Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
при участии:
от ООО "ОБИТ" - <...> (по доверенности от 25.04.2019),
от АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" - <...> (по доверенности от 20.03.2018 N 599/128), <...> (по доверенности от 20.03.2019 N 599/129),
рассмотрев жалобу ООО "ОБИТ" (далее - Заявитель) на действия АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" (далее - Заказчик) при проведении закрытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на организацию каналов связи Москва-Байконур для нужд АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" (реестровый N 31907585770) (далее - Закупка), в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, способ проведения конкурентной процедуры выбранный Заказчиком, противоречит его собственному Положению о закупках.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу
о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи
3 Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закона о закупках).
Представитель Заказчика с жалобой не согласился, представили письменные возражения.
Комиссия, изучив представленные документы, признает жалобу Заявителя необоснованной на следующем основании.
Согласно п. 19.14.2 Положения о закупках Заказчика закупки, по результатам которых договоры исполняются, и (или) продукция, поставляемая по договору, будет использоваться на территории иностранного государства, проводятся у единственного поставщика на основании, предусмотренном пп. 6.6.2(23) Положения о закупках.
По мнению Заявителя, учитывая, что проведение каналов-связи будет осуществляться на территории иностранного государства, а именно Республики Казахстан, Заказчик был обязан осуществить Закупку у единственного поставщика.
При этом в соответствии с п. 6.6.1 Положения о закупках закупка у единственного поставщика является неконкурентным способом закупки и заказчик вправе проводить закупку у единственного поставщика в случаях, предусмотренных настоящим подразделом.
Таким образом, проведение Закупки у единственного поставщика является правом, а не обязанностью Заказчика.
Кроме того, Заявитель подал заявку на участие в Закупке, что подтверждается протоколом открытия доступа к поданным заявкам на участие в открытом запросе предложений в электронной форме от 13.03.2019 N 155, а также направил жалобу на действия Заказчика 16.04.2019.
Комиссия учитывает, что до окончания подачи заявок Заявитель указанное условие не оспаривал, запрос разъяснений в адрес Заказчика не направлял.
Комиссия отмечает, что обжалование в антимонопольном органе осуществляется в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и происходит с учетом особенностей, установленных названной статьей, а также в соответствии с ч. 11 ст. 3 Закона о закупках. Согласно указанной норме, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Из буквального толкования приведенной нормы права следует, что законодателем разделены возможные к оспариванию действия организаторов закупки на совершенные до окончания срока подачи заявок и совершенные после этого срока. При этом действия, совершенные организатором закупки до окончания такого срока, могут быть оспорены в антимонопольном органе лицами вне зависимости от факта подачи ими заявок на участие в закупке.
В свою очередь, действия, совершенные уже на стадии рассмотрения заявок, допустимы к обжалованию исключительно лицами, подавшими заявки на участие в закупке.
Кроме того, из положений ч. 10 ст. 3 Закона о закупках следует, что для обжалования подобных действий лицо, обращающееся в антимонопольный орган с жалобой, должно доказать нарушение оспариваемыми действиями своих законных прав и интересов либо прав и законных интересов неопределенного круга лиц - потенциальных участников закупки.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения закупочной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
При таких обстоятельствах, оценивая поведение Заявителя в указанной части, следует признать его злоупотреблением правом (п. 2 ст. 10 ГК РФ).
Кроме того, Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия Закупочной документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ОБИТ" (ИНН: 7810204213, ОГРН: 1037821038860) на действия АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" (ИНН: 7730239877, ОГРН: 5177746220361) при проведении Закупки необоснованной.
Снять ограничение на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 22.04.2019 N ПО/19618/19.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 апреля 2019 г. N 077/07/00-2330/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.09.2019