Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>
при участии представителя АО "Россельхозбанк" - <...>
в отсутствие представителей ООО "Компстар" (извещены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 05.07.2019 N ПО/33715/19);
рассмотрев жалобу ООО "Компстар" (далее также - Заявитель, Общество) на АО "Россельхозбанк" (далее также - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по заправке и восстановлению картриджей для оргтехники для нужд Томского РФ АО "Россельхозбанк" (реестровый N 31907925651) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении его заявки от дальнейшего участия в Закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках). Указанное Положение о закупках в редакции, действующей на дату размещения извещения о проведении Закупки, размещено в ЕИС - 19.05.2019.
Извещение о проведении Закупки размещено на Официальном сайте 29.05.2019.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в Закупке от 13.06.2019 N 31907994464-01 (далее - Протокол) заявка Общества отклонена от дальнейшего участия в процедуре в связи с отсутствием согласия на оказание услуг в соответствии с проектом договора, а также в связи с несоответствием технического предложения установленным требованиям.
По мнению Заявителя, его заявка была подана в полном соответствии с требованиями Закупочной документации.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Пунктом 17 Извещения о проведении Закупки установлен перечень документов, представляемый в составе заявки на участие в конкурентной процедуре, в том числе:
согласно подпункту 17.1.10 пункта 17 Извещения - предусмотренное одним из следующих пунктов согласие участника запроса котировок в электронной форме (согласно пункту 2 части 8 статьи 3.4 Закона о закупках, а также пункту 6.13.4 Положения о закупках):
- на выполнение работ или оказание услуг, указанных в извещении о проведении запроса котировок, на условиях, предусмотренных проектом договора (в случае, если осуществляется закупка работ или услуг);
- на поставку товара, который указан в извещении о проведении запроса котировок и в отношении которого в извещении в соответствии с требованиями пункта 3.4.2 Положения о закупках содержится указание на товарный знак, на условиях, предусмотренных проектом договора и не подлежащих изменению по результатам проведения запроса котировок в электронной форме;
- на поставку товара, который указан в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме и конкретные показатели которого соответствуют значениям эквивалентности, установленным данным извещением (в случае, если участник запроса котировок в электронной форме предлагает поставку товара, который является эквивалентным товару, указанному в таком извещении), на условиях, предусмотренных проектом договора.
согласно подпункту 17.1.4 пункта 17 Извещения - Техническое предложение с приложением необходимых документов, оформленное в формате, допускающем поиск и копирование произвольного фрагмента текста: ".doc" и/или ".docx" и/или ".xls" и/или ".xlsx" (Приложение (5) к извещению о проведении запроса котировок).
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что в составе заявки было дано согласие на оказание услуг в соответствии с требованиями Закупочной документации.
На заседании Комиссии представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы.
При таких обстоятельствах, Комиссия, изучив представленную в материалы дела заявку Общества, приходит к выводу о неправомерности её отклонения по указанном основанию.
Относительно второго основания для отклонения представитель Заказчика пояснил, что участнику необходимо было представить техническое предложение в двух экземплярах: ".doc" и/или ".docx" и ".xls" и/или ".xlsx". В связи с тем, что Обществом было представлено Техническое предложение только в формате ".docx", его заявка была отклонена от дальнейшего участия в Закупке.
Комиссия оценивает довод Заказчика критически в связи с тем, что, во-первых, из положений Закупочной документации явно не следует, что участнику необходимо представить файл технического предложения в обоих форматах, так как перечисление таких форматов осуществлено через союзы "и/или". Во-вторых, в Технической части (Приложение N 1 к Извещению) Закупочной документации, в соответствии с которым происходит заполнение Технического предложения участника, Заказчиком установлены безальтернативные требования к оказываемым услугам, то есть участники дублируют положения документации и количество экземпляров Технического предложения не могут каким-либо образом повлиять на оценку заявки, поскольку представленное техническое предложение в разных форматах не влияет на суть и содержание Технического задания.
Таким образом, представление Обществом Технического предложения в виде файла в формате ".docx", допустимого согласно Закупочной документации, не препятствовало пониманию Заказчиком сути такого предложения участника в отношении предлагаемых услуг.
Следовательно, отклонение заявки по данному основанию, по мнению Комиссии, носит формальный характер.
При этом отклонение заявок на участие в Закупке, отвечающей требованиям Закупочной документации, по формальным основаниям не отвечает принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, закрепленных в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Резюмируя изложенное, Комиссия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отклонения заявки Общества по указанным в Протоколе основаниями, в связи с чем действия Заказчика нарушают положения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
На заседании Комиссии было установлено, что 04.07.2019 Заказчиком по результатам проведения Закупки заключен договор.
Указанный договор оценивается Комиссией критически на основании следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.
Протокол подведения итогов Закупки размещен на Официальном сайте 24.06.2019.
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Следовательно, Заявитель мог обжаловать действия Заказчика в срок до 08.07.2019.
Таким образом, Заказчик был вправе заключить соответствующий договор не ранее 09.07.2019.
В свою очередь, договор, заключенный в нарушение требований статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, считается ничтожным.
В соответствии с частью 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно части 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В связи с вышеизложенным, заключенный Заказчиком по результатам проведения конкретной процедуры договор признается антимонопольным органом ничтожным.
При таких обстоятельствах у антимонопольного органа отсутствуют препятствия для выдачи Заказчику обязательного к исполнению предписания об устранении выявленных нарушений.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Компстар" (ОГРН: 1087017025182, ИНН: 7017222413) на действия АО "Россельхозбанк" (ОГРН: 1027700342890, ИНН: 7725114488) при проведении Закупки обоснованной.
Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 июля 2019 г. N 077/07/00-5043/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.09.2019