организатора торгов АО "ЗАВОД "ДВИГАТЕЛЬ" (ИНН: 7802376603, ОГРН: 1079847000210) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку аккумуляторной батареи 2х40V4PzS 280 Ah для электрокары ЕП 011.2 инв. N 42636 (извещение N 31908176527) обоснованной.
2) Признать в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов АО "ЗАВОД "ДВИГАТЕЛЬ" (ИНН: 7802376603, ОГРН: 1079847000210) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении требований к участникам Закупки по условиям и в порядке, которые не указаны в Извещении, допущенное путем неправомерного отклонения от участия в процедуре Закупки заявки участника ООО "Альянс-Эксперт СПб" в порядке, не соответствующем Извещению.
3) Выдать Организатору торгов АО "ЗАВОД "ДВИГАТЕЛЬ" (ИНН: 7802376603, ОГРН: 1079847000210) и его Закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений проведения запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку аккумуляторной батареи 2х40V4PzS 280 Ah для электрокары ЕП 011.2 инв. N 42636 (извещение N 31908176527) путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, возврата заявок на участие в Закупке, внесения изменений в Извещение в части требований к участникам об указании в составе заявки своего ценового предложения, продления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, Извещением, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
29 августа 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 29.08.2019 N Т02-533/19 по жалобе на действия закупочной комиссии организатора торгов АО "ЗАВОД "ДВИГАТЕЛЬ" при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку аккумуляторной батареи 2х40V4PzS 280 Ah для электрокары ЕП 011.2 инв. N 42636 (извещение N 31908176527, далее - Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов АО "ЗАВОД "ДВИГАТЕЛЬ" (ИНН: 7802376603, ОГРН: 1079847000210) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку аккумуляторной батареи 2х40V4PzS 280 Ah для электрокары ЕП 011.2 инв. N 42636 (извещение N 31908176527), путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, возврата заявок на участие в Закупке, внесения изменений в извещение в части требований к участникам об указании в составе заявки своего ценового предложения, продления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, извещением, действующим положением о закупках организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 01 октября 2019 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 августа 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.09.2019