Я, начальник отдела расследований на торгах Управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы <...>, рассмотрев материалы дела N 22/01/16-5/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении публичного акционерного общества "Электромеханика" (ОГРН 1026901848654, ИНН 6914001400, КПП 691401001; адрес: 172386, Тверская обл., г. Ржев, Заводское ш., д. 2; далее - ПАО "Электромеханика"), а также принятое Комиссией Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела N 22/01/16-5/2019 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия, Комиссия ФАС России) решение по делу N 22/01/16-5/2019, которым установлен факт нарушения ПАО "Электромеханика" пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛ:
В Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России), в соответствии с приказом ФАС России от 01.08.2007 N 244 "Об утверждении Правил передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган" поступило дело N 04-6/1-7-2018, возбужденное Тверским УФАС России по признакам нарушения пунктов 1, 3 и 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции в отношении Правительства Тверской области, Министерства здравоохранения Тверской области, ПАО "Электромеханика", по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в отношении Министерства здравоохранения Тверской области и ПАО "Электромеханика".
Дело N 04-6/1-7-2018 принято к рассмотрению ФАС России, в связи с чем указанному делу присвоен учетный N 22/01/16-5/2019.
Приказом ФАС России от 15.04.2019 N 459/19 создана Комиссия по рассмотрению дела N 22/01/16-5/2019 о нарушении антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения дела N 22/01/16-5/2019 Комиссией ФАС России принято решение (исх. от 05.07.2019 N 22/57366/19), которым установлен факт нарушения Министерством здравоохранения Тверской области и ПАО "Электромеханика" пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников.
ФАС России установлен факт заключения и реализации антиконкурентного соглашения между Министерством здравоохранения Тверской области и ПАО "Электромеханика", которое привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при проведении Министерством здравоохранения Тверской области закупочных процедур и созданию преимущественных условий для участия ПАО "Электромеханика", о чем свидетельствуют следующие обстоятельства:
1. В 2017 - 2018 гг. Министерством здравоохранения Тверской области проведены четыре "этапа" закупочных процедур в целях приобретения быстровозводимых модульных фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП):
1) 16 электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на поставку ФАП с жилым блоком/без жилого блока NN 0136200003617010070, 0136200003617010065, 0136200003617010049, 0136200003617010052, 0136200003617010053, 0136200003617010055, 0136200003617010056, 0136200003617010057, 0136200003617010058, 0136200003617010059, 0136200003617010060, 0136200003617010062, 0136200003617010067, 0136200003617010063, 0136200003617010051, 0136200003617010050 (далее - закупочные процедуры / закупки / аукционы первого "этапа"), которые были отменены на основании решения заказчика;
2) 16 электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на поставку ФАП, поставка которых ранее была определена в качестве предмета закупок первого "этапа") NN 0136200003617011936; 0136200003617011965, 0136200003617011951, 0136200003617011947, 0136200003617011964, 0136200003617011934, 0136200003617011962, 0136200003617011950, 0136200003617011956, 0136200003617011960, 0136200003617011958, 0136200003617011942, 0136200003617011945, 0136200003617011954, 0136200003617011937, 0136200003617011940 (далее - закупочные процедуры / закупки / аукционы второго "этапа"), которые были отмены на основании решения заказчика;
3) электронный аукцион на право заключения государственного контракта на аренду с правом последующего выкупа 22 быстровозводимых модульных конструкций с мебелью и оборудованием для фельдшерско-акушерских пунктов N 0136200003618003271 (далее - закупочная процедура / закупка / аукцион третьего "этапа"), государственный контракт был заключен с единственным участником - ПАО "Электромеханика";
4) электронный аукцион на право заключения государственного контракта на поставку 28 ФАП N 0136200003618003583 (далее - закупочная процедура / закупка / аукцион четвертого "этапа"), по окончании срока подачи заявок на участие в которой не было подано ни одной заявки.
При этом Комиссией ФАС России установлено, что процесс фактической поставки ФАПов (монтаж, оснащение оборудованием, подключение к инженерным сетям) начал осуществляться ПАО "Электромеханика" до проведения указанных закупочных процедур, что подтверждается следующим:
- документами и информацией, обнаруженными при проведении внеплановой выездной проверки ПАО "Электромеханика" (приказ ФАС России от 22.04.2019 N 501/19);
- информацией и фотоматериалами, представленными региональным отделением в Тверской области Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию";
- сведениями, представленными районными администрациями Старицкого (вх. от 18.06.2019 N 104343-ЭП) и Торжковского района (вх. от 17.06.2019 N 103241-ЭП/19) в ответ на запрос ФАС России от 03.06.2019 N АЦ/46371/19; сведенениями, представленными администрацией Бежецкого района (вх. ФАС России от 27.06.2019 N 110913/19), подтверждающими направление руководителям центральных районных больниц (далее - ЦРБ) Тверской области технических требований и технических схем подготовки строительных площадок под размещение модульных ФАП до проведения закупочных процедур первого "этапа", наличием взаимоотношений между Бежецкой ЦРБ и ПАО "Электромеханика" по поводу подготовки площадки в деревне Филиппково Бежецкого района под размещение модульного фельдшерско-акушерского пункта и готовность данной площадки к 06.10 2017;
- договором поставки медтехники и медоборудования от 01.12.2017, заключенным между ПАО "Электромеханика" и ООО "Профсистема", в рамках которого ООО "Профсистема" в адрес ПАО "Электромеханика" поставляло необходимые для оснащения ФАПов, медтехнику и медоборудование (электрокардиографы, дефрибриляторы-мониторы и пр.);
- письмом исх. ПАО "Электромеханика" от 14.12.2017 N 19-5/1340, аддресованным заместителю Министра здравоохранения Тверской области <...>, в котором сообщается: что, на 06.12.2017 все ФАПы отгружены и установлены на площадках в поселениях Тверской области".
