Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии,
члены Комиссии:
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России,
специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России,
при участии представителей интересов:
- ГУП РК "Крымэнерго" (далее - Заказчик),
- ИП Багрич А.Д. (далее - Заявитель);
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Оказание услуг по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства (ВЛ-6-10 кВ и ТП-10 кВ) ГУП РК "Крымэнерго" в количестве 1817 шт., с целью внесения сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН)" (извещение N 31908166124) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о запросе предложений с нарушением требований Закона о закупках.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились и заявили, что Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о закупках.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия Крымского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участников Закупки сертификата системы добровольной сертификации.
В соответствии с подпунктом 1.1. раздела 1. "Условия проведения запроса предложений" документации о проведении запроса предложений, Заказчиком установлены следующие требования к участникам Закупки:
"1.1. При проведении запроса предложений устанавливаются следующие требования к участникам закупки:
- соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом запроса предложений;
непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица, физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, банкротом и об открытии конкурсного производства;
неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в закупке;
отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в закупке не принято;
отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
отсутствие между участником закупки и Заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель Заказчика, член Комиссии состоят в браке с лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных лиц. Под выгодоприобретателями понимаются лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10 процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10 процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
участник закупки не является офшорной компанией;
отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации;
об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ);
об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 18 июля 2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223 - ФЗ)".
Ввиду того, что требование о наличии у участников Закупки сертификата системы добровольной сертификации в подпункте 1.1. раздела 1. "Условия проведения запроса предложений" документации о Закупке отсутствуют, Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не наше своего подтверждения.
Также, по мнению Заявителя, установление по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участника закупки, в том числе, наличие финансовых ресурсов, оборудования, других материальных ресурсов, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" такого подкритерия, как "Наличие сертификата системы добровольной сертификации", может привести к ограничению конкуренции.
Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с разделом "Критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости и порядок оценки" документации о Закупке, оценка заявок участников Закупки осуществляется на основании следующих критериев:
"1. Стоимостной критерий - "Цена закупки". Величина значимости критерия 30 %.
2. Нестоимостной критерий - "Квалификация участника закупки, в том числе, наличие финансовых ресурсов, оборудования, других материальных ресурсов, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". Величина значимости критерия 70%, в том числе:
2.1. Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в натуральном выражении за последние 5 (пять) лет, предшествующие дате публикации Извещения о закупке. Величина значимости подкритерия 20 %.
2.2. Наличие сертификата системы добровольной сертификации. Величина значимости подкритерия 50 %".
Пунктом 2.2. раздела "Критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости и порядок оценки" документации о Закупке установлено:
"2.2. Оценка по критерию "Наличие сертификата системы добровольной сертификации"
Коэффициент значимости подкритерия - 0,5.
R3i - оценка (балл) Заявки i-го Участника по критерию "Наличие сертификата системы добровольной сертификации".
Для получения рейтинга заявки по критерию "Квалификация участника закупки" количество баллов, присуждаемых i-й заявке по указанному критерию, умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Деловая репутация участника закупки определяется индексом деловой репутации в соответствии с ГОСТ Р 66.1.02-2015 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих инженерные изыскания" и требованиями систем добровольной сертификации (далее - СДС):
1) Система добровольной сертификации "Компетентность и экспертная оценка" (регистрационный номер Системы добровольной сертификации в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии NРОСС RU.З2097.04ИЕГ6), или
2) Система добровольной сертификации "Развитие, качество, актуальность" (регистрационный номер Системы добровольной сертификации в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N РОСС RU.З2096.04ИЕД7).
При оценке заявки участника закупки по показателю учитывается значение индекса деловой репутации, указанное в сертификате соответствия и оценивается в соответствии со шкалой:
Значение индекса деловой репутации |
R3i (в баллах) |
от 80 и выше |
100 баллов |
70-80 |
50 баллов |
60-69 |
25 баллов |
50-59 |
12,5 баллов |
Менее 50 или отсутствие сертификата |
0 баллов |
Для подтверждения сведений о значении индекса деловой репутации участник предоставляет копию сертификата соответствия, со всеми приложениями, выданного в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.1.02-2015 и СДС. На момент подачи заявки сертификат соответствия должен быть действительным. Индекс деловой репутации должен быть актуальным на дату подачи заявок на участие в запросе предложений.
Сертификат соответствия должен быть выдан лицом, допущенным в указанную систему добровольной сертификации, обладающим правом выдачи сертификата соответствия по требованиям ГОСТ Р 66.1.02-2015 и СДС.
Сертификат должен быть выдан в результате оценки деловой репутации участника закупки по следующему виду деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред.2):
- 71.12.46 "Землеустройство".
