Временно исполняющий обязанности заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Санкт-Петербургское УФАС России) <_>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N078/04/14.3-767/2019, возбужденного 20.08.2019 протоколом об административном правонарушении N 78/27359/19 в ОАО "ТД ЦУМ" (зарегистрировано в качестве юридического лица 17.12.1992, адрес; 125009, Москва, ул.Петровка, д.2, стр. 1,2, ОГРН 1027739063208, ИНН 7707073366, КПП 770701001),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (Санкт-Петербургское УФАС России), осуществляющее государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, поступило (вх.N4459-ЭП/19 от 15.02.2019) обращение физического лица (с приложением фотоматериалов), относительно ненадлежащей, по мнению заявителя, рекламы о скидке в 60% на вторую вещь, размещенную в ДЛТ - Доме Ленинградской Торговли (Большая Конюшенная ул.. 21-23, лит. А, г.Санкт-Петербург, 191186). Согласно обращению, заявитель понял, что речь идет о скидке в 60% на любую купленную вторую вещь и купил 09.02.2019 два зонта. Скидка заявителю не была предоставлена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно части 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе", под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
На основании документов и сведений, имеющихся в Санкт-Петербургском УФАС России, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ОАО "ТД ЦУМ".
Определением Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 01.03.2019 N78/6790/19 в отношении ОАО "ТД ЦУМ" возбуждено производство по делу N3-5-15/78-01-19 по признакам нарушения части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе". Рассмотрение дела N3-5-15/78-01-19 назначено на 20.03.2019.
В соответствии с документами и материалами, представленными 20.03.2019 в заседание Комиссии представителем ОАО "ТД ЦУМ" по доверенности б/н от 04.10.2018 Поляковым Л.П., регламент акции "Sale 60% в ДЛТ", утвержден генеральным директором ОАО "ТД ЦУМ". Условия регламента предусматривают, что лицо, в период проведения рекламной акции, купившее на территории ДЛТ комплект их двух единиц товара, участвующего в рекламной акции и соответствующего условиям формирования комплекта, вправе получить скидку 60 % от первоначальной цены наименьщего по стоимости и входящих в комплект товаров. ЦУМ, в границах здания ДЛТ разместил рекламу следующего содержания: "Sale* 60% на вторую вещь** до 17 февраля". В макете, после слов "Sale", был проставлен знак звездочка "*", а после слов на "вторую вещь" - знак двойной звездочки "**", говорящий о наличии дополнительной существенной информации к данному тексту, а именно: * Распродажа. **Скидка предоставляется от первоначальной цены на товар наименьщей стоимости в чеке, приобретенный в одном отделе. В акции участвует ограниченный ассортимент товара. Сроки проведения акции с 08 по 17 февраля 2019 г. Иные подробности, исключения и
ограничения в Регламенте акпии на dlt.ru и у продавцов-консультантов.
Слова "Sale 60% на вторую вещь до 17 февраля" в рекламе, размещавшейся в феврале 2019 года в ДЛТ - Доме Ленинградской Торговли (Большая Конюшенная ул. 21-23, лит. А, г. Санкт-Петербург, 191186), выполнены крупным кеглем белого цвета на основном оранжевом фоне рекламного плаката, занимают доминирующее положение. Текст под астериксами выполнен в бледном цвете основного фона рекламного плаката и кеглем значительно меньшего размера. Прочитать данный текст не предоставляется возможным.
Выполненный мелким шрифтомом текст "...* Распродажа. **Скидка предоставляется от первоначальной цены на товар наименьщей стоимости в чеке, приобретенный в одном отделе. В акции участвует ограниченный ассортимент товара. Сроки проведения акции с 08 по 17 февраля 2019 г. Иные подробности, исключения и ограничения в Регламенте акпии на dlt.ru и у продавцов-консультантов", формально присутствовал в рекламе, однако форма представления такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями. Следовательно данные сведения не были доведены для неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой рекламной акции.
Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера шрифта текста рекламы), свидетельствует о недобросовестности рекламы.
В соответствии с пунктом 28 Постановления от 08 октября 2012 года N58 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами федерального закона "О рекламе", рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые ФЗ "О рекламе" к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования.
