Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
Белова А.Н., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;
Члены комиссии:
Вехкалахти В.С., специалист 1 разряда финансово-административного отдела;
Эдилян Б.Х., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
в присутствии представителей МАОУ "Школа-интернат N85" г. Перми - <...> (предъявлен паспорт), Якимова Е.Г. <...>, без участия заявителя (надлежащим образом уведомлен),
рассмотрев жалобу ИП Галицыной Н.А. (ИНН: 745208874227) (вх. N 010664) (далее - Заявитель) на МАОУ "Школа-интернат N85" г. Перми (ИНН: 5904101393) (далее - Заказчик, организатор торгов), при организации и проведении открытого конкурса на оказание услуги по организации горячего питания (извещение N 31908061533, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) (далее - торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
19.07.2019 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, доводы которой указывают на:
- установление в конкурсной документации некорректного срока подачи запроса о разъяснении положений конкурсной документации;
- отсутствие исчерпывающего перечня документов, подтверждающих дополнительные требования, в конкурсной документации;
- отсутствие в конкурсной документации порядка оценки заявок;
- отсутствие проекта договора в конкурсной документации, перечня движимого имущества и расчета стоимости аренды столовой и пищеблока и стоимости аренды движимого имущества.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные пояснения, указывает на отсутствие каких-либо нарушений Закона о закупках и Положения о закупках при проведении рассматриваемого конкурса, просит признать жалобу необоснованной.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
2. При проведении рассматриваемого конкурса, Заказчик руководствовался Положением о закупке МАОУ "Школа-интернат N 85"г. Перми (далее - Положение) и Конкурсной документацией на право заключить договор на оказание услуг по организации горячего питания МАОУ "Школа-интернат N 85" г. Перми (далее - Документация).
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 03.07.2019 г., дата начала подачи заявок - 04.07.2019 г., дата окончания подачи заявок - 22.07.2019 г., дата подведения итогов закупки - 23.07.2019 г.
В части 1 статьи 3 Закона о закупках содержаться основополагающие принципы организации и проведения закупок:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 3 статьи 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:
1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;
8) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки);
9) требования к участникам такой закупки;
10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;
11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке;
12) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки;
13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;
14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;
15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона;
16) иные сведения, определенные положением о закупке.
Пунктом 5.2. Положения предусмотрено, что любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном документацией о закупке (извещением о проведении запроса котировок) с учетом требований настоящего Положения, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
Согласно пункту 5.3 Положения, в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в пункте 5.2 настоящего Положения, заказчик осуществляет разъяснение положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса (темы разъяснений), а также пояснений к документу, определяющих суть разъяснения, даты поступления запроса о разъяснениях, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
Между тем, разделом 7 Документацией предусмотрено, что любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме, заказчику запрос о разъяснении положений конкурсной документации.
В течение двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса заказчик направляет в письменной форме разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее, чем за десять дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника открытого конкурса вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию.
Следовательно, Заказчик в Документации ограничил срок приема запросов на получение разъяснение, в Положении же этот срок тождественен со сроком дачи разъяснений, изложенный в части 3 статьи 3.2 Закона о закупках.
Между пунктами 5.2 и 5.3 Положения и разделом 7 Документации о сроке дачи разъяснений имеется противоречие, что нарушает часть 3 статьи 3.2 Закона о закупках и п. 5.3 Положения.
Таким образом, довод об установлении в конкурсной документации некорректного срока подачи запрос о разъяснении положений конкурсной документации следует считать обоснованным.
В разделе 3 Документации изложены требования к участникам процедуры торгов. Так, в пункте 11 раздела 3 Документации содержатся дополнительные требования:
- наличие финансовых ресурсов для исполнения договора;
- наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения договора;
- наличие опыта работы, связанного с предметом договора и (или) деловой репутации;
- наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора.
