Я, временно исполняющая обязанности руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай Дымова Анастасия Евгеньевна, рассмотрев протокол N 004/04/7.30-216/2019 от 11.09.2019 г. и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица, члена аукционной комиссии Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай "_".
УСТАНОВИЛ:
Дело рассматривается в присутствии должностного лица, члена аукционной комиссии Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай "_" в Управлении ФАС по Республике Алтай (Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, ул. Ленина, 226, строение, 2).
В ходе внеплановой камеральной проверки УФАС по Республике Алтай в действиях заказчика Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг утилизации имущества (N 0277100000319000139) установило нарушения ч. 2 ст. 69 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части необоснованного принятия решения о соответствии второй части заявки участника под N 105519958 (ООО "СМУ-21") требованиям аукционной документации.
Нарушение выразилось в следующем:
ГУ-РО ФСС России по Республике Алтай 19.07.2019 г. размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг утилизации имущества N 0277100000319000139.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию в силу п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства) непосредственно у участника закупки.
В п. 6 Информационной карты (часть I аукционной документации) заказчиком установлены требования, в том числе ко второй части заявки на участие в электронном аукционе, а именно: вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: пп. 2 документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона или копии этих документов: В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" - копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Виды работ (услуг) выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности в соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности": Сбор отходов IV класса опасности; Транспортирование отходов IV класса опасности; Обработка отходов IV класса опасности; Утилизация отходов IV класса опасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 данного Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 29.07.2019 г. на участие в электронном аукционе подано 4 заявки, все участники были допущены к участию в электронном аукционе, участие в аукционе приняли 3 участника закупки.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме N0277100000319000139-П3 от 02.08.2019 г. все 3 заявки аукционной комиссией признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона.
При анализе второй части заявки участника под N 105519958 (ООО "СМУ-21") УФАС по РА установлено, что участником во второй части заявки представлена Лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности ЗАО ОНПЭЦ "Регион-Центр-Экология" (серия 040 N 00060П) и заключенный между ООО "СМУ-21" и ЗАО ОНПЭЦ "Регион-Центр-Экология" договор на оказание возмездных услуг N 5129 от 15.02.2019 г.
Таким образом, аукционной комиссией ГУ-РО ФСС России по Республике Алтай в нарушение ч. 2 ст. 69 Закона о контрактной системе необоснованно принято решение о соответствии второй части заявки участника ООО "СМУ-21" (N 105519958) требованиям аукционной документации, так как участник закупки не представил документы, подтверждающие соответствие его требованиям п.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
За данное нарушение законодательства о контрактной системе предусмотрена ответственность по части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в данной части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
На основании статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 данного Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
Приказом Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай N 423 от 11.07.2019 г. "Об осуществлении закупки" создана аукционная комиссия по закупке на оказание услуг утилизации имущества. "_" является членом аукционной комиссии.
Согласно письму ГУ-РО ФСС России по Республике Алтай от 14.08.2019 г. N 17-19/0417-1578 (вх. N 3479 от 15.08.2019 г.) учреждение ходатайствует о привлечении к административной ответственности за совершение вышеуказанного правонарушения члена комиссии "_", мнение которой, как начальника отдела организации закупок для государственных нужд, являлось наиболее значимым при принятии решения аукционной комиссией.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме N0277100000319000139-П3 от 02.08.2019 г. член аукционной комиссии ГУ - РО ФСС России по Республике Алтай "_" рассматривала вторые части аукционных заявок и принимала решение о их соответствии требованиям аукционной документации, в том числе заявки N 105519958 (ООО "СМУ-21").
Согласно письменным пояснениям "_" от 04.09.2019 г. (вх. N 3822), на принятие решения повлияло наличие противоречивой практики по данному вопросу территориальных органов ФАС России. Во избежание нарушений Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком было принято решение об обращении в УФАС по РА до заключения государственного контракта за выдачей предписания, позволяющего возвратить закупку на этап подведения итогов, чтобы принять решение в отношении поступивших заявок на участие в электронном аукционе, соответствующее законодательству.
В соответствии с положениями ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Вместе с тем, в соответствии с положениями КоАП РФ, неосторожность также является формой вины.
При таких обстоятельствах, субъективная сторона выражается виной в форме неосторожности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, не предвидело возможности наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Вина, как элемент состава административного правонарушения, характеризуется тем, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, могло предотвратить нарушение законодательства о контрактной систем, однако, по неаргументированным причинам не обеспечило исполнение требований Закона о контрактной системе, допустив их нарушение.
Таким образом, в действиях должностного лица, члена аукционной комиссии ГУ - РО ФСС России по Республике Алтай "_" содержится состав нарушения ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Факт совершения "_" административного правонарушения подтверждается протоколом по делу N 004/04/7.30-216/2019 об административном правонарушении от 11.09.2019 г., а также другими материалами дела.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение законодательства о контрактной системе, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, является исполнение 20.08.2019 г. предписания от 12.08.2019 г. (вх. 3596 от 22.08.2019 г.), выданного УФАС по РА об отмене протокола подведения итогов аукциона в электронной форме от 02.08.2019 г., и повторного рассмотрения вторых частей заявок всех участников данного аукциона.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, не выявлено.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит исключений применения приведенной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
В пояснении от 04.09.2019 г. (вх. 3822) "_" вину в совершении правонарушения признает, обязуется впредь не допускать нарушений, и просит освободить ее от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
При освобождении нарушителя от административной ответственности ввиду применения статьи 2.9 КоАП РФ достигаются и реализуются все цели и принципы административного наказания: справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности, поскольку к нарушителю применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание, которая призвана оказать моральное воздействие на нарушителя, и направлена на то, чтобы предупредить, проинформировать нарушителя о недопустимости совершения подобных нарушений впредь.
Нарушение, допущенное должностным лицом, членом аукционной комиссии ГУ - РО ФСС России по Республике Алтай "_" по своему характеру не имеет значительной степени общественной опасности, поскольку данное нарушение (необоснованное признание заявки N 105519958 (ООО "СМУ-21") соответствующей требованиям документации) аукционной комиссией выявлено самостоятельно, в связи с чем учреждение обратилось в УФАС по РА с заявлением о выдаче предписания об отмене итогового протокола и повторном рассмотрении вторых частей заявок. Жалоб от участников аукциона на действия аукционной комиссии в рамках данной закупки в УФАС по РА не поступало. В связи с чем, данное правонарушение может расцениваться как малозначительное.
Руководствуясь статьями 2.4; 2.9; 7.30; 23.66; 29.9; 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Производство по делу об административном правонарушении N 004/04/7.30-216/2019, возбужденному в отношении должностного лица, члена аукционной комиссии ГУ-РО ФСС России по Республике Алтай "_" по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ (признание заявки на участие в аукционе N0277100000319000139 соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке) прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
2. В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ объявить должностному лицу, члену аукционной комиссии ГУ-РО ФСС России по Республике Алтай "_" за нарушение требований ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, устное замечание.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 и ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке (Горно-Алтайский городской суд) в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 20 сентября 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.09.2019