Согласно части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" , в соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе", несет ОАО "ТД ЦУМ" - лицо определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее- Комиссия) в результате рассмотрения дела N3-5-15/78-01-19 о нарушении законодательства о рекламе решением от 20.03.2019 (исх.N78/9762/19 от 26.03.2019) признала рекламу "Sale 60% на вторую вещь до 17 февраля" распространяемую ОАО "ТД ЦУМ" в феврале 2019 года в ДЛТ - Доме Ленинградской Торговли (Большая Конюшенная ул. 21-23, лит. А, г. Санкт-Петербург, 191186), ненадлежащей.
В действиях ОАО "Торговый Дом ЦУМ", выразившихся в определении объекта рекламирования и содержания рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, установлено нарушение требований части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях (далее КоАП РФ) установлена административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе.
Место и время совершения административного правонарушения: Санкт-Петербург 15.02.2019.
Письмом N78/25067/19 от 30.07.2019 законный представитель ОАО "ТД ЦУМ" вызван на 20.08.2019 года в 10 часов 00 минут для составления протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
20.08.2019 законный представитель ОАО "ТД ЦУМ" на составление протокола об административном правонарушении в назначенный срок не явился при надлежащем уведомлении о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
ОАО "ТД ЦУМ" не проинформировало Санкт-Петербургское УФАС России о невозможности явки своего законного представителя на составление протокола об административном правонарушении.
На основании изложенного, протокол составлен в отсутствие законного представителя ОАО "ТД ЦУМ", но в присутствии Полякова Леонида Петровича, представляющего ОАО "ТД ЦУМ" по доверенности подписанной генеральным директором (законным представителем) ОАО "ТД ЦУМ".
Определением от 20.08.2019 N78/27360/19 законный представитель ОАО "ТД ЦУМ" вызван на 28.08.2019 в 11.00 на рассмотрение дела N078/04/14.3-767/2019 об административном правонарушении.
Указанное определение получено 20.08.2019 представителем ОАО "ТД ЦУМ" по доверенности Л.П.Поляковым.
28.08.2019 на рассмотрение дела N078/04/14.3-767/2019 законный представитель ОАО "ТД ЦУМ" не явился при надлежащем уведомлении о месте и времени рассмотрения дела.
ОАО "ТД ЦУМ" не проинформировало Санкт-Петербургское УФАС России о невозможности явки на рассмотрение дела N078/04/14.3-767/2019 своего законного представителя.
На основании изложенного дело N078/04/14.3-767/2019 в отсутствие законного представителя ОАО "ТД ЦУМ" но в присутствии представителя ОАО "ТД ЦУМ" по доверенности от 17.06.2019 Л.П.Полякова.
28.08.2019 на рассмотрении дела N078/04/14.3-767/2019 Л.П.Поляков согласился с вменяемым обществу административным правонарушением.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1. КоАП РФ, юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В Санкт-Петербургском УФАС России отсутствуют сведения об обстоятельствах, свидетельствующих об отсутствии у ОАО "ТД ЦУМ" возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, а также об обстоятельствах, свидетельствующих о принятии всех зависящих от ОАО "ТД ЦУМ" мер по их соблюдению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В рамках производства по делу N078/04/14.3-767/2019 обстоятельств, отягчающих и сммягчающих административную ответственность ОАО "ТД ЦУМ" не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 2.1, ст. 4.1, ч.1 ст.14.3, ст.ст. 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛА:
1. Назначить ОАО "ТД ЦУМ" административное наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 (ста десяти тысяч) рублей 00 копеек за совершение административного правонарушения (нарушение части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе"), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
2. ОАО "ТД ЦУМ" представить в Санкт-Петербургское УФАС России копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа.
Штраф должен быть перечислен на следующие реквизиты:
ИНН 7825413361, КПП 780101001
Получатель: УФК по г. Санкт-Петербургу (Санкт-Петербургское УФАС России)
Счёт N40101810200000010001
Северо-Западное ГУ Банка России по г. Санкт-Петербургу
БИК 044030001
УИН 16100500000000196373
Код дохода (КБК): 161 1 16 26000 01 6000 140 (денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе, налагаемые федеральными органами государственной власти)
ОКТМО 40307000
Платёжные поручения оформляются плательщиками в соответствии с Правилами указания информации в полях расчётных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утверждённых Приказом Минфина РФ от 24.11.2004 N 106н.
Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно частью 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано в надлежащем порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
На основании статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229 "Об исполнительном производстве", постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня вступления в законную силу.
Согласно частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
ВРИО
заместителя руководителя управления <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 августа 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.08.2019