Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
...
Члены комиссии:
...
...
после перерыва,
рассмотрев жалобу ООО "Маслозавод Нытвенский" (ИНН: 5916015580) (вх. N 009095) (далее - заявитель) на действия МАДОУ "Детский сад N 238" (ИНН: 5902292978) при организации и проведении конкурса в электронной форме на поставку продуктов питания (молоко и молочные продукты) (извещение N 31907948621, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru),
УСТАНОВИЛА:
24.06.2019 г. в адрес Управления поступила жалоба ООО "Маслозавод Нытвенский" на действия МАДОУ "Детский сад N 238" при организации и проведении конкурса в электронной форме на поставку молока и молочных продуктов в виде неверного подсчета баллов по критерию "опыт поставки товара, выполнения работы, оказания услуг и деловая репутация за период с 01.01.2018 по 31.12.2018".
Заказчик с доводами жалобы согласен, представил письменные пояснения, указывает на наличие технической ошибки и на невозможность публикации исправленного протокола на официальном сайте.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг обществами установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее - Закон о закупках).
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик - автономное учреждение обязан руководствоваться, в том числе, утверждённым наблюдательным советом и размещённым в единой информационной системе не позднее пятнадцати дней со дня утверждения положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
В ч. 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. N 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" (далее - Правила формирования плана закупки товаров)).
Размещение плана закупки, информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений. Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года. План закупки считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта структурированного вида плана закупки и (или) электронного вида плана закупки либо структурированного вида плана закупки и графического вида такого плана (п.п. 14, 17 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. N 908).
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (ч. 5 ст. 3 Закона о закупках).
В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).
2. При проведении рассматриваемого конкурса в электронной форме, Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 238" г. Перми (далее - Положение) и Документацией о проведении конкурса в электронной форме на заключение договора на поставку продуктов питания (молока и молочных продуктов) для нужд Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 238" г. Перми (далее - Документация).
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 03.06.2019 г., дата окончания приема заявок - 19.06.2019 г., дата рассмотрения заявок и подведения итогов закупки - 20.06.2019 г.
Из анализа Положения, Документации о закупке, письменных доводов сторон, Комиссия Пермского УФАС России приходит к следующему выводу.
Согласно пп. 22.3-22.13 Положения, для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене договора (цене единицы товара, работы, услуги) и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены договора могут быть:
1) функциональные (потребительские) или качественные характеристики товаров, работ, услуг;
2) квалификация участника закупки;
3) расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
4) стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы;
5) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
6) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
7) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг;
8) предложение по созданию условий для улучшения качества оказываемой услуги (выполняемой работы), продлению и/или удешевлению эксплуатации (эксплуатационного цикла) товара, результата услуги (работы), повышению эффективности эксплуатации (эксплуатационного цикла) товара, результата услуги (работы).
В документации о закупке в отношении критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание указанных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг. Указанные показатели должны быть измеряемыми.
Использование иных критериев оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе не допускается.
Совокупная значимость критериев оценки и сопоставления заявок, установленных в конкурсной документации, должна составлять сто процентов. Значимость по критерию цена договора не может составлять менее двадцати процентов.
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Комиссия ведет протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в соответствии с требованиями, установленными пунктом 5.15 настоящего Положения и Постановления N 908. Протокол подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии в день окончания проведения оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания протокола.
Приложением N6 Документации установлен Порядок оценки и сопоставления заявок и критерии оценки заявок, согласно которому заявки на участие в конкурсе оцениваются исходя из критериев:
1. Цена договора - 70 баллов;
2. Опыт поставки товара, выполнения работы, оказания услуги и деловая репутация за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г. - 10 баллов;
3.Качественные, функциональные, экологические характеристики товара:
3.1 Отсутствие фактов нарушений - 10 баллов;
3.2 Наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения договора - 10 баллов.
Также согласно Приложению N6 Документации, опыт поставки товара, выполнения работы, оказания услуги и деловая репутация за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г. участника закупки оценивается на основании информации содержащейся в единой информационной системе в реестре контрактов и/ или реестре договоров заключенных с государственными (муниципальными) образовательными заказчиками по аналогичным предмету лота товарам. Контракты (договоры) предоставляются только в виде реестра приведенного в Приложении 4 "Заявка". Контракты (договоры) предоставленные в виде электронных документов любого формата (сканированные копии подписанных договоров, графические изображения, документы в формате Wordс приложением протоколов электронной закупки) не принимаются к оценке и рассмотрению. Предмет представленного договора должен быть исключительно аналогичен предмету лота закупки, не принимаются договоры, в предмете которых осуществляется поставка нескольких разнородных товаров (например: кура и рыба).В таком реестре должна содержаться информация, подтверждающая добросовестное исполнение такого контракта (договора) без неустоек (штрафов, пени), к расчёту также принимаются договоры, действующие на период проведения закупки, также внесенные в реестр контрактов (договоров) - дата исполнения таких договоров определяется по дате указанной в единой информационной системе, как период действия, так и срок исполнения. Дата заключения договоров предоставляемых в виде реестра (Приложение N 4 к заявке) должна быть не ранее 01.01.2018 года и не позднее 31.12.2018 г. Цена предоставляемых контрактов (договоров) не должна быть менее 80% от начальной (максимальной) цены соответствующего лота закупки. При предоставлении более 50% реестровых записей не соответствующих вышеуказанным требования, к оценке и сопоставлению не будет принята ни одна реестровая запись. Баллы начисляются из расчета 1 реестровая запись (содержащая информацию об исполнении без штрафных санкций или действующая на момент опубликования извещения) - 1 балл. Количество баллов, присуждаемых по критериям оценки "Квалификация участников закупки за период с 01.01.2018 г по 31.12.2018 г." определяется по формуле:
Rci= Ci/Cmax*Kc
где:
Rci - значение в баллах, присуждаемое i-ой заявке по указанному подкритерию;
Cmax - максимальное (лучшее) предложение по указанному подкритерию, содержащееся в заявках участников конкурса;
Ci - значение указанного подкритерия, предложенное в i-ой заявке;
Kc - максимальное значение указанного подкритерия в баллах.
