Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
Хаснуллин Н.А., заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
Эдилян Б.Х., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
Катаев Д.Д., специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности,
при участии представителей:
ГАУ ПК "Центр развития туризма" - <...> (по доверенности);
НП "Содействие развитию въездного и внутреннего туризма "Перемаа" - <...> (директор),
рассмотрев жалобу Сельскохозяйственного потребительского сбытового перерабатывающего кооператива "Пермский сельскохозяйственный союз" (ИНН 5948044456) (вх. N 008386) (далее - заявитель) на действия ГАУ ПК "Центр развития туризма" (ИНН: 5902004644); Закупочной комиссии ГАУ ПК "Центр развития туризма" (далее - заказчик, закупочная комиссия) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на Оказание услуг по анализу экскурсионных продуктов и разработке сопроводительных материалов комплексной экскурсионно-туристической программы для обучающихся общеобразовательных организаций Пермского края. (извещение N 31907915069, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) (далее - торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
11.06.2019 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, в которой указано на неправомерный отказ закупочной комиссии заказчика от заключения договора с единственным участником запроса котировок.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменный отзыв на жалобу, указывает на отсутствие нарушений при проведении закупки.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
2. При проведении рассматриваемого конкурса, Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг государственного автономного учреждения Пермского края "Туристский информационный центр" (далее - Положение) и опубликованным Извещением о запросе котировок в электронной форме (далее - Документация).
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 27.05.2019 г., дата окончания приема заявок - 04.06.2019, рассмотрения заявок и подведения итогов закупки - 05.06.2019.
На момент рассмотрения жалобы опубликован протокол рассмотрения заявок на участие в запросе котировок N 859175, согласно которому запрос котировок признан несостоявшимся в связи с поступлением единственной заявки, принято решение о проведении повторной закупки.
Из анализа доводов жалобы заявителя, положений закупочной документации, иных представленных в материалы дела документов, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о признании доводов жалобы заявителя необоснованными в виду следующего.
Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно п. 3.9.1 Положения о закупках Заказчика, под запросом котировок в электронной форме понимается форма торгов, при которой информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе и на электронной площадке извещения о проведении запроса котировок в электронной форме и победителем запроса котировок в электронной форме признается участник запроса котировок в электронной форме, заявка на участие в запросе котировок в электронной форме которого соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, и содержит наиболее низкую цену договора.
Согласно подп. 11 п. 3.2.2 Положения, в случае если закупка признана несостоявшейся в связи с тем, что до окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке подана только одна заявка на участие в закупке, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, либо в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке только одна заявка на участие в закупке признана соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, договор может быть заключен на основании настоящего подпункта с единственным участником такой закупки только на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке и предложенных единственным участником закупки при осуществлении конкурентной закупки.
Таким образом, положением о закупки не предусмотрена обязанность Заказчика заключить договор с единственным участником запроса котировок. Заключение договора с единственным участником запроса котировок является правом заказчика. Следовательно, доводы жалобы заявителя являются необоснованными.
Кроме того, Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что заказчиком принято решение о повторном проведении запроса котировок на Оказание услуг по анализу экскурсионных продуктов и разработке сопроводительных материалов комплексной экскурсионно-туристической программы для обучающихся общеобразовательных организаций Пермского края (извещение в ЕИС N 31907963467).
Таким образом, Заявитель вправе вновь принять участие в запросе котировок, в том числе, на предложенных им ранее условиях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу Сельскохозяйственного потребительского сбытового перерабатывающего кооператива "Пермский сельскохозяйственный союз" (ИНН 5948044456) (вх. N 008386) на действия ГАУ ПК "Центр развития туризма" (ИНН: 5902004644); Закупочной комиссии ГАУ ПК "Центр развития туризма" при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на Оказание услуг по анализу экскурсионных продуктов и разработке сопроводительных материалов комплексной экскурсионно-туристической программы для обучающихся общеобразовательных организаций Пермского края. (извещение N 31907915069, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), необоснованной;
Предписание не выдавать.
Зам. Председателя Комиссии Н.А. Хаснуллин
Члены Комиссии Б.Х. Эдилян
Д.Д. Катаев
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Костюк А.В. (342) 235-10-36
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 июня 2019 г. N 059/07/3-595/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.06.2019