2. При проведении закупочных процедур первого "этапа" заказчиком установлены неосуществимые сроки исполнения условий государственных контрактов на поставку ФАПов, что подтверждается:
- наличием запросов о даче разъяснений положений документации об электронных аукционах, в которых потенциальные участники закупочных процедур указывают на неисполнимость сроков реализации условий проектов государственных контрактов;
- наличием жалоб, по результатам рассмотрения которых приняты решения о признании в действиях Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области (уполномоченный орган) и Министерства здравоохранения Тверской области нарушений требований пункта 2 части 1 статьи 64, статьи 8, пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и выданы соответствующее предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе;
- отменой заказчиком определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании решения заказчика от 27.12.2017;
- результатами анализа закупочных процедур с аналогичным объектом закупок;
- отсутствием иных хозяйствующих субъектов, кроме ПАО "Электромеханика", подавших заявки и соответственно готовых исполнить государственные контракты, в подобные "сжатые" сроки, указанные в извещениях о проведении электронных аукционов и проектах контрактов до внесения соответствующих изменений.
3. Решение заказчика об отмене определения поставщика 16 закупочных процедур второго "этапа", которые прошли в условиях конкурентной борьбы (снижение начальной (максимальной) цены контракта от 7,50 % до 27,15 %) и ни в одной из которых ПАО "Электромеханика" не одержало победу, является неправомерным, так как внесение изменений в государственную программу Тверской области "Здравоохранение Тверской области" на 2015-2020 годы, в части перераспределения финансовых средств, предусмотренных на мероприятие 1.012 "приобретение быстровозводимых модульных конструкций с мебелью и оборудованием для фельдшерско-акушерских пунктов", на иные цели, являющееся основанием для принятия данного решения, не может расцениваться, как непредвиденное и чрезвычайное обстоятельство.
После отмены 16 закупок второго "этапа", Министром здравоохранения Тверской области даны поручения главным врачам центральных районных больниц о заключении с ПАО "Электромеханика" договоров аренды на ФАПы, являющиеся предметом закупки аукционов второго "этапа".
4. Определение (формулировка) объекта закупки третьего "этапа" как "Аренда с правом последующего выкупа 22 быстровозводимых модульных конструкций" приводит к ограничению количества участников закупки, так как предполагает, что потенциальному участнику для того, чтобы исполнить условия государственного контракта необходимо иметь в собственности ФАПы, установленные на территории соответствующих (отобранных заказчиком) сельских населенных пунктов и соответствующие требованиям технического задания, являющегося неотъемлемой частью государственного контракта. При этом из вышеуказанных 22 ФАПов 16 фельдшерско-акушерских пунктов ранее были предметом аукционов второй "этапа".
5. Из письма председателя Правительства Тверской области - Министра здравоохранения Тверской области <...> (далее - <...>) губернатору Тверской области <...>, обнаруженному при исследовании документов, скопированных со служебного компьютера <...>. при проведении внеплановой выездной проверки Правительства Тверской области (приказ ФАС России от 22.04.2019 N 500/19) следует, что между <...> и генеральным директором ПАО "Электромеханика" <...> проводились встречи (как до, так и после проведения закупочной процедуры четвертого "этапа") по поводу участия / неучастия ПАО "Электромеханика" в закупочной процедуре. Достигнута договоренность об участии организации в повторных торгах на новых условиях.
Таким образом, в действиях ПАО "Электромеханика" имеются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить в отношении ПАО "Электромеханика" (ИНН 6914001400, ОГРН 1026901848654, КПП 691401001 дата регистрации в качестве юридического лица - 22.02.1993; адрес: 172386, Тверская обл., г. Ржев, Заводское ш., д. 2) дело по факту нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, которое привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при проведении Министерством здравоохранения Тверской области закупочных процедур и созданию преимущественных условий для участия ПАО "Электромеханика", ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
2. Провести административное расследование.
3. В соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ ПАО "Электромеханика" надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в ФАС России следующие сведения (документы, материалы), заверенные надлежащим образом:
3.1 Информацию о наличии смягчающих административную ответственность обстоятельств, о причинах и условиях, способствовавших совершению административного правонарушения.
3.2 Сведения о размере суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) определяемые в соответствии со статьями 248, 249 Налогового кодекса Российской Федерации (без НДС и без учета внереализованных доходов), за 2017, 2018 годы.
3.3 Отчет о прибылях и убытках за 2017-2018 годы.
4. Законному представителю ПАО "Электромеханика" явиться "18" октября 2019 г. в 14 час. 30 мин. по адресу: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, (Управление по борьбе с картелями ФАС России, кабинет N 575) для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении, либо направить защитника с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу N 22/04/14.32-121/2019, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП РФ.
ПАО "Электромеханика" в соответствии со статьями 28.3, 28.7 КоАП РФ письменно разъясняются права и обязанности, предусмотренные статьями 24.2 - 24.4, 25.1, 25.4, 25.10, 25.5 и 28.2 КоАП РФ, а именно:
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, знакомиться с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, представить объяснения и замечания по содержанию протокола, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ;
В качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом. Защитник допускается к участию в производстве по делу с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Защитник, допущенный к участию в производстве по делу, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет право лично присутствовать при рассмотрении дела об административном правонарушении и (или) обеспечить участие своего защитника.
Лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
В соответствии со статьей 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
В случае неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено в его отсутствие (пункт 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ).
Начальник отдела расследований на торгах
Управления по борьбе с картелями <...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Федеральной антимонопольной службы от 19 сентября 2019 г. N 22/04/14.32-121/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.09.2019