Действительность сертификата соответствия и актуальность индекса деловой репутации должна быть подтверждена сведениями реестра выданных сертификатов соответствия, расположенных на официальных сайтах систем добровольной сертификации "Компетентность и экспертная оценка" (http://dcsert.info/система-добровольной-сертификации/реестр-выданных-сер тификатов/реестр-выданных-сертификатов-опыта/?gost=66_1_02-2015) или "Развитие, качество, актуальность" (http://cdsert.info/gostsystem/gost-r-66-1-02-2015/).
При отсутствии у участника закупки деловой репутации, выраженной в индексе деловой репутации организации, рассчитанной в соответствии с ГОСТ Р 66.1.02-2015 и требованиями СДС, заявке участника закупки по данному показателю присваивается 0 баллов.
В случае несоответствия данных, указанных в составе заявке, в том числе в копии прилагаемых участником закупки документов, такой заявке участника закупки по данному показателю присваивается 0 баллов.
В случае если участником закупки приложены документы, выданные лицом не допущенным в указанную систему добровольной сертификации с правом выдачи сертификата соответствия по требованиям ГОСТ Р 66.1.02-2015 и системы добровольной сертификации, заявке такого участника закупки присваивается 0 баллов".
Согласно письменным возражениям Заказчика на жалобу Заявителя:
"Для подтверждения сведений о значении индекса деловой репутации участника закупки по следующему виду деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2): - 71.12.46 "Землеустройство".
Действительность сертификата соответствия и актуальность индекса деловой репутации должна быть подтверждена сведениями реестра выданных сертификатов соответствия, расположенных на официальных сайтах систем добровольной сертификации "Компетентность и экспертная оценка" или "Развитие, качество, актуальность".
При отсутствии у участника закупки деловой репутации, выраженной в индексе деловой репутации организации, рассчитанной в соответствии с ГОСТ Р 66.1.02-2015 и требованиям СДС, заявке участника закупки по данному показателю присваивается 0 баллов.
В случае несоответствия данных, указанных в составе заявки, в том числе в копии прилагаемых участников закупки документов, такой заявке участника закупки по данному показателю присваивается 0 баллов.
В случае если участником закупки приложены документы, выданные лицом не допущенным в указанную системы добровольной сертификации с правом выдачи сертификата соответствия по требованиям ГОСТ Р 66.1.02-2015 и системы добровольной сертификации, заявке такого участника закупки присваивается 0 баллов.
_
Критерий "Наличие сертификата системы добровольной сертификации", оцениваемый по значению индекса деловой репутации, установленный в документации на закупки, не является обстоятельством, ограничивающим какого-либо участника закупки в подаче заявки, и, таким образом, не содержат в себе признаков ограничения конкуренции.
_
Количество баллов по показателю зависит от индекса деловой репутации, указанного в сертификате соответствия.
Применение индексов деловой репутации в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.1.02-2015 обосновано и не ограничивает доступ к участию в запросе предложений. Установленный в документации код ОКВЭД2, по которому требуется предоставить сертификат (-71.12.46 "Землеустройство") полностью соотносится с предметом запроса предложений. Таким образом, критерий оценки позволяет выявить лучшие условия исполнения договора".
Согласно пункту 1 ГОСТ Р 66.1.02-2015 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих инженерные изыскания" настоящий стандарт устанавливает специальные требования, модель и критерии оценки деловой репутации лиц, осуществляющих инженерные изыскания, позволяет обеспечить единый и объективный подход при ранжировании и выборе лица, осуществляющего инженерные изыскания при проведении тендеров, конкурсов, а также оценки его репутационного потенциала и финансовой успешности. Стандарт входит в национальную систему стандартов "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности" в соответствии с классификатором видов экономической деятельности, относящихся к классу 71 раздела М "Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализа".
Согласно пункту 4 ГОСТ Р 66.1.02-2015 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих инженерные изыскания" оценка деловой репутации организации выражается индексом, который определяют по выражению:
,
где ... - коэффициенты весомости факторов, определяемые экспертным путем таким образом, чтобы в идеальном случае , т.е. при и , z;
x1 - фактор "История", характеризующий продолжительность присутствия организации на рынке и объем выполненных ею работ;
x2- фактор "Средства" зависит от обеспеченности организации ресурсами, необходимыми для проведения инженерно-изыскательских работ;
x3- фактор "Кадры" характеризует наличие в организации квалифицированных специалистов и руководителей, имеющих соответствующие лицензии и сертификаты;
x4 - фактор "Имидж" характеризует восприятие организации клиентами и обществом в целом;
z - коэффициент "Достоверность" характеризует полноту и достоверность сведений, представленных организацией.
Заявитель не представил доказательств, что установленный Заказчиком подкритерий "Наличие сертификата системы добровольной сертификации" может привести к ограничению конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 19 августа 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.08.2019