При этом, разделом пп. Д, пп. 2, Раздела 4 Документации установлено, что заявка на участие в конкурсе должна содержать следующие сведения и документы об участнике закупки, подавшем заявку:
документы, подтверждающие:
-наличие финансовых ресурсов для исполнения договора;
-наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения договора;
-наличие опыта работы, связанного с предметом договора и (или) деловой репутации;
-наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора.
Следовательно, довод об отсутствии в Документации исчерпывающего перечня документов, подтверждающих дополнительные требования, является необоснованным, так как участник закупки может представить любые документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям.
В разделе 10 Документации изложены критерии оценки заявок конкурсантов. Для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет заявки на участие в конкурсе по следующим критериям:
1. Цена договора - 50%;
2. Функциональные (потребительские) или качественные характеристики товаров, работ, услуг - 15%;
3. Квалификация участника закупки - 15%;
4. Предложение по созданию условий для улучшения качества оказываемой услуги - 20%.
Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе регулируется также разделом 10 Документации. Конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками открытого конкурса, признанными участниками конкурса.
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями, указанными в конкурсной документации, в порядке, установленном в разделе 22 положения о закупке
Пунктами 22.9 и 22.10 раздела 22 Положения предусмотрено, что на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе комиссией каждой заявке на участие в конкурсе относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора в соответствии с порядком оценки и сопоставления заявок, установленным в конкурсной документации, присваивается первый номер. В случае если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие условия. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
При этом, в ни в Положении, ни в Документации не указана информация о порядке оценке (совокупность математических действий необходимых для вычисления количества баллов).
Таким образом, положения Документации нарушают часть 10 статьи 4 Закона о закупках, в части наличия в Документации порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке. Следовательно, довод об отсутствии в конкурсной документации порядка оценки заявок следует признать обоснованным.
Разделом 11 Документации регулируется заключение договора по итогам проведения торгов. Так, заказчик в течение десяти рабочих дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе подписывает и передает победителю конкурса проект договора (Приложение N 8), который составляется путем включения условий исполнения договора, предложенных победителем конкурса в заявке на участие в конкурсе, в двух экземплярах. Победитель конкурса в течение двух рабочих дней со дня получения от заказчика подписывает такой договор и направляет его заказчику.
Проект договора размещен в извещении в системе ЕИС. Заявитель в своей жалобе указывает на отсутствие в составе Документации договора аренды столовой и пищеблока. Заключение данного договора - обязанность участника, который заключит основной договор по итогам торгов (Особые условия раздела 11 Документации). Из пояснений заказчика следует, что форма данного договора утверждена Постановлением администрации города Перми N 310 от 20.06.2012 г. Помимо этого, проект договора аренды не размещен на официальном сайте, а также в Документации отсутствует ссылка на Постановление администрации города Перми N 310 от 20.06.2012 г.
Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что неразмещение данного договора в составе Документации, является нарушением принципа информационной открытости закупки (п.1 ч. 1 статьи 3 Закона о закупках), поскольку на момент размещения извещения участник или потенциальный участник не имеет сведений о том, договор на какую цену он обязан будет заключить по итогам проведения торгов (дополнительный договор аренды столовой и пищеблока).
Таким образом, довод об отсутствии проекта договора в конкурсной документации, перечня движимого имущества и расчета стоимости аренды столовой и пищеблока и стоимости аренды движимого имущества является обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Галицыной Н.А. (ИНН: 745208874227) (вх. N 010664) на МАОУ "Школа-интернат N85" г. Перми (ИНН: 5904101393), при организации и проведении открытого конкурса на оказание услуги по организации горячего питания (извещение N 31908061533, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), обоснованной;
Установить в действиях МАОУ "Школа-интернат N85" г. Перми факт нарушения пункта 1 части 1 статьи 3, часть 3 статьи 3.2 ,части 10 статьи 4 Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и пункта 5.3 Положения о закупке МАОУ "Школа-интернат N 85"г. Перми .
Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.
Зам. Председателя Комиссии А.Н. Белова
Члены Комиссии В.С. Вехкалахти
Б.Х. Эдилян
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Эдилян Б.Х. (342) 235-10-36
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 июля 2019 г. N 059/07/03-713/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.07.2019