Помимо этого, согласно п. 2. ч. 1. ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Из Протокола подведения итогов конкурса N877936 от 19.06.2019 г. следует, что при определении количества баллов по указанному критерию в отношении ООО "Маслозавод Нытвенский", к расчету было принято только 11 контрактов/договоров, заключенных ООО "Маслозавод Нытвенский" с государственными (муниципальными) образовательными заказчиками. При этом в отношении ООО "АЛЬЯНС-М" указано максимальное количество контрактов/договоров, используемых в расчете, а именно - 34.
Исходя из анализа Приложения N2 к заявке, ООО "Маслозавод Нытвенский" для оценки по указанному критерию была предоставлена информация по 22 контрактам/договорам, а по информации, содержащейся в единой информационной системе, в реестре контрактов и/или реестре договоров, заключенных с государственными (муниципальными) заказчиками по аналогичным предмету лота товарам у ООО "АЛЬЯНС - М" заключен только 21 контракт/договор.
В своих пояснениях к жалобе ответчик указал, что при оценке заявки ООО "Алъянс-М" по критерию номер 2 при формировании протокола подведения итогов конкурса была допущена техническая ошибка, по критерию номер 2 указано 34 договора/контракта, необходимо было указать 21 договор/ контракт.
Ответчиком предоставлен исправленный протокол подведения итогов конкурса N877936 от 26.06.2019, согласно которому ООО "Маслозавод Нытвенский" признается победителем закупки, набрав рейтинг 95,24 балла. Далее баллы распределились следующим образом: ООО "Альянс-М" - 93,28 баллов; ООО "Молочко" - 70,29 баллов.
Исходя из того, что ООО "Маслозавод Нытвенский" признается победителем данной закупки, имея для оценки 11 договоров по критерию "Опыт поставки товара, выполнения работы, оказания услуги и деловая репутация за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2018", довод заявителя о включении для оценки 12-го договора с МАОУ "Школа дизайна "Точка" г. Перми не имеет правового значения в рассматриваемой ситуации.
Исходя из изложенного, действиями Закупочной комиссии при неверном подсчете баллов были нарушены положения Приложения N6 Конкурсной Документации, а также принципы равноправия и справедливости по отношению к участникам закупки, регламентированные п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В части довода о том, что в конкурсной документации и извещении о закупке N31907948621 имеются противоречия, о порядке проведения процедуры (дата и время окончания подачи заявок указана 19.06.2019 в.09:00 (МСК+2), а в документации о конкурсе в разделе VIII указано до 19.06.201.9г до 09.00 местного времени; во всех протоколах в п.7 срок предоставления документации указан с 03.06.2019 г. 17:00 по 19.06.2019 07:00; согласно извещения о закупке дата подведения итогов указана 20.06.2019 г; конкурсной документации в разделе X дата и время оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе указана 20.06.2019 г. в 17:00 (местное время), однако протокол подведения итогов конкурса N 877936 датирован 19.06.2019 г), комиссия установила следующее.
В извещении указана дата и время окончания подачи заявок (по местному времени 19.06.2019 в 09:00, в документации - дата окончания подачи заявок на участие в конкурсе в электронной форме - 19.06.2019 года до 09.00 местного времени. Доступ к заявкам, согласно регламенту электронной площадки был открыт 19.06.2019 в 09:00 местного времени.
Во всех протоколах в п. 7 Срок предоставления документации - с 03.06.2019 по 19.06.2019 до 07.00 (время московское, согласно регламенту электронной площадки). Согласно извещения о закупке и документации - срок подведения итогов конкурса 20.06.2019 17:00 местного времени, данный протокол опубликован на официальном сайте 20.06.2019 16:34 (время московское). В протоколе подведения итогов конкурса указана дата 19.06.2019 года, дата указана автоматически, так как формирование итогового протокола на электронной площадке стало доступным после опубликования предыдущего протокола рассмотрения заявок (19.06.2019 17:00 местного времени).
Проанализировав доводы жалобы, возражения заказчика, иные документы, представленные в материалы дела, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о признании довода жалобы заявителя об ошибке при оценке заявки обоснованной. В силу того, что ответчиком была исправлена техническая ошибка и представлен новый протокол, Комиссия Пермского УФАС России принимает решение об отсутствии необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Пермского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Маслозавод Нытвенский" (ИНН: 5916015580) (вх. N 009095) (далее - заявитель) на действия МАДОУ "Детский сад N 238" (ИНН: 5902292978) при организации и проведении конкурса в электронной форме на поставку продуктов питания (молоко и молочные продукты) (извещение N 31907948621, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), обоснованной;
Признать в действиях Закупочной комиссии МАОУ "Детский сад N 238" факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также положения Приложения N6 Конкурсной Документации;
Предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 12 июля 2019 г. N 059/07/3-633 (ключевые темы: участники закупок - закупки товаров, работ и услуг - исполнение контракта - план закупок - конкурсная документация)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.07.2019